Принципы гражданской службы: понятие и виды
Давайте сегодня коснемся такого непростого понятия, как принципы гражданской службы. Социально-правовой институт, называемый государственной службой, можно представить себе в виде весьма сложного и многопланового явления. Относится он к субъектам административного права, и точно классифицировать его можно в качестве административно-правового и конституционного образования. Его роль - интегрирующая, поскольку государственная служба находится в контакте с множеством прочих структур и институтов современного административного права России.
Тема понятия и принципов государственной гражданской службы - весьма объемна, требует хорошего знания законодательства и специальной литературы по данному разделу. Итак, что же из себя представляет государственная служба? Ее можно назвать одним из ключевых конституционных институтов. Данная правовая система относится к числу наиболее сложных, комплексных и многогранных, обладающих прочными социальными экономическими корнями и устоями. Ее следует считать неотъемлемой органической частью российской государственности.
О новом подходе
В свете тех политических и социально-экономических преобразований, которые проходят в России в нынешнее время, роль государственной службы неизмеримо возрастает. В связи с ростом ее авторитета изменился и сам подход к ней, а также методы анализа присущих ей сложностей и проблем - от партийно-коммунистического (основанного на догмах социализма) до современного цивилизованного взгляда.
Подверглись изменениям и сами принципы организации государственной гражданской службы. Прежние весьма консервативные начала ее, бывшие неотделимой частью прошлой административно-командной системы (прежде всего это касается подбора кадров, служащих по политическим характеристикам, что на практике означало отказ от компетентности, профессионализма, цивилизованных основ управления), как и принцип "партийной принадлежности", в настоящее время не в приоритете.
Как теоретические, так и нормативно-правовые разработки проблематики и самой концепции государственной службы были заложены Федеральным Законом номер 119-ФЗ, вышедшим 31 июля 1995 года под названием "Об основах государственной службы Российской Федерации". В наши дни данный нормативный акт уже признан утратившим юридическую силу. Вместо него введен в действие ФЗ номер 58-ФЗ, вышедший в 2003 году (27 мая) - "О системе государственной службы РФ", а также ряд других федеральных нормативных актов, составивших базу законодательства по данной теме.
Смысловое содержание термина
Что же представляет собой понятие, именуемое государственной службой в самом общем виде? Юридические источники содержат различные определения данного термина. В литературе он употребляется чаще всего в качестве участия в одной из ветвей (либо всех сразу) государственной власти. Встречается определение ее как вида общественно-полезной деятельности особого вида. Параллельно ей функционируют и работники муниципальной службы, занятые в местном самоуправлении.
В целом государственную службу можно охарактеризовать как разновидность трудовой деятельности, которая ведется работниками госорганов на профессиональной основе и цель которой - выполнение функций и задач государства.
В общем смысле такой службой может считаться любой вид работы, выполненной в государственных учреждениях либо органах, имеющий другое содержание или форму, нежели труд рабочих. При этом можно выделить лишь две основные формы трудовой деятельности госслужащих - они заключаются в непосредственном создание ценности материального характера и выполнении административно-обслуживающих и управляющих функций.
Публицистическими изданиями и научной литературой все чаще проводится мысль о том, что под этим термином следует понимать служение гражданскому обществу, государству, народу, любым его социальным группам и слоям. Данный подход можно встретить в пособиях и учебниках по административному праву современных авторов.
Что говорит Конституция?
Согласно основному закону РФ правовые принципы гражданской службы основаны на двух положениях, несущих приоритетное значение:
1. Равной доступности к государственной службе любого из граждан.
2. Отнесении вопросов государственной федеральной службы к ведению РФ.
На двух этих исходных данных построена вся концепция данного понятия. Законодательством определена суть государственной службы как профессиональной служебной деятельности граждан РФ, направленной на обеспечение осуществления полномочий РФ, федеральных органов управления власти ее субъектов, лиц, назначенных на те из должностей, которые установлены Конституцией и Федеральными законами РФ, а также уставами и законами ее и ее субъектов в целях непосредственного исполнения всех государственных органов каждого субъекта РФ.
О разновидностях госслужбы
Перечисляя основные ее виды, можно остановиться на:
1. Гражданской государственной службе.
2. Военной службе.
3. Правоохранительной службе.
В свою очередь существует подразделение гражданской службы на федеральную и службу субъектов РФ.
Как правоохранительная, так и военная служба относятся к федеральной государственной.
О сути государственной должности
Под ею понимается такая должность в органах власти (как федеральных, так и субъектов РФ), установленный круг обязанностей которой предполагает исполнение и обеспечение полномочий указанного органа государственной власти, его финансовое содержание, а также ответственность за выполнение данных обязанностей.
Указ Президента номер 1574, вышедший в 2005 году (31 декабря), утвердил для госслужбы РФ реестр официальных государственных должностей. Он состоит из ряда унифицированных наименований, распределенных по группам.
Понятие основных принципов госслужбы
Что понимается под данным понятием - принципы гражданской службы? Речь идет об основных, то есть концептуальных началах, устоях и положениях, на которых основана и существует полностью система государственной власти. Прежде чем охарактеризовать всю систему и отдельные принципы государственной гражданской службы РФ, следует уточнить: данный вопрос относится к наиболее важным во всей структуре ее института, а также всей правовой системы. Это касается не только нашей страны, но и любого другого государства мира.
Почему это так важно? Данный термин - принципы гражданской службы (и всей государственной службы в целом)- относится к основополагающим, наиболее важным чертам и существенным характеристикам, отражающим значение и содержание самого этого понятия. Кроме того, он нашел свое применение в ряду главнейших юридических положений, касающихся структуры данного правового института.
Как и государственная, муниципальная служба точно так же располагает определенными принципами, причем как содержание. так и функциональные характеристики их во многом идентичны.
На чем же базируются принципы гражданской службы РФ?
В процессе их анализа следует остановиться поочередно на каждом из трех основных вопросов:
1. Самом понятии принципов государственной службы.
2. Их законодательном закреплении.
3. Видах и содержании.
Для рассмотрения их обратимся к нормативной базе. Уже упомянутым Федеральным законом приводится их развернутый перечень. Статья номер 3 ФЗ перечисляет все то, на чем базируется понятие принципов гражданской службы как разновидности государственной:
1. На федерализме, способном обеспечить единство всей системы госслужбы, а также соблюсти разграничение в полномочиях органов власти субъектов страны с федеральными.
2. На законности.
3. На приоритете свобод и прав гражданина, непосредственном действии их, признании их, обязательности соблюдения, а также защиты.
4. На возможности равного доступа любого из граждан к возможности исполнять обязанности и функции государственной службе.
5. На единстве организационных и правовых основ этой службы, что выражается в законодательном закреплении одного и того же подхода к ее организации.
6. На взаимосвязи государственной и муниципальной службы.
7. На открытости госслужбы и доступности для общественного контроля.
8. На объективном информировании граждан и общества о деятельности тех, кто трудится на должностях государственных служащих.
9. На их компетентности и профессионализме.
10. На защите упомянутых государственных служащих от незаконных и неправомерных вмешательств в деятельность их (служебного и профессионального характера) физических, юридических лиц, а также госорганов и должностных лиц.
Реализацию всех данных основ госслужбы обеспечивают федеральные законы о ее видах.
Что представляют собой главные принципы государственной гражданской службы
Суть их излагается статьей 4-й ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Согласно толкованию закона, принципами гражданской службы являются:
1.Соблюдение приоритета человеческих прав и свобод.
2. К принципам государственной гражданской службы относится также единство организационных и правовых основ ее для субъектов РФ и Федеральной госслужбы.
3. Обеспечение равного доступа тех граждан, что владеют государственным языком РФ, к осуществлению гражданской службы и предоставление им одинаковых условий ее прохождения вне зависимости от
национальности, расы, пола, происхождения, должностного либо имущественного положения, места проживания, убеждений, религиозной принадлежности и прочих обстоятельств, которые никак не связаны с деловыми и профессиональными качествами гражданских служащих.
4. К числу основных принципов гражданской службы относится высокий уровень компетентности и профессионализма любого, кто призван их исполнять.
5. Речь также идет о взаимодействии с гражданами и общественными объединениями.
6. Также к принципам гражданской службы относятся необходимость ее стабильности и доступности информации о ней.
7. Гражданские служащие обязаны быть защищены от различного вида неправомерных вмешательств в собственную должностную профессиональную деятельность.
Все перечисленные выше принципы гражданской службы РФ связаны между собой в целостную систему, единую в функциональном и организационном плане.
О видах государственного служения
Явлением федерализма с существованием властей в виде законодательной, исполнительной, а также судебной обусловлено существование отдельных разновидностей института госслужбы. Данный постулат проявляется в разделении ее на находящуюся в ведении РФ федеральную госслужбу и службу субъектов РФ. Современные принципы государственной гражданской службы (как и прочих ее видов) базируются на многообразии отраслей и сфер государственной деятельности с учетом специфики каждой из них.
К числу видов госслужбы отнесена служба в органах внутренних дел, военная, а также в таможенных организациях, налоговой полиции и т. п. Для правового регулирования всех принципов гражданской службы, а также прочих специализированных разновидностей госслужбы характерна системность с охватом всех уровней каждого органа либо сферы.
Согласно толкованию, имеющемуся в специальной литературе, государственную службу принято подразделять на два основных вида:
1. Гражданская.
2. Милитаризованная.
В качестве примера гражданской службы стоит привести деятельность на должностях государственных органов РФ и ее субъектов (например, в администрации области или исполнение определенных обязанностей в налоговых органах либо в структуре МВД). Сюда же относятся и должности, подразумевающие работу на таможне, в железнодорожных войсках, и, кроме того, горноспасательная служба.
Другая классификация
Гражданскую службу, в свою очередь, можно разделить на общую (функциональную), существующую в виде осуществления стандартных и общих для одной и той же сферы деятельности служебных государственных функций без различий по отраслевой специфики. В качестве примера приведем деятельность персонала отделов и департаментов администраций областей, министерств и т. п.
Другая же разновидность - специальная гражданская служба - осуществляется гражданами на тех должностях государственных органов, которые обладают ярко выраженной отраслевой компетенцией, налагающей отпечаток на всю практическую деятельность сотрудников. В данном случае примером послужит деятельность государственных нотариусов, дипломатическая служба, сфера железнодорожного транспорта и т. д.
Милитаризованной службе (милицейской, военной, полицейской и т. п.) присуще многообразие отличительных признаков, выделить которые возможно, анализируя правовые нормативные акты, в которых регламентируется правовое положение и отличие от основных принципов государственной гражданской службы.
Основными отличительными признаками милитаризованной службы (в отличие от гражданской) являются следующие:
1. Главная профессиональная обязанность служащих данной категории - защищать здоровье и жизнь людей, обеспечивать безопасность граждан и установленный властями и государством порядок управления, а также соблюдать их основные права и публичные интересы.
2. Также - защищать материальные ценности, охранять правовой и общественный порядок. Как уже было упомянуто, военная и правоохранительная службы, входящие в состав милитаризованной, относятся к разновидностям федеральной госслужбы. Другая же ее разновидность - гражданская государственная служба. Заключается она в служебной деятельности профессионального характера утвержденных на соответствующих должностях граждан.
Сутью и принципами государственной гражданской службы являются, как уже было упомянуто, обеспечение проведения полномочий и функций органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ). А также - лиц, находящихся на должностях по исполнению законов РФ и ее субъектов.
О службе военной и правоохранительной
Говоря о военной службе, подразумевают служебную деятельность профессионального характера граждан на воинских либо не воинских должностях на тех условиях, которые предусмотрены федеральными законами, нормативными актами права либо Указами Президента РФ. Речь идет о Вооруженных Силах, прочих войсках, о специальных воинских формированиях и других органах, в функциях которых - обеспечивать безопасность и оборону государства.
Под правоохранительной службой понимается та разновидность государственной федеральной службы, которая представляет из себя профессиональную деятельность граждан на правоохранительных должностях в учреждениях, службах и органах, функция которых - обеспечивать законность, безопасность и правопорядок, бороться с преступностью, защищать свободы и права граждан.
Кто может поступить на государственную службу путем заключения контракта?
Аналогично основным принципам гражданской службы подобное право принадлежит гражданам, владеющим государственным языком РФ и достигшим возраста, который установлен Федеральным законодательством в качестве допустимого для каждого из разновидностей государственной службы. Помимо того, федеральными законами применительно к различным видам госслужбы могут устанавливаться и другие требования при поступлении на службу по контракту.
Все обстоятельства, основания и порядок прекращения подобных действий регламентируются ФЗ о виде конкретной государственной службы.
Подобные контракты с гражданами могут заключаться на неопределенный либо определенный срок, а также на время обучения в образовательном профессиональном учреждении либо на конкретно оговоренный промежуток времени по его окончании. Каждый из видов госслужбы предполагает наличие предельного возраста пребывания на ней, указанного в соответствующем федеральном законе.
Порядок прохождения госслужбы подразумевает этапы назначения на должность, присвоения дипломатического ранга, классного чина либо воинского (или специального) звания, а также обязательную аттестацию либо экзамен на подтверждение квалификации.
Помимо прочего, закон регламентирует ряд других обстоятельств (событий), обязательных для того или иного характера таковой деятельности. Существует множество иных правовых нормативных актов РФ, уточняющих и подробно характеризующих все многообразие деятельности государственного служащего в нашей стране.
В федеральных законах, касающихся различных видов службы, содержатся все те основания, по которым она может быть прекращена, включая те основания, на которых служащих увольняют в запас либо в отставку. Это может быть как достижение ими конкретно оговоренного в каждом случае предельного возраста, так и наличие целого строго регламентированного ряда причин, условий и обстоятельств личного характера, включая ту официально утвержденную форму рапорта (или заменяющего его документа) об увольнении.
В заключение следует добавить, что служба Отечеству в нашей стране всегда оставалась почетным, но весьма непростым занятием - учитывая наличие определенных сложностей национального и геополитического характера, а также ряд особенностей российского менталитета. И тем не менее факт, что в наши дни общество движется к цивилизованным формам управления государством, соблюдению прав и свобод отдельно взятой личности и приоритету современных форм и методов власти, не может не вызывать оптимизма.