Симультанный контраст: суть и проявление

Цветовая гамма принимает активное участие в полноценной жизни человека. Окружающие нас краски тесно связаны с нашим настроением и восприятием. Умелая игра с различными оттенками позволяет создавать шедевральные произведения искусства и эксклюзивные сочетания в одежде. В статье мы будем говорить о симультанном контрасте и о его влиянии на разные сферы творческой деятельности.

Определение

При сочетании ахроматических цветов с красочными однотонными оттенками при определенных условиях теряется устойчивость вторых. Однако такое явление происходит на уровне человеческого восприятия. Симультанный контраст – это воображение несуществующего оттенка, которое одновременно порождается при зрительном контакте с каким-либо цветом. В этот момент мозг человека требует того, что лежит в основе гармонии красок. Это дополнительные цвета, и именно они предстают пред глазами человека.

Прежде чем обсуждать это явление детально, рассмотрим принципы взаимодействия красок и основные виды контрастов.

симультанный контраст

Порядок в цветовой гамме

В нашей жизни все закономерно, поэтому выдающимся людям удается создавать собственные теории, подчиняющиеся определенным правилам. Опираясь на существующие принципы, швейцарский художник Иоханнес Иттен основал науку о свойствах цветов.

Цвета, которые нельзя получить путем смешивания основных пигментов, называют ахроматическими. На греческом языке это слово имеет значение «бесцветный». Хотя такую оценку можно дать только белому цвету, к этой группе относят черный и все видимые тона серого.

Хроматическими являются воспринимаемые нами яркие краски и своеобразные оттенки, полученные путем их комбинации. Многогранная совокупность их особенностей позволила сформировать неиссякаемый спектр красок.

Так вот, знаменитый художник объединил 12 хроматических цветов, расположив их по кругу. Диаметрально каждому находится его единственный дополнительный тон.

Непреложным является то, что красный, желтый и синий - это основные цвета, при участии которых формируются все остальные. Изменяя пропорции их пигментов, можно добиться получения очень богатого арсенала всевозможных оттенков.

Смешивание двух главных красок дает возможность образоваться вторичным цветам: оранжевому, фиолетовому и зеленому. Чтобы получить оранжевый, нужно довести до однородности желтый и красный. При сливании синего и желтого выходит зеленый, а синего и красного – фиолетовый.

Третичные цвета получают при смешивании главных и вторичных.

Теорией И. Иттена пользуются очень многие специалисты, поскольку она отличается простотой и доступностью. Для прояснения полной картины посмотрим, по каким принципам работают мастера, которым приходится иметь дело с красками.

симультанный контраст примеры

Виды контрастов

Существует несколько основных правил, которыми пользуются модельеры, стилисты, визажисты, дизайнеры и прочие профессионалы. Контрасты различают в следующих противопоставлениях:

  • в цветах;
  • дополнительных оттенках;
  • симультанности;
  • размерах цветовых форм;
  • противоположности темного и светлого;
  • теплых и холодных тонов;
  • контраст в концентрации цветов.

Чтобы лучше понять проявление симультанного контраста, рассмотрим свойства дополнительных цветов, поскольку они служат фундаментом колоритной гармонии.

симультанный контраст в живописи

Сопоставление дополнительных окрасок

Два пигмента, которые в совокупности утрачивают свои цветовые особенности и дают серый тон, считаются дополнительными. Находясь близко друг к другу, они, как правило, действуют возбуждающе.

В демонстрации И. Иттена, красный цвет расположен в направлении к зеленому, синий к оранжевому, желтый к фиолетовому. Остальные оттенки также имеют свою пару и выступают второстепенными цветами. Сине-фиолетовый находится напротив желто-оранжевого, красно-фиолетовый – желто-зеленого, а красно-оранжевый – сине-зеленого.

Диаметральное расположение этих цветов в классическом круге позволяет мастерам быстро сориентироваться. Комбинации из дополнительных красок выглядят очень яркими.

симультанный контраст в интерьере

Проявление симультанного контраста

Поскольку синхронно возникающих цветов на самом деле не существует, их невозможно запечатлеть, например, сфотографировать или даже зарисовать. Это объясняется тем, что вибрация цвета мгновенно изменяется, в зависимости от того, как долго человек смотрит на объект. Ощущения колебаний постепенно уводят от объективной реальности и погружают в желаемое измерение.

Как уже упоминалось, чаще всего одновременный контраст возникает при комбинации серых оттенков с хроматическими. Однако это не всегда так. Подобные явления проявляются и при синхронном восприятии красок, не считающихся дополнительными. В этом случае оба тона утрачивают своеобразие и приобретают другие расцветки. При этом они конкурируют между собой, стараясь свести к дополнительному оттенку своего «соперника».

Интересно себя проявляет симультанный контраст в одежде. С его помощью можно подчеркнуть цвет глаз или волос. Но можно вызвать и противоположный результат. Если у женщины очень светлые волосы, красная блузка может придать им зеленоватый оттенок.

Рассмотрим некоторые примеры симультанного контраста.

Если на обширную плоскость синего цвета с черным квадратом внутри положить тонкий лист белой бумаги, а затем пристально смотреть на него, то в итоге проявиться едва заметный оранжеватый оттенок. На оранжевом фоне квадрат будет отдавать синевой. На бирюзовой плоскости квадрат покажется красно-оранжевым, а на красно-оранжевом станет бирюзовым.

Следующий пример. Возьмем 6 любых цветов из палитры И. Иттена, затем в каждый из них разместим небольшие геометрические фигурки спокойного серого оттенка, соответствующие насыщенности основных тонов. Для того чтобы пронаблюдать в каждом отдельном случае возникновение дополнительных тонов, необходимо сосредоточиться лишь на одном рисунке. Чтобы получить симультанный контраст, остальные следует закрыть. Чем ближе будет поднесен к глазам лист, тем выразительнее проявится дополнительный оттенок. Действие синхронности будет усиливаться по мере продолжительности зрительного восприятия.

Еще один пример. На бордовом (красно-фиолетовом) фоне размещаем 3 серых прямоугольника разных тонов. В первую фигурку подмешан желто-зеленый цвет (дополнительный), способствующий синхронному действию. Во вторую добавлена примесь бордового цвета, поэтому он уничтожает эффект симультанности. Нейтральный прямоугольник проявляет себя так же, как было описано в предыдущих примерах.

Осведомленность в данном направлении помогает художникам избегать нежелательных контрастов и создавать их видимость при необходимости.

симультанный контраст это

Живопись

Со слов искусствоведа Н. Н. Волкова становится понятным то, что иллюзии с цветами не обуславливаются лишь физическими проявлениями световых потоков. Скорее всего, они ощущаются из-за законов, вложенных в работу глаза, соответствующих полноте цветового круга и естественной гармонии.

Симультанный контраст в живописи – довольно распространенное явление. Французского художника Р. Делоне очень привлекала идея воплощения подобных сочетаний. Его усилия были направлены на то, чтобы с помощью одновременного контраста создавать более живые образы и вызывать положительные чувства у зрителей.

Работы художника иллюстрируют, как с помощью игры с красками можно добиться эффекта видимого вращения. Это является доказательством того, что настоящие произведения искусства рождаются с раскрытием секретов взаимодействия различных красок.

«Симультанные окна» - великолепное произведение Р. Делоне. Живая картина порождает массу ощущений. Можно наблюдать, как дует легкий ветерок, слегка покачивая оконную раму, едва взлетают занавески, и мерцают огоньки города.

Хотелось бы упомянуть о том, что своим творчеством художник обязан труду французского химика Мишеля Эжена Шевреля. В этой работе описывалась технология по окрашиванию тканей. Данными принципами пользуется современная полиграфия и текстильное производство.

симультанный контраст в одежде

Интерьер

Обустраивая комнаты, дизайнеры могут использовать один из типов контрастов. Иногда определенный стиль может быть разбавлен каким-либо элементом другого. Интересно выглядит классическая комната в сочетании с несколькими красочными стульями.

Симультанный контраст в интерьере очень популярен. Создание хроматических композиций вносит загадочный шарм. Взаимное отторжение цветов побуждает искать дополнительные, и комната словно оживает.

симультанный контраст в одежде дизайнеров

Одежда

Симультанный контраст в одежде дизайнеров создает впечатление благородства и аристократичности. Ансамбли с подобными комбинациями выглядят довольно богато.

Как мастера пользуются цветовым кругом, чтобы создавать одновременные иллюзии тонов? Вначале определяется основной цвет, затем отмечается дополнительный. С обеих сторон второго находятся те цвета, с помощью которых получают шикарный контраст. К основному цвету выбирается один из них. Например, с желто-зеленым сочетается красный или фиолетовый.

Примеры симультанного контраста в одежде:

  • Салатовая блузка с фиолетовыми джинсами. Третий цвет должен быть нейтральным. Обычно он представлен в виде сумки или обуви.
  • Бордовая юбка, зеленая блузка, черные туфли.
  • Красная блузка в сочетании с бирюзово-серой сумкой и серыми брюками.
  • Бирюзовая блузка с красной юбкой и черными туфлями.
  • Желто-оранжевая блузка в сочетании с фиолетовой сумкой, темно-серые брюки и черные туфли.

Пользуясь вышеприведенными правилами, было бы мудро заказывать одежду у профессионалов. Это позволит заранее выбрать понравившийся цвет и подобрать к нему соответствующие. В такой одежде вы будете выглядеть интересно и ярко.

Заключение

Симультанный контраст – загадочное и интересное проявление, которое делает мир более ярким и веселым. Оно обогащает имеющийся спектр красок множеством несуществующих оттенков. Без них наша жизнь была бы скучной.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.