Что такое цепочка ценностей Портера

В рамках современной модели развития экономики особое значение приобретает способность каждого предприятия эффективно позиционировать и совершенствовать свои преимущества в условиях глобальной конкурентной борьбы.

цепочка ценностей портера

В течение нескольких лет Россия находится в состоянии экономического реформирования. В ходе преобразований новые хозяйственные отношения развиваются комплексно во всех отраслях. Формируется гибкая и адаптивная система управления, создаются условия, необходимые для успешной предпринимательской деятельности.

Между тем большая часть российских предприятий не готова к ведению активной борьбы. Это негативным образом отражается на показателях их деятельности. Улучшить положение можно только путем выпуска конкурентоспособных товаров, ориентированных на потребности покупателя. Для этого, в свою очередь, необходимо своевременно прогнозировать развитие бизнеса, осуществлять сбор и анализ информации о перспективах и возможностях, состоянии рынка, положении конкурентов на нем. Поможет в этом цепочка ценностей Портера.

Стратегический анализ

Он является важнейшим элементом успеха предприятия. Руководство компании должно четко понимать потребности рынка, стремиться к их удовлетворению с большей, чем конкуренты, пользой.

Успех предприятия во многом зависит от знания конъюнктуры рынка, достижения конкурентоспособности, преимуществ, обеспечивающих организации устойчивое положение. Управление бизнесом – динамичный процесс. Он требует постоянного отслеживания деятельности предприятия.

Теория Портера

Современным и эффективным инструментом оценки конкурентоспособности как отдельных государств, так и регионального производства является теория преимуществ. Она может применяться и к отдельным промышленным сферам, и ко всей экономике в целом. В качестве одного из инструментов этой теории выступает модель Портера – цепочка ценностей. Она обеспечивает более глубокое понимание процессов, происходящих внутри предприятия.

цепочка ценностей м портера

Впервые цепочка создания ценности М. Портером была описана в 1985 г. Она представляет собой последовательность действий предприятия, направленных на преобразование ресурсов в конечную услугу или продукт. По сути, цепочка ценностей Портера – инструмент стратегического планирования, обеспечивающий подробное исследование работы компании.

Суть концепции

Она состоит в том, что предприятие в ходе своей деятельности формирует для потребителей определенный набор ценностей. Покупатели, в свою очередь, должны нуждаться в них и быть готовыми платить за них.

В цепочке ценностей Майкла Портера деятельность компании разделялась на основную и вспомогательную. Первая при этом прямым образом добавляет стоимость к конечной услуге или продукту. Вспомогательная деятельность косвенно обеспечивает эффективную и рациональную реализацию основных задач.

Структура

К основной деятельности в цепочке ценностей М. Портер относит:

  • Внутреннюю логистику. Она предполагает контроль запасов, распределение первичных компонентов.
  • Операции. В ходе них первичные компоненты преобразуются в конечный продукт.
  • Внешнюю логистику. Она включает в себя распределение и хранение продукта.
  • Маркетинг, сбыт. В рамках этой деятельности основным инструментом является реклама.

Вспомогательными направлениями в цепочке создания ценностей Портера являются:

  • Материально-техническое обеспечение. Предприятие осуществляет закупку необходимых материалов и сырья.
  • Развитие технологий. В рамках этого направления разрабатываются процессы, запасы и сам продукт.
  • Управление трудовыми ресурсами. Оно предполагает отбор и обучение работников, внедрение системы мотивации и вознаграждения персонала.
  • Инфраструктура предприятия. Ее формирование осуществляется в рамках планирования, финансирования, менеджмента.

Анализ цепочки создания ценности М. Портера

Как и любая другая теория, концепция имеет ряд достоинств и недостатков.

цепочка создания ценности портера

Преимуществом цепочки ценностей Портера считают объем информации, который можно получить в ходе анализа. Эти данные используются для проверки соответствия каждого вида деятельности максимально достижимым показателям в конкретной отрасли.

Цепочка ценностей Портера позволяет эффективнее планировать деятельность, выявлять наиболее перспективные варианты повышения конкурентоспособности компании по расходам. Соответственно, руководство предприятия может выбрать оптимальный способ их минимизации.

Недостаток у концепции всего один. Минусом цепочки ценностей Портера считается недоступность сведений о расходах других предприятий, поскольку они являются конфиденциальными. Кроме того, сопоставление по издержкам можно провести далеко не во всех случаях, так как фирмы стремятся использовать разные методы их учета.

Цепочка ценностей Портера: пример

Рассмотрим, как действует концепция на примере фирмы, основная деятельность которой связана с ломоперерабатывающей промышленностью. На фото ниже можно увидеть факторы, которыми обеспечивается конкурентоспособность компании.

цепочка ценностей портера пример

В представленной цепочке отчетливо видны конкурентные преимущества предприятия.

Однако, поскольку деятельность организации имеет свою специфику, следует разъяснить отдельные моменты:

  • Термин "маржа" в конце схемы – это разница между общей стоимостью произведенного продукта и комплексом расходов, возникших при осуществлении всех видов деятельности.
  • Соответствие нормативам означает, что на каждый металлургический комбинат распространяются определенные стандарты приемки лома на свою площадку с целью последующего использования. Перечень норм устанавливается в ГОСТ.
  • Предприятие является перекупщиком лома. В первую очередь осуществляется закупка и сбор сырья с пунктов приема, которые принадлежат компании. После этого оно транспортируется на базу, где сортируется, режется и прессуется для последующей реализации. Далее производится поставка в соответствии с заключенными договорами.
  • За железнодорожные перевозки, являющиеся основным способом перемещения сырья, будет платить конечный покупатель. При этом металлолом НДС не облагается.

Пояснения

Анализ возможностей на основе оценки цепочки ценностей позволяет определить позицию бизнеса в отрасли. Портер считал, что предприятие может иметь преимущество только в рамках одной из 2 возможных типовых стратегий: лидерством или дифференциацией по показателям расходов.

Возможность конкурировать конкретным способом вытекает из предварительной оценки конкурентных сил, понимания потенциала на основе анализа цепочки.

цепочка ценности майкла портера

Оценка слабых и сильных сторон предприятия

Для удобства анализ сильных и слабых мест в бизнесе представлен в таблице.

Преимущества

Слабости

Высококвалифицированные действующие сотрудники

Опасность повышения расходов на энергию в будущем

Использование преимущественно современного оборудования

Вероятность возникновения в будущем экологических проблем

Малозатратная логистическая система в связи с местоположением

Вероятность усиления конкуренции вследствие появления заменителей

Низкая себестоимость основного сырья и вспомогательных материалов

Отсутствие рекламной компании

Значительная доля на рынке

Небольшие суммы налогов

По результатам анализа можно заключить, что стратегия компании ориентирована на достижение лидерства по расходам, поскольку его составляющими являются экономия от масштаба, минимизация издержек на пиар-кампанию, охват значительного пространства на рынке.

цепочка создания ценности м портера

Факторы риска

Сегодня концепция Портера считается наиболее удобным и простым для понимания инструментом анализа. Многие предприятия активно используют ее в своей деятельности. Однако стоит сказать, что в современном мире цепочки ценностей претерпели существенные изменения. При этом факторы риска приобретают все большее значение. К ним можно отнести:

  • Ограниченность ресурсов, увеличение численности населения, ухудшение состояния окружающей среды. Эти обстоятельства объединены понятием "экологические факторы риска".
  • Экстремальные природные условия, проблемы политической и социальной нестабильности и пр. Их именуют геополитическими рисками.
  • Угроза "цифровой дезинтеграции". В последнее время Интернет не всегда признается надежным средством ведения бизнеса и коммуникации.

модель портера цепочка ценностей

Принципы повышения устойчивости

Учитывая риски, каждое предприятие стремится выработать наиболее эффективную стратегию усиления своих преимуществ. Среди наиболее эффективных принципов повышения устойчивости на рынке следует отметить:

  • Анализ и адаптацию. Руководство организации при необходимости изменяет и улучшает стратегию, тактику и возможности, учитывает свой прежний опыт и анализирует деятельность конкурентов.
  • Контакты и взаимосвязи. Сведения о возможных рисках распространяются и внутри предприятия, и по всей цепи создания ценностей.
  • Прогноз угроз. На предприятии формируется группа аналитиков, которые прогнозируют вероятные проблемы и возможности для их предупреждения.
  • Система быстрого реагирования. Наличие диверсифицированных активов и ресурсов позволяет быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке, а также оперативно реализовать мероприятия по восстановлению нормальной работы.

анализ цепочки создания ценности м портера

Выбор принципов, способов, инструментов повышения устойчивости цепочки будет зависеть от масштабов предприятия, конкретных условий деятельности, а также объема возможностей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
0
Фу-х, хорошо, что есть цепочка ценностей Портера, а то не знаю куда бы скатилась экономика страны!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.