Мы все привыкли к удобству сотовой связи. Множество тарифных планов, разные операторы. Тонкие корпуса ультрановых аппаратов с улучшенными показателями четкости, яркости, памяти и еще многого другого. Сравнение гаждетов и довольная улыбка - "у меня лучше". Сегодня мобильный телефон, а не книга - лучший подарок многим на день рождения, да и на любой праздник вообще.
Трудно, да и, наверное, не у всех получится вспомнить, когда они дарили своему другу, или подруге, или родственнику портативную радиостанцию. В понимании многих рация - это в первую очередь средство связи между сотрудниками ГИБДД: мы все видим, проезжая их посты, как они переговариваются по ней между собой. У полиции тоже есть рации. Молодежь играет в страйкбол, пейнтбол и там тоже использует рации. Таким образом, портативные радиостанции занимают в нашем обиходе строго определенный, но небольшой уголок.
Если спросить на улице: "Что лучше - рация или мобильник?", предпочтение будет безоговорочно отдано последнему. А напрасно. Владелец рации:
- не платит операторам за многочасовые переговоры, ведь аппарат работает на бесплатных радиочастотах, в среднем до 10 км между абонентами;
- не страдает от того, что его гаджет разбился от падения на пол, от попадания на него грязи или влаги: рация защищена от этого;
- аппарат держит зарядку гораздо дольше, чем самый хороший мобильный телефон;
- не боится, что его ребенок случайно зайдет не в то приложение или не на тот сайт, и придется тратиться на случайно скачанный платный контент;
- в турпоходе по лесу, на горнолыжной базе, в путешествии на Тянь-Шань - везде и всегда может связаться с участниками группы по рации;
- при путешествии на нескольких машинах общается со всеми едущими с ним друзьями хоть всю дорогу;
- может говорить по рации даже находясь в роуминге.
Некоторые находчивые пользователи мобильных телефонов типа смартфонов могут даже найти для них приложение "Мобильная рация", позволяющее связаться примерно со 100 абонентами своей сети, только нужно знать все номера и уметь ловить сигнал. Правда, общаться с незнакомыми людьми по рации здесь не получится.
В общем, там, где техника вязнет в грязи, кончились деньги на оплату услуг сотового оператора или же просто нет сигнала, телефон вышел из строя из-за банальной жары или мороза, упал и разбился, устоять может только рация.
Понятие о рации, диапазоны
Рация представляет собой аппарат связи, работающий на радиочастотах. Отсюда одна из возможностей их классификации: по используемой частоте.
Те, у кого еще сохранились советские многофункциональные изделия, сочетающие ламповый телевизор, над которым под крышкой – проигрыватель пластинок, а под телевизионным экраном – радио с клавишами, помнят, что последние имели надписи – КВ (короткие волны), УКВ (ультракороткие волны), СВ (средние волны), ДВ (дециметровые волны). Они помогали радиолюбителю найти нужный радиодиапазон и прослушать любимую передачу или поймать неизвестные сигналы.
Кстати, на одной из таких волн 19 марта 1965 года неизвестный советский радиолюбитель принял сигнал от приземлившейся капсулы «Восхода-2» с космонавтами Леоновым и Беляевым, чем спас им жизнь.
Так вот, рации также можно распределить по этим «клавишам»:
- Низкочастотные, или коротковолновые (КВ).
Здесь используется частота от 0,1 до 28 МГц. Это так называемый любительский диапазон. На нем «сидят» туристы, радиолюбители.
- Средневолновые (СВ).
Здесь применяется частота от 26 до 30 МГц. Этот диапазон частот принято называть «гражданским», потому что он предназначен для массового использования гражданским населением как в городе, так и в деревне.
- «Служебный» диапазон (LB) от 30 до 50 МГц.
На нем действуют рации военных и правоохранительных органов.
- Высокочастотный диапазон (VHF).
Работает от 136 до 172 МГц. Он тоже не для всех и предполагает получение лицензии на использование.
- Ультравысокая частота (UHF).
Она предполагает разброс от 420 до 473 МГц.
Классификация
Как видно из этой классификации, для каждого волнового диапазона сформировалась своя аудитория. И произошло это не случайно, а во многом вследствие характера самой связи на каждой из указанных частот.
Так, низкочастотные (от 0,1 до 28 МГц) рации больше применимы на плоской местности вдали от источников электромагнитного излучения, проще говоря – линий электропередач. Дело в том, что такие препятствия, как холмистая или гористая местность, становятся непреодолимым препятствием для таких волн, поскольку им не хватает длины, чтобы их обогнуть. А электромагнитные импульсы дают много помех в связи.
Для городской среды разработана «гражданская» и «служебная» аппаратура, приспособленная к работе на длинах волн, соответственно, от 26 до 30 МГц и от 30 до 50 МГц. Но она, конечно же, страдает от протянутых в городе линий электропередач, больших зданий. Поэтому производители в нее встраивают специальные шумоподавители помех.
Поэтому многие пользователи для городских условий считают оптимальным высокочастотные или ультравысокочастотные рации от 136 до 172 МГц и от 420 до 473 МГц соответственно.
Данная частотная классификация определяет все дальнейшие распределения раций по группам.
По мобильности:
- стационарные: в машине спецавтотранспорта (скорая, полиция и так далее), и переносные: портативные рации, которые носят с собой на манер сотовых телефонов.
По территориальности:
- для города и загорода;
- для сухопутного и водного транспорта;
По характеру использования:
- любительские и профессиональные.
Можно классифицировать рации и далее, но частотная градация – самый определяющий вариант при выборе необходимого устройства.
Историческая справка
Изобретение портативной радиостанции – труд многих. Каждый из них, вкладывая свои разработки, приближал идею к современному воплощению. В XIX примерно в одно время в разных странах мира шли параллельные работы в этом направлении, но первым запатентовать авторство на беспроводную связь смог только Малон Лумис (1872 год).
Несмотря на это, до конца века было зарегистрировано еще множество патентов, которые принадлежали в том числе и таким известным ученым, как Г. Герц и Н. Тесла. В России историю отечественной радиотелефонии связывают с А. С. Поповым.
Массовое производство для различных нужд простого населения, а не военной системы страны, радиотелефоны получили после Второй мировой войны. В послевоенном Советском Союзе возникновение отечественного варианта портативного радиотелефона связывалось с именем изобретателя Леонида Куприяновича и его «мобильника» размером с ладонь и дисковым номеронаборником (1957 год). Помимо этого, с 60-х годов и практически до последнего времени в режиме пилотного проекта в некоторых районах страны работала система «Алтай», «заточенная» на диапазон 150, затем - 330 МГц. Но, как и портативный радиотелефон Куприяновича, «Алтай» стал применяться для нужд номенклатуры и спецслужб и широкого распространения по стране не получил.
В настоящее время в России есть единичные предприятия, производящие портативные рации. Например, конструкторское бюро «Беркут» выпускает весь спектр аппаратов для профессионального и любительского использования. Продукция данного предприятия находит много положительных отзывов.
В США этими приборами изначально занялась преимущественно компания Motorola, являющаяся одним из лидеров их производства и по сей день. Но у нее сейчас есть и конкуренты с не менее привлекательными предложениями – фирмы Kenwood, MegaJet, Baofeng и другие.
Baofeng или Pofung?
Китайская компания Fujian Nanan Baofeng Electronic Co., Ltd (Baofeng) специализируется на разработке собственных технических решений в производстве радиостанций и аксессуаров к ним с различной спецификацией (аккумуляторы, программаторы, батарейные отсеки, антенны, чехлы и гарнитуры). Помимо этого, Baofeng выполняет гарантийные обязательства перед покупателями своей продукции.
Baofeng основана в 2001 году китайским предпринимателем господином Ван Джиндингом (Mr. Wang Jinding). На сегодняшний день она является одним из лидеров в области собственных разработок в сфере создания портативных радиостанций различной спецификации и продает их по всему миру.
Все эти годы компания совершенствовала и расширяла свое производство. Ее стратегическое направление развития - рынки Европы и США, где она в последние годы уже получила сертификацию на свою продукцию, в том числе и рации серий UV-3R и UV-5R, и занимается их продвижением. Сейчас ее сравнительно дешевые, как и многие китайские разработки, портативные радиостанции можно приобрести и в России, на соответствующих специализированных сайтах продаж этой аппаратуры.
Сегодня Baofeng - это крупное высокотехнологическое предприятие, расположившееся на территории 30 000 квадратных метров, которые обслуживают около 400 сотрудников. Здесь – центр разработок, тестирования продукции и многоступенчатый контроль ее качества.
Все производственные процедуры строго соответствуют стандартам ISO 9001: 2008.
Но высокое качество товаров Baofeng, возможно, создало ей и проблемы. Пользователи считают, что объявленное ею в настоящее время решение о начале плавной процедуры ребрендинга продукции, которую она выпускает для международных рынков, обосновывается стремлением защититься от массы подделок.
В руководстве компании поддерживают другую точку зрения. Указывается, что перемена товарного бренда на Pofung – всего лишь маркетинговый ход, с целью улучшения фонетического восприятия названия бренда за океаном. Для Китая продукция будет поставляться под прежним названием Baofeng. Изменения также не коснутся веб-домена компании. Считается, что эти меры позволят не только найти новые рынки сбыта для своей продукции, но и сохранить историю и преемственность традиций внутри компании.
Заводские характеристики модели
Одной из самых популярных моделей раций сегодня является Baofeng UV-82. Лучшая цена рации в интернет-магазинах составляет 1390 рублей.
Характеристики Baofeng UV-82:
- два режима – канальный и частотный;
- волновой диапазон VHF/UHF;
- банк памяти на 128 каналов;
- диапазон частот от 136 до 174 МГц, от 400 до 520 МГц;
- мощность Baofeng UV-82 в размере 5 Вт;
- переключатель мощности;
- питание Li–Ion-аккумулятор;
- кодирование CTCSS, DCS, DTMF;
- радиус действия – 7-10 км;
- двустрочный ЖК–дисплей с тремя режимами подсветки: фиолетовым, голубым и оранжевым, которые можно настроить отдельно на прием и передачу сигнала;
- аккумулятор 1800 мАч;
- встроенный LED–фонарик;
- частотная модуляция FM;
- вес 250 грамм;
- функции: блокировка клавиатуры, программирование с компьютера, сканирование каналов, активация голосом через гарнитуру VOX, "нажми и говори" PTT, быстрая настройка на аварийный канал, таймер разговора;
- корпус из ударопрочного пластика с уровнем защиты IP 54.
В комплект входит:
- рация Baofeng UV-82;
- антенна;
- аккумулятор;
- батарейка;
- клипса поясного крепления и шнур для подвески рации на руку;
- гарнитура - наушники;
- инструкция.
Заявленные производителем спецификации к Baofeng UV-82 дают пользователю возможность использовать его параметры дальности приема в зависимости от рельефа местности от 500 м до 7 км.
Емкостный аккумулятор Baofeng UV-82, по отзывам, позволяет без подзарядки использовать рацию до 12 часов. Защита корпуса версии IP 54 не дает влаги и пыли проникнуть внутрь прибора и негативно повлиять на его работу. Следует обратить внимание, что компания не заявила о водозащите рации "Баофенг UV-82", поэтому следует беречь ее от намокания.
Указанные характеристики позиционируют данную радиостанцию как полупрофессиональную. Во многом это происходит благодаря имеющейся в Baofeng UV-82 прошивке каналов с частотами, позволяющей работать на любительских, гражданских и служебных диапазонах.
Практика применения
Широковолновой диапазон, указанный в инструкции к Baofeng UV-82, позволяет применять эту рацию для самых разнообразных целей:
- любительских – например, игры (пейнтбол), охота, рыбалка, различные мероприятия в лесу, спортивное ориентирование на местности и другие активные занятия;
- туристических – город, загород, лес, шоссейная трасса;
- профессиональных – на стройплощадках, карьерных работах, дальних перевозках грузов, при охране объектов, у полиции и так далее.
При этом следует учитывать, что чувствительность прибора резко снижается при работе рядом с линиями электропередач, высотными зданиями или естественными возвышенностями. Чем свободнее пространство, тем четкость связи и ее дальность возрастают. Конечно, рации оснащены шумоподавителями, и наиболее мощные образцы этой аппаратуры связи хорошо справляются с этими трудностями.
Судя по отзывам о Baofeng UV-82, равно как и по ее характеристикам, ввиду слишком широкого диапазона приема, захватывающего и служебные частоты, ее владельцам придется получать на нее лицензию (разрешения) через местный радиоклуб или инспекцию связи.
Особенности, отличия
Многие любители и профессионалы уже давно протестировали радиостанцию Baofeng UV-82. Обзоры этих тестов выявили ее некоторые особенности:
- при использовании рации в автомобиле, кузов экранирует радиоволны;
- приближение рации к металлическим сооружениям или аппаратуре вносит в ее работу помехи;
- показатели дальности Baofeng UV-82 в городе – до 7 км, за городом на пустом шоссе – до 10-11 км;
- чем выше точка приема, тем меньше препятствий для прохождения сигнала и лучше качество связи;
"Баофенг UV-82" имеет усовершенствованную версию - UV-82 HX. Это настоящая двухдиапазонная профессиональная радиостанция, полностью управляемая с клавиатуры.
От своей предыдущей версии UV-82 модель UV-82 HX по существу отличается увеличенной до 8 Вт выходной мощностью и более емкостным аккумулятором на 2800 мАч.
Любопытно, что компания так и не может определиться с параметрами мощности аппарата, поскольку, судя по отзывам о Baofeng UV-82, еще в 2013 году эта серия обладала мощностью в 8 Вт, а с 2014 года – только 5 Вт. Скорее всего, это был маркетинговый ход, ведь сейчас заявленной мощностью в 8 Вт обладает усовершенствованная серия этого аппарата Baofeng UV-82 HX.
Внешний дизайн также был немного переработан. Компания учла рекламации потребителей и кнопку PTT создала сдвоенной, что сделало более удобным переключение частот. Рация может использоваться и как обычный радиоприемник FM–частоты (от 65 до 108 МГц).
Достоинства портативной рации
Многие потребители уже давно сделали свой обзор модели Baofeng UV-82 и оценили все достоинства этой версии рации. Недостатков в ней практически не обнаруживается, несмотря на то что прибор заводского китайского производства. Рация Baofeng получила от пользователей следующие положительные отзывы:
- низкая цена рации;
- легкий вес;
- приятный внешний вид – черный матовый корпус;
- хороший радиоприемник, фонарик;
- широкий диапазон радиостанций;
- простая настройка Baofeng UV-82;
- качественные материалы корпуса;
- полное соответствие заявленных характеристик показателям тестовых проверок;
- по тестам в Москве дальность приема сигнала - 2,4 км;
- батарея без подзарядки долго работает;
- функциональность, много каналов связи;
- удобно держать в руке;
- размер кнопок позволяет пользоваться ими даже в перчатках;
- емкость банка памяти позволяет внести в него практически все имеющиеся в мире гражданские диапазоны частот;
- кнопка «PTT» как на рации, так и на гарнитуре представлена в виде двухпозиционной качельки, что позволяет удобно переключаться при работе на двух частотах одновременно.
Любителям раций нравятся возможности программирования Baofeng UV-82. Это можно сделать с помощью компьютера.
Как видно из этого небольшого перечня, отзывы об этой модели рации "Баофенг" собрали множество положительных комментариев.
Негативные отзывы о Baofeng UV-82
Наверное, в природе не существует ничего, что не могло бы оцениваться только положительно. В производстве аппаратуры связи, и так ориентированной на разносторонние вкусы потребителей, последние все равно ждут обновленных моделей и усовершенствований. Критика в отношении конкретно рассматриваемой модели невелика, но все равно присутствует:
- при продаже рации Baofeng UV-82 в магазинах бывает, что из упаковок изымают гарнитуру – наушники, чтобы продать их отдельно;
- емкость аккумулятора на практике немного меньше заявленной;
- по сравнению с аналогичной рацией Motorola, максимальные параметры звука ниже;
- длинная антенна;
- небольшая дальность – 10-11 км, что делает невозможным ее использование далеко за городом.
Выводы
Практически в любой компании друзей есть те, кто любит более или менее экстремальный отдых. Кто-то ездит на горнолыжные базы, другие путешествуют в жарких странах или сплавляются на сибирских реках. Много и тех, кто предпочитает в отпуск съездить к бабушке в далекую российскую деревеньку копать огород. Что объединяет всех этих людей? Наверное, особые черты характера: решительность, собранность, умение концентрироваться, выносливость. Во всяком случае это неординарные люди, и опубликованные в соцсетях их репортажи о своем активном отдыхе завоевывают сотни тысяч откликов.
Дома у таких друзей всегда есть сумки и рюкзаки, специально подготовленные к таким путешествиям. Таким людям нет необходимости долго вырабатывать и записывать на бумаге список необходимых вещей: он уже «обкатан» и вызубрен наизусть. Упустить что-то из этого перечня просто нереально, потому что в нем нет мелочей, каждая вещь имеет практический смысл, от нее напрямую зависит благополучный исход предприятия.
И конечно, современные средства связи – непременный атрибут любой такой поездки. Но как бы ни был хорош тот либо иной аппарат сотовой связи, порой и он становится бессилен против сил природы. Перепады высоты дальневосточных сопок, звенящие тишиной сибирские леса или горные ущелья – все это нивелирует практически все достижения современной цивилизации, и человеку приходится невольно возвращаться в практически первобытный образ жизни на весь период вынужденной изоляции от мира.
Для таких условий и разработано устройство связи – радиостанция, сокращенно в быту именуемая рацией. Она позволяет одновременно иметь и средство связи, и широкий диапазон радиостанций.
По отзывам как любителей, так и профессионалов, портативная радиостанция Baofeng UV-82 являет собой одно из лучших предложений на рынке радиоаппаратуры. С учетом критики потребители выставляют ей твердые 4,8 балла качества из 5. В модели Baofeng UV-82 аккумулятор достаточно емкий, не садится порядка 12 часов, что является его преимуществом.
Товарами данной фирмы торгуют разные интернет-магазины. Рации "Баофенг" пользуются большим спросом благодаря своему качеству и дешевизне.
Что касается деятельности компании-производителя, то здесь видна ее заинтересованность в постоянном внедрении в производство новых технологий, улучшении потребительских качеств своей продукции. Это приятный пример, иллюстрирующий встречное движение разработчиков и продавцов к потребителю.