Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа»: авария 8 ноября 2008-го, передача Индии

К-152 «Нерпа» – атомная подводная лодка российского производства, известная также как «Щука-Б» или «971У». Служба этого судна в России была короткой: 8 ноября 2008 года, во время испытаний, на нем случилась авария, а через год его вывели из состава военно-морских сил. В 2012 году лодка была передана в лизинг Индии. Сегодня мы с вами познакомимся с историей судна К-152 «Нерпа».

Строительство

Подводная лодка была заложена в конце 1991 года на Амурском судостроительном заводе. Изначально планировалось, что постройка и испытания судна займут не более пяти лет. Однако из-за сворачивания программы атомного судостроения на Дальнем Востоке работа была остановлена, едва начавшись. Лишь осенью 1999 года, когда завод посетил тогдашний премьер-министр РФ В. В. Путин, было принято решение о достройке. Началась она лишь в 2004 году, после того как министр обороны Сергей Иванов подписал соглашение с ВМС Индии о строительстве и передаче в лизинг двух атомных подводных лодок (АПЛ).

24 июня 2006 года состоялся спуск судна на воду. Изначально планировалось передать ее индийской стороне в августе 2007-го, однако из-за просрочек производителя эта дата постоянно переносилась. Уже после аварии срок сдачи был назначен на начало 2011 года.

11 июня 2008 года на судне начались испытания. В конце октября лодка впервые вышла в море, а 31 октября погрузилась под воду.

Авария на К-152 «Нерпа»

8 ноября 2008 года «Нерпа» покинула акваторию завода «Звезда» и отправилась в район боевой подготовки на очередной этап испытаний – торпедные стрельбы. В этот день на палубах второго отсека лодки произошло незапланированное срабатывание системы пожаротушения. В среднем по отсеку концентрация фреона в 300 раз превысила допустимый показатель. В результате аварии 20 человек, 17 из которых были гражданскими наблюдателями, погибли. Еще 21 человек пострадал от удушья, обморожения и ожогов дыхательных путей. Многие также обратились за медицинской помощью через несколько дней. Всего на лодке в тот день находилось 208 человек, из которых 81 был военнослужащим, а остальные – гражданскими (заводские специалисты, сдаточный экипаж и другие).

При проведении испытаний кроме экипажа на судне находилась сдаточная комиссия, равная по количеству людей еще двум экипажам, и менее многочисленная государственная комиссия. Такая численность команды была вызвана тем, что настройка совместной работы многих устройств и систем производится прямо в процессе испытаний. Касательно того, были ли на судне представители заказчика и проектировщика, информации нет.

Согласно официальному заявлению, силовые агрегаты авария не затронула. Корабль самостоятельно добрался своим ходом в пункт временного базирования, а все пострадавшие были доставлены на берег противолодочным судном «Адмирал Трибуц».

Расследование

Прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Нарушение правил эксплуатации и вождения военного корабля, повлекшее смерть более двух лиц». О предположительных причинах аварии велись оживленные дискуссии. Изначально в качестве вероятной причины назывались сбой компьютера и неграмотная организация испытаний. Позже следователи установили, что система пожаротушения была несанкционированно включена одним из матросов, Дмитрием Гробовым. Против него возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности».

Несмотря на то что Гробов признал свою вину, его сослуживцы не верят в то, что он мог допустить такую оплошность. Капитан второго ранга Игорь Чефонов также выказал свое недовольство таким положением вещей, заявив, что по уставу матроса не должны оставлять без присмотра.

В ноябре 2008 года появились данные, согласно которым Гробов пребывает в состоянии шока и дает невнятные показания. 21 ноября СМИ сообщили, что матросу будет проведена психологическая экспертиза. Вместе с тем член сдаточной команды Сергей Стольников в своем интервью заявил, что причиной катастрофы стали недоработки в пульте общекорабельных систем.

Оставалось неясно, почему после срабатывания противопожарной системы запасы фреона, рассчитанные на три отсека, попали в один, и почему при том, что лодка была полностью укомплектована дыхательными аппаратами, погибло такое количество людей.

Новые факты

4 декабря 2008 года появилась информация о том, что вместо малотоксичного тетрафтордибромэтана в систему пожаротушения был закачан ядовитый тетрахлорэтилен. Смесь поставлялась Санкт-Петербуржским предприятием «СервисТоргТехника», с которым Амурский судостроительный завод работал первый раз. Перед заправкой проводилась повторная проверка хладона, в рамках которой лаборатория лишь подтвердила, что это фреон.

22 января 2009 года Гробова признали вменяемым и продолжили рассматривать как главного виновника трагедии. 10 февраля появилась информация о том, что завод-производитель субмарины К-152 «Нерпа» намерен судиться с поставщиком фреона. После этого комиссия, которая проводила расследование, присвоила заключительному акту гриф «Совершенно секретно».

Суд

В марте 2011 года Военная прокуратура Тихоокеанского флота передала данное дело военному суду ТОФ. Обвинения предъявили трюмному машинисту Дмитрию Гробову и командиру судна, капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву.

25 апреля состоялось предварительное слушание, на котором суд решил рассматривать дело с участием присяжных заседателей. 22 июня прошло первое заседание, которое проходило в закрытом режиме. 5 июля, на втором заседании, Дмитрий Гробов отказался от показаний, которые давал ранее, и заявил о своей невиновности. Прежние заявления он назвал самооговором, данным под «давлением силовых структур».

С сентября 2011 по сентябрь 2013 года коллегия присяжных трижды оправдывала обвиняемых и дважды получала апелляцию от прокураторы. На третий раз Военная коллегия постановила: «Оправдательный приговор оставить без изменений, а жалобу – без удовлетворения.

Токсикологическая экспертиза

По результатам химического анализа было установлено, что 64,4 % смеси хладона составлял тетрахлорэтилен, который не должен использоваться для пожаротушения. Огнетушащая концентрация хладона для человека не является смертельной. Самое плохое, что может случиться при контакте с ним, – потеря сознания. Поэтому даже если бы матрос действительно активировал систему пожаротушения специально, это не привело бы к гибели людей.

Система на подводной лодке К-152 «Нерпа» была заправлена фальшивым огнегасителем. Когда она сработала, из-за отличия физических параметров ядовитого хладона от нормального на один отсек автоматически пошло три порции химиката. Отсек заполнился насыщенным паром смеси и капельно-жидкой фазой, часть которой собиралась на стенках и стекала вниз. Чистый же хладон должен распыляться в виде аэрозоля. С повышением температуры он испаряется и уже в газообразном виде контактирует с очагами горения. Вмешиваясь в процесс на химическом уровне, хладон действует как замедлитель, антикатализатор и ингибитор горения. При этом он, вопреки расхожему мнению, не вытесняет и не связывает кислород. В горящем помещении кислород может расходоваться только на поддержание огня. Если противопожарная система активируется без пожара, то количество кислорода в помещении не меняется.

Восстановление

Восстановление лодки К-152 «Нерпа» обошлось ВМС России почти в два миллиарда рублей. Предположительно, такие затраты были связаны с тем, что часть оборудования была разрушена под действием тетрахлорэтилена, который является активным растворителем. Поддельный огнегаситель был заменен на нормальный, а система пожаротушения – модернизирована. Сдаточная команда, насчитывающая более 200 человек, прошла переподготовку.

Повторные испытания

Из-за сложностей формирования сдаточной команды начало повторных испытаний затянулось. Они начались 10 июля и продолжились до 25 декабря 2009 года. 28 декабря представитель Тихоокеанского флота заявил об успешном завершении испытаний и вхождении подводной лодки 971У «Щука-Б» или «Нерпа» в состав ВМФ России.

Передача Индии

На протяжении всего строительства лодки неоднократно были озвучены и опровергнуты заявления о перспективе ее передачи ВМС Индии. После аварии появились сведения о том, что судно не будет продаваться или передаваться в лизинг, а пополнит ряды российского флота. Однако у индусов были на эту лодку большие планы, в частности, относительно подготовки на ней экипажа судна INS Arihant – первой индийской АПЛ. В 2009 году в прессе опять заговорили о перспективах лизинга.

В феврале 2010 года в порт приписки подводной лодки прибыл для стажировки экипаж из Индии. 1 июня Михаил Дмитриев, глава службы по военному сотрудничеству, сообщил, что обучение экипаж завершил и дело приближается финишу. Окончательная передача К-152 «Нерпа» Индии был запланирована на октябрь 2010 года.

Лишь 4 октября 2011 года российско-индийская комиссия согласовала завершение приемно-передаточных испытаний. Они должны были начаться 30 октября и продлиться 15 дней. На устранение замечаний была отведена неделя.

По данным издания «Известия», индийские представители межправительственной комиссии хотели бы отказаться от данного контракта, но погрузились в него настолько сильно, что это уже не представлялось возможным. Их не устраивала надежность судна и его вооружения, а также несоответствие советским стандартам качества, прославившимся на весь мир.

После многократного переноса сдачи К-152 «Нерпа» в лизинг 30 декабря 2011 года все-таки был подписан соответствующий контракт.

Церемония

23 января 2012 года прошла торжественная церемония передачи российской гвардейской атомной подводной лодки К-152 военно-морским силам Индии. Церемония была организована на территории судоремонтного завода в г. Большой Камень. В ней поучаствовали Аджай Малхотра – посол Индии в РФ и адмирал Константин Сиденко – командующий Восточного военного округа. Индийская сторона также пригласила на церемонию капитана Лаврентьева, командующего судном во время трагедии 2008 года. Итоговая общая стоимость сделки составила 900 млн долларов.

Новое имя

Как и предполагалось, в составе военно-морских сил Индии К-152 «Нерпа» получила имя INS Chakra. Это название она унаследовала у советской АПЛ К-43 «Скат», которая с 1988 по 1992 года входила в состав индийского флота на условиях лизинга. Несмотря на то что вахта у атомного реактора велась советскими моряками, это судно стало отличной базой для подготовки индийских подводников. Многие из моряков, служивших на первой «Чакре», впоследствии получили важные должности в ВМС Индии. Восемь из них смогли дослужиться до звания адмирала.

4 апреля 2012 года АПЛ была торжественно принята на вооружение военно-морским флотом Индии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.