Русский язык - настоящий живой организм. Он растет и развивается, теряет старые слова и приобретает новые. Этот процесс неизбежен, пока живы его носители, то есть мы с вами. А мы, особенно в устной речи, не особенные грамотеи по части верного употребления слов и их сочетаний. А уж как любят наши дети придумывать новые словечки! Да и мы не прочь.
Вот слово "фишка", уже успешно ушедшее в народ. Да, фишка - это особенность чего-то, ключевой момент. Понятно. А многие еще помнят, что фишкой определялось положение игрока в настольных играх, т. е. у каждого была своя фишка. Так что слово это - вполне себе метафора. Иногда спросят: в чем же тут фишка? Имея в виду: а в чем главный секрет? Или: а где тут собака зарыта? Итак, определимся:
Что такое метафора?
Метафора (а слово это в переводе с греческого означает "переносное значение") - слово или сочетание слов, употребленное не в прямом, а в переносном значении. А перенос осуществляется, когда признаки одного предмета или явления перемещаются на другой. Здесь подойдет как сходство, так и различие явлений.
Термин "метафора" ввел древнегреческий мыслитель Аристотель в связи со своей концепцией "искусства как подражания жизни".
В предложении метафора чаще всего бывает выражена существительным, иногда глаголом или другими частями речи.Метафора и сравнение
Не следует путать метафору с прямым сравнением. Второе часто использует союзы "как", "словно", будто" для привязки сравниваемых частей. Вот примеры предложений со сравнениями. Из пушкинского стихотворения о буре: "То, как зверь, она завоет, // то заплачет, как дитя..." Или: "Я - словно царь страны, где дождь извечный льет..." (Ш. Бодлер). "Словно царь", "как зверь", "как дитя" - сравнительные обороты. Обратите внимание, что сравнительный оборот в предложении, как правило, обособлен запятыми.
В метафоре же все эти "будто" и "как" просто отсутствуют. Ее можно назвать скрытым сравнением. По этой причине в предложениях с метафорой иногда (но не всегда!) можно, преобразовав существительное-образ, убрать "как" и вот вам - метафора: волосы, как шелк - шелковые волосы; загар, словно шоколад - шоколадный загар.
Метафора и фразеологизм. Их различие
Теперь расскажем о том, как в предложениях из художественных произведений различать фразелогизмы и метафоры.
Фразеологизм рассматривают как неизменную, неразбавляемую другими словами фразу, характерную для данного языка. Замените одно слово в таком речевом обороте - и смысл изменится или вовсе сотрется. А метафора связана со своим прототипом определенным смыслом, а значит, перенос признака можно варьировать, усиливая, ослабляя или изменяя вообще.
Как можно сказать иначе "конь не валялся"? Только полностью заменив выражение: "ничего еще не сделано". А скажете, например, "коза не валялась" или "корова не ложилась" - и никто вас не поймет. Это фразеологические обороты.
Хотя в предложениях из художественных произведений метафоры и фразеологизмы частенько путают. Вот пример: "Работу Паша найдет, руки у него золотые" (М. Горький, "Мать"). "Золотые руки" - это первое или второе? Скажете "умелые, искусные руки" - понятно, одно слово заменили, общий смысл не ушел. Значит, метафора? Но устойчивое выражение "золотые руки" есть и активно употребляемо в языке.
Метафора как вид тропа
А здесь мы поговорим о предложениях с метафорами из художественных произведений, в которых она употребляется как художественный прием.
Троп - это иносказание, один из приемов художественных выразительных возможностей языка. Разновидностью тропа является метафора. Но это у ученых привычка все усложнять, скажем вам по секрету. Ведь многие из тропов метафоричны по своей сути: олицетворение (белые крылья метели), метонимия (весь дом пришлось эвакуировать), эпитет (куда летишь ты, гордая птица?), аллегория (государство - это я).Разновидности метафоры
Но и у метафоры тоже есть свои разновидности.
Метафора лексическая (скрытая, стертая) - в этих предложениях и метафоры уже не разглядишь, настолько за частым употреблением прямое значение слова потерялось, ушло от нас: снег идет, время бежит, слезы катятся, ручка двери, ножка стула.
Метафора простая - перенос признака с одного предмета или явления на другой: пожар (костер) зари, пули градом, банк лопнул, свет улыбки, взлет курса валюты, лавина писем, море счастья.А вот под реализованной метафорой понимают специальное обращение внимания слушателя на прямое значение слов. Часто такой перенос приобретает комический оттенок. Приведем примеры предложений с такого рода метафорами из художественных произведений:
- "Да на вас же лица нет, только брюки, рубашка и ботинки".
- "Экзамен отменили, потому что распродали все билеты".
- "Все флаги в гости будут к нам".
- "Я вышел из себя и никак не могу вернуться обратно".
И наконец, развернутая метафора как прием может осуществляться на большом фрагменте предложения или всего предложения целиком. Настоящие мастера художественного слова строили на развернутой метафоре целые произведения. Так, например, в знаменитых есенинских стихотворениях "Клен ты мой опавший" и "Отговорила роща золотая" центральные образы - лишившиеся последней листвы деревце и рощу - можно рассматривать и как метафору уходящей жизни. А основная метафора стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай" - это фантастическая поездка на трамвае по петербургским ночным улицам.
Наиболее метафорична по содержанию, конечно же, поэзия. Откройте любой поэтический сборник, чтобы убедиться в этом.
Еще метафоры!
А вот и еще предложения, в которых есть метафоры, из произведений великих авторов:
- "Льдом обута // улица скользила" (В. Маяковский).
- "Чешется лес, соскребает листья" (И. Ратушинская).
- "Вот бреду я вдоль большой дороги // В тихом свете гаснущего дня…" (Ф. Тютчев).
А вот предложение с самим словом "метафора": "Произведения этого композитора рассыпаются на сотни музыкальных метафор, которые заставляют слушателя и радоваться, и страдать..." (Из рецензии).