Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Госгортехнадзор России. МЧС РФ
Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС. Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера.
Для предотвращения стихийных бедствий, ликвидации последствий, которые они влекут, необходимы глубокие знания об их природе, причинах возникновения, механизме, характере проявления. Постоянный мониторинг ситуации, точный своевременный прогноз – важнейшие условия обеспечения защиты населения от ЧС. Он является одним из ключевых элементов процесса управления рисками.
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
Она предназначена для наблюдения, контроля и предвидения опасных явлений и процессов, происходящих в природе, технологической сфере, динамики их развития. Прогноз аварийности позволяет определить масштабы катастроф, предупредить их возникновение и организовать эффективные мероприятия по их предотвращению.
Участники системы
Мониторинг осуществляется многими учреждениями и организациями. Прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций гидрометеорологического характера, к примеру, занимаются подразделения Росгидромета. Эта служба, кроме прочего, следит за состоянием атмосферы, почвы и воды.
Сейсмическими наблюдениями, прогнозированием землетрясений занимается сразу несколько ведомств. Среди них МЧС РФ, Госстрой, Минобороны, РАН и пр.
Особая роль в прогнозировании принадлежит Минприроды. Это ведомство координирует работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, деятельность других структур, осуществляющих наблюдения за состоянием природы. Министерство и его подразделения организуют и осуществляют мониторинг:
- Источников антропогенного влияния на окружающую среду.
- Растительного и животного мира.
- Водной среды в местах сброса стоков и водозабора.
- Опасных геологических явлений.
В России ведутся также социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения. Этой деятельностью занимается Минздравсоцразвития.
За состоянием техногенных объектов следят надзорные ведомства: Госатомнадзор и Госгортехнадзор России, а также подразделения, входящие в структуру федеральной исполнительной власти. Контрольные органы сформированы также на региональном уровне. На предприятиях мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляют отделы по промышленной безопасности.
Особенности внедрения
Качество мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций определяет эффективность уменьшения рисков возникновения катастроф и их масштаба. Особое значение этого направления в сфере обеспечения защиты населения и территории страны нашло отражение в распоряжении Президента № 86-РП от 2000 г.
В этом акте была констатирована необходимость ведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, определен порядок создания эффективной системы контроля. После проведения соответствующей работы она стала функциональным информационно-аналитическим звеном РСЧС.
Структура системы была сформирована на основании принципов организации ведомств и министерств, входящих в РСЧС.
Уровни управления
Методическое руководство, координацию деятельности системы на федеральном уровне осуществляет Всероссийский центр прогнозирования и мониторинга при МЧС РФ. В федеральных округах, субъектах РФ работу ведут региональные и территориальные подразделения мониторинга, прогнозирования, лабораторного контроля.
Система в целом включает в себя множество межведомственных, территориальных, ведомственных подсистем. К ним в первую очередь относят:
- Всероссийский мониторинговый центр.
- Региональные подразделения, находящиеся в составе органов управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
- Сеть лабораторного контроля.
- Систему экологических наблюдений.
- Специальные учреждения и центры, подведомственные исполнительным структурам региональных и муниципальных органов.
Взаимодействие структурных элементов системы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых документов.
Задачи субъектов
Центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в регионах и муниципалитетах осуществляют:
- Сбор и изучение сведений о возможных и потенциальных источниках опасности, причинах их появления, передачу этой информации в компетентные органы госвласти.
- Прогнозирование возникновения и масштабов ЧС.
- Организационно-методическое руководство, контроль, координацию деятельности звеньев территориального и регионального уровней системы.
- Организацию и проведение контрольных анализов микробиологического и химико-радиологического состояния объектов природы, фуражного, пищевого сырья, продуктов питания, воды, являющихся потенциальными источниками опасности возникновения ЧС.
- Создание и развитие информационной базы о чрезвычайных ситуациях, геоинформсистемы.
- Организацию информационного обмена между территориальными центрами.
Техническое обеспечение
Его основу составляют авиационно-космические и наземные средства министерств и ведомств, территориальных подразделений органов госвласти, предприятий и организаций в соответствии со сферами ответственности.
Ключевым звеном технического обеспечения являются наземные средства системы лабораторного контроля и наблюдения учреждений ГО, подведомственных Минздраву, Росгидромету, Минсельхозу, Федеральной службе по экологическому, атомному, технологическому надзору.
Космический и авиационный мониторинг используется для выявления и уточнения ситуаций, связанных с пожарами, наводнениями, иными крупномасштабными природными явлениями с незначительной динамикой. Авиационные средства, кроме того, предназначены для получения сведений о радиационном фоне, обстановке на участках разрушений, состоянии магистральных трубопроводных систем и пр. Они обладают более широкими возможностями в сравнении с космическими средствами и по составу объектов мониторинга, и по оперативности.
Особенности функционирования системы
Общий порядок работы определен в Положении, утвержденном Приказом МЧС № 483 от 2001 г. Отдельные звенья и элементы системы функционируют в соответствии с положениями, принятыми соответствующими ведомствами и министерствами, территориальными и региональными подразделениями управления ГО и ЧС.
Режим работы системы определяется в зависимости от обстановки, масштаба возникшей либо прогнозируемой ситуации:
- Повседневная деятельность.
- Повышенная готовность.
- Чрезвычайная ситуация.
Задачи системы
Прогнозирование и мониторинг направлены на достаточно широкий круг объектов. Их состав зависит от управленческих задач и целей.
К наиболее актуальным направлениям относят прогнозирование:
- Вероятности возникновения источников опасности (техногенных аварий, стихийных, экологических бедствий, эпизоотий, эпидемий и пр.) и масштабов ЧС, размеров зон поражения.
- Возможных продолжительных последствий при чрезвычайных ситуациях определенных масштабов, типов, временных интервалов, их совокупностей.
- Потребностей средств и сил для ликвидации ЧС.
При решении указанных задач применяются соответствующие методы. Результаты прогнозирования и мониторинга используются как основа для разработки долго-, средне- и краткосрочных планов, целевых программ, принятия решений, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС.
Анализ рисков
В последнее время активно используются методы планирования на основе анализа рисков ЧС. Основными его задачами являются:
- Обнаружение и идентификация потенциальных источников природных катастроф на определенной территории.
- Оценка частоты/вероятности возникновения ЧС.
- Прогнозирование последствий воздействия опасных факторов на население.
Исследование источников
Оно осуществляется на начальной стадии анализа рисков. Изучаются источники ЧС, в результате возникновения которых:
- Нормальная жизнедеятельность людей на соответствующих территориях существенно нарушается.
- Вероятны жертвы среди населения либо ущерб здоровью значительного числа людей.
- Возможны существенные материальные потери.
- Вероятен ущерб природе.
При обнаружении источников опасности особое внимание уделяется объектам, отнесенным к категории потенциально опасных. В ходе анализа оценивается их техническое состояние, вероятность и масштаб угрозы для граждан, проживающих рядом с ними. Анализу подвергаются также объекты, которые находятся в зоне вероятных неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений.
Второй этап исследования
В ходе него оценивается вероятность возникновения аварий, стихийных бедствий, техногенных, природных катастроф. Анализируется размер возможного ущерба от них. Все эти показатели, собственно, характеризуют уровень риска соответствующих опасных ситуаций.
Ответственные субъекты
Оценка вероятности возникновения катастроф и аварий на объектах, функционирующих в экономических отраслях, и их последствий, проводится руководителями и компетентными специалистами таких объектов.
Прогноз рисков ЧС, вызываемых авариями, техногенными, природными катастрофами, стихийными бедствиями, возможных на территориях субъектов, муниципалитетов, осуществляют соответствующие территориальные центры.
Оценку вероятности ЧС на территории страны выполняет МЧС в тесном взаимодействии с прочими компетентными структурами исполнительной власти.
Классы чрезвычайных ситуаций
ЧС – обстановка на территории, сложившаяся вследствие опасного явления, природной/техногенной катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли или могут повлечь ущерб здоровью или гибель людей, вред окружающей среде, существенные материальные потери, нарушения нормальной жизнедеятельности населения.
Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по разным основаниям. В зависимости от масштаба выделяют ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.
Локальными называют ситуации и нарушения условий жизнедеятельности населения, которые не выходят за пределы объекта. Число людей, пострадавших или погибших, в таких случаях не превышает 10 человек, а величина ущерба природе и имуществу не более 100 тыс. р.
Муниципальными ЧС называют ситуации, при которых зона поражения не выходит за границы одного поселения либо внутригородской территории (в городах фед. значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 чел., а размер ущерба – не больше 5 млн р.
Межмуниципальными ЧС являются ситуации, при которых зона поражения охватывает 2 и более поселения, межселенную территорию или внутригородскую территорию. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба – не больше 5 млн р.
Региональные ЧС представляют собой ситуации, когда зона поражения находится в границах одного субъекта РФ. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба не превышает 500 млн р.
Федеральными ЧС называют такие ситуации, при которых погибших и пострадавших больше 500 человек или размер ущерба больше 500 млн р.
Природа возникновения чрезвычайных ситуаций
В зависимости от этого признака выделяют ЧС:
- Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. В число техногенных ЧС входят пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических производствах, обрушение сооружений, транспортные катастрофы и пр.
- Природные. К ним относят землетрясения, извержения вулканов, ураганы, бури, смерчи, цунами, лесные пожары, сели и пр.
- Экологические. Ими являются аномальные изменения в природной среде. Это могут быть разрушения озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т. д.
- Биологические. К ним относят эпизоотии, эпидемии и пр.
- Социальные. Такие ЧС возникают в обществе. В их числе: межнациональные конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и пр.
- Антропогенные. Такие ЧС возникают вследствие ошибочных действий человека.
Причина возникновения
По этому признаку ЧС разделяют на преднамеренные и случайные. Первыми являются, например, теракты, экстремистские и прочие умышленные действия.
В большинстве случаев ЧС являются случайными. Однако это не означает, что их возникновение не подчинено закономерностям.
Причины ЧС можно разделить на:
- Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
- Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.
Стадии развития
Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций – их стадийность. Выделяют 5 этапов:
- Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.
- Развитие катастрофы.
- Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.
- Стадия затухания.
- Этап ликвидации последствий.
Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток.
Для возникновения ЧС необходимы:
- Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.
- Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр.
- Нахождение в очаге людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества.
Заключение
Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий.
В зависимости от масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития, поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.