Бугорский Анатолий Петрович. Необыкновенная история

Тело человека гораздо более крепкое и сильное, чем ему кажется, и именно это доказывает случай, который пережил Анатолий Бугорский. Мы можем пережить и перегрузки невероятные, и аварии самые страшные, и падения с большой высоты - всё это оставляет немалый шанс выжить. Если повезёт.

Несчастный случай

Физик Анатолий Бугорский случайно пропустил через себя поток протонов и выжил после ужасающей радиационной дозы. Конечно, окружающий мир жесток и жёсток, однако человеческий организм готов ему противостоять, несмотря на непреходящее ощущение незащищённости перед ним и собственной хрупкости.

Наверное, это встроенная защита, сдерживающая нас от особо рискованных предприятий, которые мы намереваемся затеять. Но некоторые случаи предвидеть просто невозможно, что и произошло однажды в Институте физики высоких энергий.

Работа такая

В наукограде Протвино Московской области давно функционирует вышеуказанный институт - с 1963 года. Надо сказать, что рядовым учреждением он не был с момента создания. Бугорский начал работать там с семидесятых, когда Институт физики высоких энергий уже был одним из крупнейших научных предприятий страны. Работал он на ускорителях - тоже крупнейших в мире. В 1967 году в институте появился ускоритель У-70, тот самый - "приласкавший" так несообразно научного сотрудника, направленный на энергию протонов до 70 гигаэлектронвольт.

Сейчас ускорительный комплекс ИФВЭ позволяет проводить широчайшее международное сотрудничество с участием ядерных научных учреждений Дубны (ОИЯИ), ЦЕРН (Швейцария), различных университетов и лабораторий Японии, США, Западной Европы. Анатолий Бугорский пострадал от ускорителя, который до сих пор не просто в строю, но и в первых рядах. Впрочем, исследователь после такой травмы излечился, продолжил работать на нём и даже сумел защитить диссертацию.

Институт сейчас

Исследования в области физики требовали создания УНК (ускорительно-накопительного комплекса), который мог бы появиться уже в 90-х, но тут страну настиг коллапс, и Советский Союз перестал существовать. Стало быть, финансирование науки не просто застопорилось, оно практически прекратилось. Была почти сооружена только первая ступень УНК - ускоритель на энергию до шестисот гигаэлектронвольт. Однако исследования продолжились и в этих условиях.

Проводились фундаментальные экспериментальные и теоретические изыскания, касающиеся строения материи на её субъядерном уровне, изучались взаимодействия частиц при высоких энергиях. Подготовились и были проведены эксперименты в пучках частиц. Созданы экспериментальные установки и ускорители для мощной электрофизики, сверхпроводимости, криогенной и вакуумной техники, ускорительной техники, радиоэлектроники, радиационной техники и многое другое. Даже установка для лечения раковых опухолей была создана в Протвино Московской области.

Чем ещё полезен ИФВЭ

В Институте физики высоких энергий налажено производство оптики, калориметров, сцинтилляторов. Изготовляют там электромагниты и дозиметрические приборы. А ещё занимаются производством нестандартного оборудования. Производят радиоэлектронику и предлагают собственные программные средства. Институт обеспечивает энергией город Протвино. Совсем дополнительно зарабатывают средства на автомобильных перевозках, монтажных и ремонтных работах.

Финансирования требуют многие научные исследования и разработки. В том числе создание УНК и реконструкции имеющихся ускорителей. Также требует вложений и модернизация экспериментальных установок. Деньги нужны для системы радиационной безопасности, ресурсосберегающей технологии сантиметрового диапазона сверхпроводящих резонаторов и для много другого. Творческие усилия коллектива направлены на создание установок, весьма требующихся народному хозяйству России - её газовой промышленности, медицине, энергетике. Помочь стране в её трудное время старается каждый ученый.

Анатолий Бугорский и физика

Это случилось в 1978 году. Будучи сотрудником института, Анатолий случайно попал под пучок протонов, который прошёл сквозь его голову. Воздействие синхротрона У-70 должно было бы быть смертельным.

Доза радиации только на входе составила двести тысяч рентген. На выходе их было триста тысяч. Для летального исхода должно было хватит и шестисот. Без тысяч. Даже это - сверхвысокая доза радиации. В голове у Анатолия, по его воспоминаниям, словно вспыхнуло солнце. Но он не умер. Правда, пришлось долго лечиться.

Посторонним не входить!

Что же именно произошло, когда физик Анатолий Бугорский приблизился к ускорителю? Почему без ускорителя протоны нас не трогают? Попробуем разобраться. Дело в том, что в обычном окружении человека ядра больших энергий не встречаются. Но ими можно стрелять, для того и существуют ускорители.

Когда энергии достаточно, высокоэнергичные ядра вступают в реакцию с ядрами атомов, из которых состоит человек. И продукты такой реакции могут навредить вплоть до летального исхода. Как минимум онкология обеспечена. Подобный выстрел радиологи Москвы классифицируют как способный прожечь человека насквозь. Именно поэтому всем посторонним вход в помещение, где находится ускоритель, строжайшим образом воспрещён. Он жжёт даже своих.

Почему нужен пучок

Один протон - не пуля. Он, как говорят физики, и мёртвой кожи не пролетит. А вот пучок, да в виде продукта радиоактивного распада радионуклидов искусственного или природного происхождения, чрезвычайно опасен. В принципе, радиационный фон при нас присутствует всегда. Это естественный фон.

Радиоактивный распад гелия, например, заставляет ядро двигаться со скоростью β=0,03÷0,06. Это не слишком быстро. Не только через тело, даже через одежду такое ядро не пройдёт. Оно может попасть в организм с дыханием или с водой, когда мы пьём. Это тоже достаточно грустная история, но у Анатолия Петровича Бугорского произошёл другой случай.

Обходят на вираже!

Такие энергии, как на ускорителе, ядро может получить только в космосе. Наша атмосфера разрушает или сильно препятствует буквально всем потокам. Ядер с большими энергиями на Земле быть не может. Однако у этих благоприятных фактов есть и изнаночная сторона. Поверхность земли вполне допускает потоки частиц вторичных: электронов, γ-квантов, мюонов, нейтронов, протонов.

Дело в том, что все они могут обладать высокими энергиями, поскольку рождаются от взаимодействия космических лучей, которые высокоэнергичны, и атмосферы. Они развивают практически скорость света. Мюоны нам не вредят, даже проходя насквозь в исключительно больших количествах (пока дописывается эта строка, сквозь каждого читателя уже пролетит их тысяч сто - сто пятьдесят). Но есть и другие!

Не такие дружелюбные

Другие частицы не так многочисленны, но с гораздо меньшим пиететом к нам относятся. Фон космических излучений полностью состоит из них и более миллиона лет по всей нашей эволюции нас сопровождает. Никуда от них спрятаться нельзя, а потому и бояться их нечего. Много литературы по этой тематике пришлось прочесть, и особо в ней хороша гипотеза о том, что именно космические излучения заставляют человечество мутировать. Благодаря этим энергичным недобрым частицам пришлось слезть с дерева и заняться каким-то делом. Например, бизнесом. Ну, или ускоритель У-70 запускать.

Атом имеет нулевую массу покоя, поэтому до скорости света его не разогнать без ускорителя, который легко придаёт ему энергию вплоть до сверхвысокой. Ну и смотря чей атом выстрелит. Н+, то есть ион водорода, может и прострелить. Остальных наша кожа остановит. Здесь важен биологический эффект - ионизация атомов кислорода (все вспомнили сразу о свободных радикалах!), который грозит оксидативным стрессом. Именно это и случилось с учёным Бугорским.

Техника безопасности

Для ускорителей предусмотрена сложная система блокировок, они охраняются от посторонних и от "своих", попадающих в рабочую зону. Опасен ускоритель только тогда, когда он работает. Словом, не должны были случиться все эти неприятности июньские, ничто их не предвещало. Бугорскому нужно было пройти непосредственно внутрь, к приборам, которые установлены прямо по трассе следования пучка частиц из ускорителя. Они там летят на свободе, без какой-либо вакуумной трубы. Всё было как обычно: звонок на пульт, чтобы временно снять пучок в определённом канале, путь через бетонный лабиринт, сквозь заблокированную дверь со всегда светящимся таблом, запрещающим вход.

Оказалось, что дверь была разблокирована после прошлого эксперимента, а к следующему блокировка включена не была. Табло же угасло не потому, что его отключили, там лампочка перегорела. Бугорский же в работе был слишком азартен. Сказал, что будет на ускорителе через пять минут, а прибежал раньше. До того, как оператор отключил ускоритель. Наклонился к приборам. И его голова эту невидимую трассу пересекла. Все люди время от времени ловят частицы больших энергий. Из космоса, например. Но редко. И единицы частиц. А тут - пучок. Грандиозный пакет частиц. Весь одномоментно. И не на весь организм, а целенаправленно - в мозг. Вспышка была ослепительной и оглушительной. А потом - пелена.

Настоящее чудо

Ускоритель элементарных частиц можно посмотреть на фото. Казалось бы, ничего страшного в этом аппарате нет. Однако Анатолий Бугорский именно на нём получил облучение гораздо более смертельной дозы. Но произошло чудо. Исследователь, отвечающий за работу самого крупного в СССР ускорителя У-70, устранял некие неисправности внутри. Как обстояли в институте дела с техникой безопасности - история рассказана выше.

Протоны прошили насквозь его левое полушарие головного мозга, вызвав ярчайшую вспышку - ярче солнца. Боль наверняка была, просто Анатолий не был в состоянии её почувствовать. Во всяком случае обожжённая дорожка на коже осталась от прохождения пучка. И шрамы глубокие навсегда остались. Левая половина лица мгновенно распухла до полной неузнаваемости. Бедолагу-учёного доставили в больницу и начали горевать о его кончине. Это и понятно: все физики знают, какую дозу радиации Анатолий получил. К тому же пучок протонов влетел в затылок, прострелил мозг, череп и вышел на лице. На что тут можно было надеяться? Но чудо произошло.

Работа всё та же

Случилось всё не так, как ожидали. Бугорский не просто выжил. Он даже полностью сохранил интеллектуальный потенциал. Правда, после этого несчастного случая и болезни стал уставать немного быстрее, в голове постоянно что-то шумело, а левое ухо слышать перестало. А ещё парализовало левую сторону лица, как бывает после инсульта. Зато правая сторона лица не только прекратила стариться, но даже и помоложе стала выглядеть, не на свои тридцать шесть лет.

Это из-за того, что летящий пучок протонов разрушил все нервы на своём пути. Иногда Анатолий ощущал судороги, иногда наступали приступы эпилепсии. Но всё равно - он жил, он не умер в происшествии, из которого живыми не выходят. Более того, он жил полноценно, даже работу не поменял, даже диссертацию дописал и защитил. Вырастил сына (ну, тут жена помогала). Продолжил координировать физические эксперименты в родном институте.

История болезни

Интенсивный высокоэнергичный пучок протонов, поперечный размер 2 х 3 миллиметров. Траектория: от затылочной области через медиобазальные отделы височной области слева, далее пирамида височной кости, барабанная полость, среднее ухо, его костный лабиринт, челюстная ямка и левое крыло носа. Доза радиации - двести тысяч рентген на входе, триста тысяч на выходе (за счёт рассеяния на тканях). Последняя даже если бы была в триста раз меньшей, всё равно получается больше предельной. Досталось локально и узко, но много. Слишком много. Пучок прошёл по единственно возможной траектории, которая позволяет жизненно важные мозговые центры и сосуды не пересечь.

Самое интересное то, что Бугорский не позвал на помощь. Он, конечно, понял, что смертельно влип. Но, превозмогая пелену перед глазами, доделал работу и даже записал в журнале данного канала своё посещение (таков порядок!). К врачам он обратился только наутро. Поверить в рассказанное ни один доктор сразу не смог. А потом Анатолия спешно увезли в Москву, к лучшим радиологам в специализированную больницу. Лежал он в реанимации. Врачи, естественно, в успех не верили: дыра в голове чудовищная, да ещё и облучение невиданное. Но материалы лечения, само собой, засекречивались. Теперь много несуразностей случается из-за этого: для обоснования получения социальной помощи справки же нужны, а их не дают, слишком уж уникальна эта авария.

Комментарии