Огромная территория, большое расстояние между регионами и городами, отсутствие дорожной сети, особенно на севере и востоке нашей Родины требуют активное восстановление и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры.
Экология и прогресс - надо их подружить
Ряд факторов и особенностей нашей необъятной страны не позволили таким самолётам, как Superjet и МС-21 полностью закрыть вопрос замены старых воздушных судов советского производства. И, к сожалению, многие аэропорты в российских населенных пунктах нельзя назвать современными и удобными из-за относительно коротких взлетно-посадочных полос. Капитальный ремонт в таких «хабах» не является рентабельным из-за небольшого пассажиропотока. Таким образом и возникла идея создания нового современного самолёта, способного производить посадку в «устаревших» аэропортах России.
Самолет TU 324. Описание. История создания
Авиасалон МАКС-2017 продемонстрировал подходящее воздушное судно. Им оказался ТУ-324 совместного производства ОАО «Туполев» и авиастроительного завода в Республике Татарстан (КАЗ).
Вот что пишут об этом самолёте различные СМИ.
ТУ-324 был разработан в соответствии с техническими требованиями к проектированию самолетов некоторыми российскими региональными авиакомпаниями и Российским научно-исследовательским институтом гражданской авиации. Он должен стать достойной заменой ЯК-40 (34 места), ТУ-134 (70 мест). Авиакомпании действительно нуждаются в замене этих двух моделей. Хороший компромисс – это 52-местный самолёт.
Что удивительно, деньги на реализацию этого проекта выделяются не из государственного бюджета, а региональными инвесторами Республики Татарстан. Инженеры, авиаконструкторы и дизайнеры работают очень быстро и обеспечивают качество, отвечающее самым высоким стандартам и технологиям. Также ещё четыре компании (не указаны) по собственной инициативе разработали новый двигатель AI-222-25.
Цифровая разработка - это показатель высокой индустриальности
По словам пресс-секретаря Казанского завода, впервые в истории российской авиационной промышленности новые ВС и двигатели разрабатываются полностью в цифровой форме. Эксперты потратили не менее 2 лет на проектирование и исследования нового типа двигателей. После 1000 часов испытаний новая модель показала хорошие результаты, полностью соответствующие заявленным требованиям. В результате 324-я модель Туполева имеет отличную производительность, отвечает самым высоким международным стандартам в этом подклассе. Он превосходит топливную экономичность SSJ-60 (Super jet) приблизительно на 28 %. Основные характеристики самолёта ТУ-324 довольно неплохие. В таблице ниже они указаны. После таблицы с характеристиками самолета ТУ-324 схема представлена.
КБ | ПАО "Туполев" |
Длина | 25,5м |
Высота в хвосте | 7,3м |
Размах крыла | 23,2м |
Mmax.взл | 23,7т |
Полезная нагрузка | 6т |
Мпуст | 5,5т |
Число кресел | 52-56 |
ТУ 324. Схема салона. Модификации. Информация
Пассажирский салон ТУ-324 довольно широк: ширина – 2,6 метра, высота 1,9 метра. Есть бизнес и экономический класс. В качестве опции на самолете могут быть кухня, интернет, развлекательная видеосистема для пассажиров, в том числе может отображаться текущая траектория полёта.
Схема салона - «2-2» (по 2 ряда кресел с каждой стороны).
Предполагаются следующие модификации:
- удлиненный Ту-414;
- ТУ-324 (с бизнес классом);
- ТУ-414 (с бизнес классом).
У ИКАО претензий не будет
Так уж принято в этой организации, что она постоянно ужесточает требования к ВС по уровню шумов. Ставятся различные приборы на ВПП, траектории взлёта и посадки, так называемые специальные мониторы, настроенные на определенное количество ДЦБ. ТУ-324 отвечает не только современным стандартам, но и более жестким будущим требованиям ИКАО.
Данное воздушное судно сможет выполнять не только с легкостью процедуры NADP1, NADP2, NADP(A) или NADP(B), но и любые другие, установленные местными властями (хорошая тяговооруженность и легкий вес).
Как высоко взлетит этот самолет
Хотя этот самолет и проектировали именно для решения наших внутрирегиональных проблем, им заинтересовались страны СНГ, Африки, Азии, Латинской Америки. Планируется также попробовать конкурировать на китайском авиационном рынке.
Всё-таки объективно нужно понимать, что основная цель - это возрождение стратегического ракетоносца ТУ-160. АН-140 худо-бедно справлялся с региональными перевозками, но украинский кризис и ликвидация российско-украинской программы оставляют Россию без ближнемагистральной машины. А так как те же ТУ-214 выпускаются парочкой в год, то и загрузка авиазаводов остаётся на низком уровне. И если всё пустить на самотек, настанет тот день, когда авиазаводы вообще растеряют свои компетенции, и такие сверхпроекты, как ТУ-160 (ТУ-160 М2) и Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) станут недоступны для нашей авиапромышленности. Как может быть по-другому, если загрузки нет? Чтобы стать атлетом, нужно тренироваться каждый день. Вот в чём суть подобных проектов, таких, как ТУ-324.
Интересные факты
О прототипах ТУ-324 говорили много, но никогда не находились деньги из бюджета, поэтому изначально искали инвесторов, которые бы вложились в данный проект.
В конце 2012 года была принята государственное программа развития авиапромышленности на период 2013-2025 гг., сведений о проекте не было.
В апреле 2015 года временно исполняющий обязанности президента Татарстана в одном из интервью российским журналистам обратил внимание на этот региональный самолет.
А вот что сказал советник премьер-министра Республики Татарстан Назир Киреев:
«Было сделано многое, чтобы продвинуть ТУ-324 как необходимое для авиационной промышленности ВС. Создали уникальные буклеты, выпустили тираж порядка 800 единиц, баннеры. Задолго до выставки предложили модель самолета для демонстрации на выставке КБ "Туполев". Нам отказали, и мы были вынуждены просить Валерия Николаевича Побежимова (главный конструктор «ЭНИКСа»). Где он впоследствии и был представлен».
Директор фирмы «ЭНИКС» Побежимов В.Н.:
«Мы сделали это, так как Рустам Нургалиевич сильно болел за этот самолет.
В КАЗе провели огромную подготовку к производству: имеется освоенный двигатель, авионика, все сертифицировано, в отличном состоянии, соответствует европейским нормам летной годности. В 99-м была передана документация на планер, изготовлены оснастки и инструмент для создания лайнера, были куплены за 15,6 млн долларов новые клепальные автоматы. Правительство Татарстана заказало опытные двигатели АИ-22 за немалые средства. В общей сложности, начиная с 2007 года, группа при кабмине Республики Татарстан смогла привлечь в этот проект около 330 млн долларов».
Как мы видим, ближнемагистральный пассажирский самолёт ТУ-324 просто обречен взлететь. Ведь, в отличие от Superjet-100, где много иностранных внутренностей, этот самолёт будет полностью отечественным: планируется испытанная электроника и авионика, уже прекрасно демонстрирующая себя на БЕ-200.
Пожелаем удачи лайнеру ТУ-324 и будем ждать его в 2018-2020 гг.!