ОАО Крюковский вагоностроительный завод: продукция, отзывы

ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» располагается в Полтавской области Украины, городе Кременчуге. Это одно из крупнейших машиностроительных производств страны, специализирующееся на выпуске железнодорожного подвижного состава. Во времена СССР здесь также изготавливали самоходные понтоны различных модификаций.

Создание

Крюковский вагоностроительный завод был заложен в 1869 году в качестве мастерских по ремонту железнодорожных вагонов. Работы были начаты еще до завершения строительства в незаконченных корпусах предприятия 15 июня 1898 года, а первые изделия поставлены Харьковско-Николаевской железной дороге 1 августа 1900. До революции коллектив состоял из 400 работников, которые ежемесячно обслуживали до 140 вагонов различного назначения.

Именем революции

Во время Гражданской войны, спровоцированной революцией, мастерские были заброшены. В 1919 году работало меньше половины станков. Отсутствовало топливо, материалы, инструмент.

В 1921 производство возобновилось, до конца года было выпущено 44 вагона первой категории. В том же году для подготовки специалистов при Крюковском вагоностроительном заводе была открыта фабрично-заводская школа ученичества с четырехлетним сроком обучения. Первым советским начальником мастерских стал Николай Абрамович Кожевников.

За 1924-1925 годы работники осуществили ремонт 7304 вагонов. В это время на заводе работало более 1500 рабочих и 200 служащих. Появился передвижной паровой подъемный кран, создано электросварочное производство.

30-е годы

Постановлением Совета труда и обороны от 6 марта 1930 года мастерские переданы в ведение ВСНХ. В новом ведомстве предприятие переименовали в Крюковский вагоностроительный завод. Основной специализацией стало строительство 22-тонных двухосных платформ. Первая из них была выпущена в ноябре 1933 года. А уже в течение следующего 1934 года было произведено 8000 20-тонных платформ, из которых 5000 были оснащены автоматическими тормозами. Ежедневно завод выпускал 22 вагона.

В 1932 году началась реконструкция КВСЗ. Был заложен новый кузнечный цех, обновлен такелажный участок. Одновременно завод осваивал выпуск первого в СССР четырехосного полувагона грузоподъемностью 60 тонн конструкции Петра Травина.

В 1935 году Крюковский завод выпустил более 5900 платформ и 1800 вагонов. Производство являлось вторым по значимости среди вагоностроительных предприятий СССР. В 1936 году КВСЗ продолжал наращивать темпы производства: план выпуска полувагонов был увеличен по сравнению с 1935 годом почти в три раза – до 7000 единиц.

Великая Отечественная

Через месяц после начала войны в середине июля 1941 года началась эвакуация Крюковского вагоностроительного завода в Пермь. На новом месте было налажено производство фугасных авиационных бомб.

После освобождения Кременчуга началось восстановление предприятия. В течение 1944 года одновременно с реконструкцией цехов завод выполнял заказы 2-го Украинского фронта. Работники участвовали в восстановлении железнодорожного моста через Днепр.

В 1945 году КВСЗ начал серийный выпуск 60-тонных полувагонов: торжественная закладка первого состоялась 21 ноября 1945 года, а 28 ноября вагон №1040731 сошел с потока.

Послевоенное развитие

Завод к 1948 году достиг довоенных объемов производства. В 1954-1955 годах по заданию Министерства транспортного машиностроения отделом главного конструктора завода был спроектирован четырехосный полувагон типа гондолы грузоподъемностью 40 тонн. Вагоны Крюковского вагоностроительного завода предназначались для перевозки угля, руды, лесоматериалов, металла, оборудования, а также навалочных грузов. Первый 40-тонник был построен в 1956 году.

Особой гордостью заводчан стало освоение уникальных 93-тонных полувагонов. Невероятное достижение кременчугских инженеров было отмечено Золотой медалью Всемирной промышленной выставки, состоявшейся в 1958 году в Брюсселе. Полувагон был разработан в двух вариантах: с тормозной будкой и ручным тормозом и без них. Впервые в СССР на этом вагоне для облегчения труда грузчиков использовался торсионный механизм. Новые изделия по техническим характеристикам значительно превышали существующие в то время четырехосные аналоги и позволяли формировать поезда в 8000 тонн без переработки станционных путей. В будущем трехосная тележка этих вагонов стала основой для выпуска сверхтяжелых 6- и 8-осных вагонов.

В 1959 году в Крюкове спроектирован новый 90-тонный полувагон-самосвал для перевозки угля и других сыпучих грузов. В 1960 году – 100-тонный полувагон для перевозки железной руды. В том же году завод получил задание начать производство вагонов для перевозки цемента, опытный образец был испытан в 1963 году. В 1963 КВСЗ освоил производство мостовых кранов. В 1966 – цельнометаллических бункеров для бестарной перевозки зернобобовых и прочих грузов.

Параллельно с железнодорожным подвижным составом предприятие изготавливало паромно-постовые машины, самоходные паромы и транспортеры-амфибии для армии. Они выпускались с 50-х годов XX века до 2011 года. За это время было разработано порядка 20 моделей подобной техники.

Наше время

В 1993 году предприятие было реорганизовано в ОАО «Крюковский вагоностроительный завод». За последующие годы производство развивалось высокими темпами. В 2002 году на КВСЗ первыми в Украине изготовили скоростной поезд, ныне известный как «Столичный экспресс».

В 2013 году завод занял 10-е место по уровню управленческих инноваций в рейтинге высокотехнологичных предприятий машиностроительного сектора Украины. Сегодня организация ведет активные работы по созданию поездов метро на асинхронном тяговом приводе, которые должны заменить обычные поезда.

Продукция

Крюковский завод занимается производством:

  • полувагонов грузовых;
  • платформ;
  • бункерных, крытых вагонов;
  • цистерн;
  • запасных частей, тележек, пар колесных;
  • пассажирских всех типов;
  • вагонов-ресторанов;
  • скоростных класса «Интерсити»;
  • международного стандарта RIC.

Всего коллективом освоен выпуск 48 моделей пассажирских вагонов.

Крюковский вагоностроительный завод: отзывы

Согласно мнению эксплуатантов, КВСЗ производит высококачественную продукцию, соответствующую мировым стандартам. В последние годы среди заказчиков фигурирует много иностранных компаний, главным образом европейских. Зарубежных партнеров привлекает оптимальное соотношение цены, качества и комфорта.

Комментарии