Как помогают друг другу морфемика и словообразование
Структура языка, словно здание, сооружается из отдельных «кирпичиков» - языковых единиц, обладающих лексическим значением. Вот эти единицы - морфемы - и изучает раздел лингвистики под названием морфемика. И словообразование, как более крупная область языкознания, включает ее в себя.
Из чего состоят слова?
Какое бы слово мы не исследовали, оно состоит из морфем – одной или нескольких. Например, в существительном «меню» есть лишь 1 морфема – корневая, а в прилагательном «при/влек/а/тельн/ое» их 5: приставка, корень, два суффикса и окончание.
Морфемика (и словообразование как предмет языкознания) определяет неделимые части слова, рассматривает специфику их строения и изучает их функции в словах.
Классификация морфем
Когда учитель предлагает школьнику разобрать слово по составу, речь идет о выделении морфем, из которых оно складывается. В русском языке имеются корень, приставка, суффикс, окончание.
Корень – обязательная часть, без которой слова просто не может быть. Некоторые - состоят лишь из корня (наречия, союзы и предлоги, междометия, неизменяемые существительные).
Приставка – это словообразовательная морфема, она располагается перед корнем (по/бежать) или перед другой приставкой (пере/за/пустить). Она создает лексемы с новым смыслом.
Суффикс – еще одна морфема, образующая новые слова. Находится после корня (кот/енок, горн/ист).
Окончание – часть слова, которая может менять его форму, но не смысл. Оно располагается после суффикса или сразу после корня. Указывает на род, падеж, число и другие изменяющиеся признаки (памятн/ая встреч/а).
Смысловой фундамент
В морфемике и словообразовании есть понятие «основа». В этом компоненте словесной структуры содержится семантика слова. Основой называется все, кроме окончания, которое не несет лексического значения. У слова, не имеющего окончания, вся лексема является основой.
Как рождаются слова?
Мы увидели, что является предметом изучения морфемики. А что такое словообразование? Во-первых, это сама «процедура» построения новых слов, а во-вторых, лингвистический раздел, изучающий этот процесс. И если систематизация частей слова и схема морфемного членения – задача морфемики, то словообразование ставит своей целью определить, является ли конкретное слово производным, а если так, то от чего и как оно сформировано.
Наука знает три способа сотворения новых слов:
1. При помощи словообразующих морфем – приставочный способ (думать – пере/думать), суффиксальный (стричь – стричь/ся) и приставочно-суффиксальный (стакан – под/стакан/ник);
2. Путь операций с основами – их сложение (труба + провод = труб/о/провод), сокращение основ (заместитель – зам) и сложение с сокращением (заведующий хозяйством – завхоз).
3. Метод смешивания двух вышеизложенных способов, когда используются одновременно словообразующие морфемы и действия с основами. Так появилось слово «знаменосец» (знамя + носить = знам/е/нос/ец).
Иногда словообразованию русского языка и морфемики даже не требуется, чтобы возникла новая семантическая единица. Так появляются имена существительные из причастий и прилагательных: «командующий», «мороженое», «контрольная». Из других частей речи произошли многие наречия.
Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое словообразование, перейдем к моделям разбора.
Две версии морфемного разбор
В лингвистике есть два подхода членения слова на морфемы: структурный и смысловой. Первый предполагает, что после выделения окончания и основы необходимо вычленение корня слова, а затем уже других морфем.
Этот способ знает каждый школьник:
1. Слово выпишем из текста, не меняя его формы;
2. Выделим окончание и основу: часть, которая при склонении или спряжении изменяется – окончание, остальное – основа. Неизменяемые части речи состоят только из основы.
3. Путем подбора однокоренных лексем определим корень слова;
4. Найдем приставку или несколько, если есть;
5. Выделим суффикс или несколько, если они имеются.
Другой способ разбора слова по составу не отрывает морфемное членение от словообразовательного анализа. Исследование лексемы строится по принципу постепенного «обнажения» корня:
1. Определим, от какой лексемы и каким путем возникло данное слово;
2. Отделим основу от окончания;
3. Снимем с лексемы приставку;
4. Выделим суффикс;
5. Найдем корень.
Такой способ разбора представляется более продуктивным, потому что, понимая, как образовано слово, гораздо легче разглядеть в нем словообразовательные морфемы – приставки и суффиксы. Это для любителей морфемики и словообразования тест на навык синхронного анализа состава слова и его этимологии.
Как сделать словообразовательный разбор?
Исследование происходит по схеме:
1. Назовем часть речи, к которой относится слово;
2. Подберем к нему близкие по форме и смыслу лексемы, составим цепочку, в которой видно, от какого слова наш объект происходит;
3. Найдем средство словообразования: лексема появилась при помощи суффикса, приставки, одновременного их использования или другим из известных способов.
4. Укажем, какие процессы (если есть) сопутствовали словообразованию: чередование согласных, интерфиксация соединительными гласными, усечение основы.
В работе над составом и происхождением лексем не стоит забывать об аспектных лингвистических словарях, специализирующихся на словообразовании и морфемной структуре слов.