Энциклопедическое толкование слова «клаузура» – это эскиз, набросок идеи, первоначальный замысел решения архитектурной задачи.
Разные источники указывают на происхождение термина от латинского clausere – «запирать» и итальянского klouso - «замок».
Как же связать эти значения с толкованием слова?
Заглянем в историю
Дело в том, что ещё в шестнадцатом веке в первых академиях архитектуры и искусства Германии, Франции, Англии, Швеции, а позже и в России (Санкт-Петербург) обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре проходило по общей для всех факультетов программе.
В конце семестра необходимо было оценить истинные знания каждого студента. Поэтому и возникла довольно необычная система проверки навыков и способностей учеников. Их рассаживали по одному в отдельные помещения и запирали на замок (clausere, klouso). Они должны были в одиночку выполнить задание. Самостоятельная работа продолжалась до шести часов. Итогом творчества являлось графическое изображение или макет – клаузура.
Знакомимся с современной клаузурой
Клаузура - это вид проектной деятельности, с помощью которой производится проверка практических навыков студентов при решении архитектурной или дизайнерской задачи. Ученики должны проявить свои творческие способности и фантазию, чтобы визуализировать возникшую идею в виде макетов, графиков, художественных композиций и эскизов.
Клаузура – это учебные упражнения, помогающие развивать способность мыслить нестандартно.
Цели могут быть различны:
- поиск общей идеи проекта;
- решение частной проблемы (например, поиск вариантов оформления фасада);
- контрольное упражнение.
Студенты могут знать о предстоящей работе, а вот её тема заранее иногда неизвестна. Ставятся разные задачи, для решения каждой отводится определённое количество времени. В зависимости от целей существуют клаузуры разных видов. У каждого преподавателя имеется множество таких упражнений собственной разработки.
Клаузура – это метод и технология, применяемая при обучении творчеству и профессионализму. Помогает выявить индивидуальные возможности каждого студента, развить его самостоятельность в решении задач. Ученики должны правильно рассчитать отведённое им время и применить все свои практические навыки.
Клаузура – это вид работы над проектом, помогающий сконцентрировать творческий потенциал и проявить своё видение заданной темы. Здесь в самых первых набросках определяется композиция архитектурного и художественного замысла. При этом преследуется цель представить образ, отталкиваясь от которого, можно будет создать эскиз. К примеру, в состав клаузуры дома могут войти рисунки фасада, примерные разрезы, ориентировочная планировка. А основным станет вид объекта в перспективе или проекция, наиболее удачно поясняющая идею архитектора.
Выполнение архитектурных клаузур
Цель клаузуры – получить общее визуальное представление проекта, выявить композицию архитектурного замысла. В самом первом наброске содержится подборка материала для оформления идеи. Он должен быть максимально обобщён и ярок. В клаузуре жилого дома, например, определяется место его расположения с учётом сторон света и границ участка. Намечается образ силуэта здания, варианты ближайших строений.
Темы клаузур не объявляются заранее, поэтому требуются простые и эффективные приёмы графики. Это растушёвка углём, сангиной и соусом; штриховка пером, угольным и свинцовым карандашом. Ограничение по времени вынуждает применять тушь и акварель в один слой и т. д. Манера исполнения всегда соответствует жанру заданной темы.
Необходим навык отобразить самые существенные стороны проекта в максимально короткие сроки. Приобрести такой опыт можно только при многократном выполнении набросков, рисунков и упражнений в проектировании.
Сегодня клаузуры в архитектуре становятся методом систематически применяемых упражнений. Это эффективнейший приём обучения в современных архитектурных и художественных школах.
Требования к клаузуре
В результате совершенствования методики развития творческих способностей были разработаны определённые требования к её применению.
- Клаузура должна выполняться студентом самостоятельно. Не допускаются консультации с преподавателями и товарищами. Нельзя пользоваться какой-либо литературой. В этой работе нужно показать понимание сути задания.
- Выполнение упражнения ограничено строгими временными рамками. Объём выполнения клаузуры должен соответствовать заданию.
- Нужно отразить основные аспекты идеи визуально. Даётся объяснение объёмно-пространственной модели и её назначения.
- Должна чётко просматриваться композиция изображения; определяться её центр, статика или динамика, ритм и приёмы построения.
- В клаузуре применяется комплексный подход к выполнению задания. Отражаются функциональные связи, предлагаемые конструкции. Определяются материалы для исполнения.
- Результат выполнения упражнения – графика или макет. Эскизная подача должна ярко представлять решение в объёме или плоскости.
Избавляемся от стереотипов
Интересный пример группового упражнения – клаузуры "Как за час очистить от стереотипов сознание или разрыв шаблона".
- Требуется выполнить рисунок жилого дома за пятнадцать минут. Результатом обычно является изображение картинки из жизни. Такой эскиз как раз и является стереотипным, а ведь архитектура - это отражение внутреннего Я, души, индивидуальности.
- Далее ученикам в добровольном порядке предлагается надеть на голову заранее заготовленные картонные коробки без дна. Требуется описать возникшие ощущения и понять, что коробки - это и есть стереотипы. Их нужно стереть из памяти, освободив место для записи новой информации.
- В коробках нужно прорезать отверстия для рта, ушей, носа, глаз, то есть нарисовать индивидуальное лицо с собственным характером, отражающим индивидуальный взгляд на мир.
- Затем студентам снова предлагается нарисовать за 15 минут дом, но уже применив девиз «Моё мышление без стереотипов!»
Так раскрепощается сознание студентов и достигается свобода изображения.
Творческий поиск в архитектурном проектировании
При разработке проекта начинают отбирать исходные идеи. Основания - информация в задании. Творчество заставляет ученика проявлять присущие только ему способности. Оно может не укладываться в предложенные общие схемы.
Важна живость мышления, навыки профессионального выражения идеи. Методика для поиска проектного решения содержит клаузуру, эскизную идею и варианты эскизов. Упражнения проводятся циклом. Каждый раз повышается сложность задания. Визуальный образ объекта зависит от концепции, лежащей в основе любого дизайн-проекта.
Пробуем начать
Вот как это выглядит на примере клаузуры детской площадки.
Ставится задача: Разработать проект детской игровой площадки. Она должна быть безопасной и иметь выразительную композицию, а оборудование - удобным и интересным для тихих и активных игр. Возраст детей - от 2 до 16 лет.
За время до 6 часов нужно:
- Предложить выразительный вариант площадки в архитектурном и в художественном плане.
- Учесть окружающие строения, насаждения, пешеходный трафик. Увязать с ними композицию и функционал.
- Разработать безопасное игровое оборудование.
- Провести зонирование с учётом детских возрастных категорий.
- Обеспечить в проекте безопасность детей.
Самый яркий и захватывающий проект – «Диснейленд».
Клаузура в дизайне
Трудно предугадать, как возникшая творческая идея воплотится в художественный пространственный образ. Кроме таланта дизайнера важен и уровень его профессионализма.
Именно при полёте фантазии, когда кажется, что главное – творческая неопределённость, можно применить разработанные технологии. Для этого и применяется метод клаузуры. Дизайнер выполняет упражнение на образ.
Создаётся идея в предметном воплощении. Она уточняет цветовой ряд, материалы, текстуру, вид будущего объекта. Клаузура – сама по себе законченное художественное произведение. А для дизайнера это ещё и важная ступень к воплощению своих идей в жизнь.
Завершающий этап – обсуждение
Обсуждение – элемент корректировки клаузуры. На этом этапе отмечают её плюсы и минусы. Это активный элемент обучения и важный момент в проведении последовательного ряда клаузур. Этап обсуждения помогает учитывать выявленные недостатки в работе над очередным упражнением. В цикле каждая следующая клаузура должна быть качественней предыдущей.
Анализировать результат студент может самостоятельно. На возникающие вопросы сразу стараются найти всевозможные ответы.
Во время коллективного обсуждения получается своеобразный конкурс. При участии в анализе работ сокурсников ученик усиленно развивает свою творческую фантазию. Он может примерно определить свой рейтинг.
Создать цельный гармоничный образ по заданной теме, учитывая при этом технические особенности осуществления проекта, – достаточно сложная задача. Использование клаузуры как эффективной системной методики на сегодняшний день интересно и актуально.