Волгоградский керамический завод: история, описание, продукция
ОАО «Волгоградский керамический завод» – ведущий в Волгоградской области производитель керамической плитки, керамогранита и сантехнических изделий. Продукция компании известна под брендом LaFavola («Сказка»). Технологические линии оснащены новейшим итальянским оборудованием, в том числе установками цифровой печати.
Заводу быть!
После войны Сталинград лежал в руинах. Для его восстановления требовалось огромное количество стройматериалов, сантехники, канализационных систем. Власти посчитали целесообразным не ввозить материалы из менее пострадавших регионов, а наладить производство на месте.
Учитывая потребность в облицовочных строительных материалах, 8 августа 1953 года Совмин СССР выдал распоряжение об организации в Сталинграде производства керамической плитки. Уже в конце года на отведенной территории в 47 га появляются первые строители. Впрочем, запустить производство метлахских плиток (плиток для полов) стало возможным только в конце 1959 года.
Первая продукция
Проектная мощность первой линии Волгоградского керамического завода составила 1 млн м2 ежегодно. 5 декабря, в день Советской Конституции, из печи плиточного цеха появилась первая партия керамических плиток размером 100х100 мм. Через 2 года введены дополнительные мощности по производству облицовочных плиток (800000 м2 в год).
Начиная с 1968 года завод будет не только стабильно работать, но и постоянно наращивать мощности. С 70-х годов все производство плиток подвергалось непрерывной реконструкции. На смену классической технологии с обжигом в туннельных печах пришла новая – непрерывная, конвейерная. Технологический процесс из прерывистого и продолжительного (несколько суток) превращается в непрерывный и сокращается до нескольких часов и даже минут. Производство керамических плиток возросло в 2,5 раза сверх проектной мощности.
Выпуск сантехники и ТНП
Почти параллельно шло освоение производства санитарно-технических изделий. Первые образцы сантехники были изготовлены еще в плиточном цехе в кустарных условиях. Шликер и глазурь были привозными. Но уже в 1963 году был введен в строй цех санстройизделий (проектная мощность 230000 единиц в год).
Кстати, на этих же производственных площадях Волгоградского керамического завода был организован выпуск товаров народного потребления. Их доля в общем объеме производства завода достигала 10-15%. Ассортимент постоянно обновлялся и рос. Прежде всего, это были:
- горшки цветочные;
- кружки;
- чайники;
- декоративные вазы и прочее.
Трубное производство
Оно было запущено на Волгоградском керамическом заводе в 1966 году. Это одно из самых высокомеханизированных и организованных производств отрасли. Его освоение шло с трудом: не хватало квалификации, опыта, помогали родственные предприятия. В конце концов, трубный конвейер был отработан и стал образцово-показательным в отрасли.
Вместе с развитием производственных мощностей улучшилась социальная сфера. На заводе заработали клуб, столовая, буфеты, кафе, прачечная, теплица, турбаза. Предприятие стало строить свое жилье. Коллектив отмечен медалями ВДНХ и международных выставок. Волгоградский керамический завод для региона и для страны значил много – это почти 5-я часть объема выпускаемых керамических плиток и канализационных труб в СССР.
Время перемен
В 90-х годах после некоторого спада производства, вызванного падением спроса на керамику из-за низкой платежеспособности населения, ВКЗ как частное предприятие обретает второе дыхание. Было принято решение использовать передовой европейский опыт. Этому способствовали давние деловые связи с рядом ведущих зарубежных фирм.
Был введен бизнес-план реконструирования производства. Он состоял из трех шагов:
- Первый этап – оснащение предприятия высокопроизводительным прессовым оборудованием фирмы «Нетч».
- Второй этап – приобретение основных агрегатов конвейерной линии фирмы «Сакми» по производству облицовочных материалов, благодаря чему качество волгоградской плитки было поднято на европейский высокий уровень производства.
- Третий этап – приобретение и монтаж полных комплектов конвейерных линий фирмы «Сакми» по производству плиток для пола и облицовочных плиток, а также линии третьего обжига по производству бордюров и вставок.
В результате было обеспечено не только высокое качество и обновление ассортимента, но и относительно низкая себестоимость продукции. При этом резко увеличился объем производства.
В настоящее время ВКЗ успешно развивается. Только за последние восемь лет были сделаны кардинальные изменения в сфере производства. Реконструкция коснулась самого главного направления предприятия – плиточного. Начато производство новой продукции – керамогранита.