Консильери - это кто? Отличия и сходства советника и помощника-ассистента

Фильм «Крестный отец» вышел в далеком 1972 году, то есть ровно 45 лет назад. Так как это своеобразный юбилей, то наступило время устроить ретроспективу. К сожалению, показать все три части киноэпопеи мы не в силах, но мы можем ответить на вопрос: консильери – это кто?

Перевод с итальянского

Если взять на себя труд и заглянуть в итальянско-русский словарь, то любопытствующий с легкостью установит значение слова. Consigliere – это консультант. Название должности вполне отвечает ее функциям. Так как крестный отец, будь он хоть семи пядей во лбу, не может отхватить всего, то консультант ему нужен, чтобы держать все нити в своих руках. Поэтому консильери – это человек надежный и проверенный. Дону Вито повезло: его сын, пусть и приемный, исполнял обязанности консильери. Том Хэген – отличный консультант, если дело не касается крутых времен и боевых дел семьи.

Есть ли у консильери реальная власть?

Настоящей власти у консультанта-советника, естественно, нет. Но так как он находится рядом с главой семьи, то может влиять на его решения. Например, если кому-то нужен хороший отзыв или, наоборот, плохой, то советник может вполне так устроить. Правда, если не брать реальную историю мафии и оставаться только в пространстве художественной вселенной, которую сделали совместно Марио Пьюзо и Френсис Форд Коппола, то надо признать: дон Вито всегда думал своей головой. Том был явно против помощи крестнику главы семьи, Джонни Фонтэйну. В фильме, может быть, это заметно не так ярко, а в книге четко написано: Том не любит Джонни, потому что, по его мнению, певцу слишком легко все достается.

Эпизод с Соллоццо

Если еще вспомнить случаи «неповиновения» дона своему приемному сыну, то сразу приходит на ум случай с Соллоццо. Том ведь сказал, что в наркобизнесе крутятся большие деньги, и если не их семья возьмет эту сферу влияния под свой контроль, то обязательно найдутся желающие. Такой поворот приведет к финансовым проблемам, а значит, ослабит семью, и ее подчинят себе другие нью-йоркские кланы. Но и тут дон поступил так, как считал нужным. В свою очередь, Майклу пришлось забыть о карьере математика и стать новым доном, главой семьи.

Консильери – это еще и переговорщик или, говоря более прилично, дипломат. После того как стреляли в дона Вито, именно Тома Хэгена похитил Соллоццо, чтобы изложить ему свою позицию. Том должен был убедить Сонни принять предложения Турка.

Есть еще одна функция у советника, которая на примере Тома Хэгена не работает. Существует и другая ипостась у консультанта: он может быть советником военного времени, когда нужно принимать решения о ликвидации людей. Том, как сказал ему однажды Сонни в порыве гнева, не годится на эту роль.

Что мешает Тому Хэгену стать военным консильери?

Видимо, Тому мешает основная специальность отринуть присущий ему дипломатизм. Напомним читателю, что он адвокат. Служитель закона, если у него есть хоть какие-то моральные ценности, не может безоглядно проливать чужую кровь. Возможно, будь у него другая «гражданская» профессия, он смог бы переступить через себя, и Майкл, взявший в свои руки дела семьи, не заменил бы его на своего отца. В то время обстановка накалилась, и дипломатия уже была не нужна. Интересно, что на вопрос о том, как зовут консильери дона Корлеоне, можно ответить по-разному в зависимости от того, о каком периоде времени идет речь. Если до пришествия Майкла к власти, то ответ: «Том Хэген», если после – «Вито Корлеоне». Правда, тут речь только о первом фильме. Когда отца не стало, то постоянным советником был, конечно, Том. А в третьей части киноэпопеи герой, к сожалению, не появился. Кстати, на этот хитроумный вопрос даже не всякий любитель саги ответит, тут нужна внимательность.

Тони Старк и дон Корлеоне: отличия и сходства советника (консильери) и ассистента, или помощника

Читатель, наверное, удивлен столь нелогичному и стремительному переходу от одного к другому. Но пугаться не стоит. Во-первых, мы все еще живем в пространстве парадигмы постмодерна, а значит, в этом мире возможно все, любой коктейль. А во-вторых, мы должны понять сходства и различия обычного ассистента и помощника и мафиозного советника. Почему бы в качестве иллюстрации не использовать Пеппер и Джарвиса. Чтобы не возникло путаницы, мы будем ориентироваться только на первый фильм 2008 года о Железном человеке. В комиксах настолько запутанные и многогранные отношения между героями, что в них легко можно завязнуть и не выбраться. Наш же вопрос такой: кто лучше - ассистент Тони Старка или консильери дона Корлеоне, и можно ли вообще их сравнивать? Странно, конечно, соотносить между собой реалистичного персонажа и тех, кто родом из комикса, но в век Интернета чего только не бывает. Начнем со сходств. Что объединяет консильери и ассистента:

  1. Они поддерживают связь с внешним миром.
  2. Отвечают за юридические дела своих патронов.
  3. Ведут переговоры.
  4. Собирают информацию.

На этом, наверное, их родство заканчивается. Что же касается остального, то у Пеппер и Джарвиса значительно больше полномочий, чем у Тома Хэгена. Разница жанров тоже дает о себе знать. Но если вдруг читатель надумает себе брать помощников, то, конечно, Пеппер и Джарвис выигрышнее. Консильери – это фигура, которая существует только в пространстве мафиозного клана.

Почему Джарвис и Пеппер не подойдут дону Корлеоне?

Странный вопрос, да? Но само сравнение слегка абсурдное. Поэтому нужно довести абсурд до предела и поставить мысленный эксперимент, который смыкается на вопросе: а выживут ли помощники Тони Старка в мафиозной среде? Ответ: конечно, нет. Потому что ассистенты Железного человека ничего не знают о тонкостях отношений в синдикате, Джарвис, так как он машина, не способен считывать тончайших эмоциональных нюансов. Правда, в подсчитывании вероятности нападения, думаем, он даст фору человеку, которого обозначают словом «консильери», но и эти решения принимает все равно дон.

Какова мораль? Каждый должен быть на своем месте. Этих в широком смысле «подручных» породили разные среды, поэтому рокировка невозможна, так же как и вопрос: а кто из них круче? Неизвестно. Смотреть надо, как бы это ни звучало банально, по их эффективности.

Напоследок скажем: исполнитель роли консильери в «Крестном отце», Роберт Дюваль, жив и прекрасно себя чувствует. Ему уже 86 лет. Пожелаем ему долгих лет. Весь актерский состав кинокартины, которая в этом году отпраздновала 45-летний юбилей, подарил миру подлинный шедевр.

Комментарии