В школьной программе одним из любимых заданий учителей русского и литературы является написание сочинения по заданной картине. Но не всегда понятно, как лучше это сделать и с чего вообще начать. Для многих это задание является сложным, поэтому они вынуждены искать помощи на просторах Интернета или просто списывать уже готовые работы. В данной статье предлагается удобный план описания картины с примером, чтобы ученики могли разобраться с особенностями такого сочинения и понять, как сделать это задание на пятерку.
С чего начать
Как и в любом другом сочинении по школьным предметам, работа начинается с продумывания четкой структуры и последовательности изложения мыслей. Это совершенно не значит, что вы ограничены в творчестве - вам лишь предлагается план описания, который поможет в грамотном порядке перенести свои идеи на бумагу. Вот последовательность, которой стоит придерживаться:
- Введение.
- Описание переднего и центрального планов картины.
- Задний план.
- Характеристика цветовой гаммы.
- Ваши чувства.
- Выводы.
Разбираем план сочинения-описания картины
Первой частью подобной работы всегда является введение. Это тот абзац, который излагает читателю основные и важные детали. Здесь следует указать емкие выдержки из биографии автора художественного произведения, преобладающий стиль его работ. Также нужно упомянуть о каких-либо фактах, связанных с описываемым творением: сколько над ним работал автор, что являлось предпосылкой к его созданию. Постарайтесь сделать введение лаконичным и избегать клише, если хотите создать поистине интересное описание картины по плану, представленному в этой статье.
Далее пишется основная часть, которая включает в себя пункты 2-5. Сначала уделяется внимание центру композиции картины, так как именно на главном объекте автор хотел сконцентрировать взгляд зрителя. Опишите, что он собой представляет: если это пейзаж, то центром может являться река, лес, дерево (какие они?); если портрет - кто является главным его героем, какие отличительные черты бросаются в глаза; если произведение на историческую тему, то какое событие на нем разворачивается и кто в нем участвует.
Уделите также внимание заднему плану картины, автор мог разместить на нем что-то не менее важное или дополнить им картину так, чтобы она произвела должное впечатление. Не забудьте описать предполагаемую атмосферу произведения - спокойная она или оживленная, радостная или меланхоличная, воспевающая или высмеивающая.
Затем по плану описания картины следует характеристика цветовой гаммы. Проанализируйте, теплая она или холодная, какие оттенки в ней преобладают. Зачастую именно через цвета автор передает свои чувства, поэтому нужно уделить палитре особое внимание. После того как все это было описано, переходите к изложению своих чувств: о чем вы думали, когда смотрели на произведение, какие ассоциации оно вызывало, мысленно перенеситесь на полотно - что вы ощущаете, когда находитесь там.
Заключительная часть - вывод по всему вашему сочинению. Он так же, как и введение, должен быть лаконичным и отражать главные мысли произведения, дополнять их.
Полезные приемы
Чтобы ваше сочинение вызвало интерес читателя, возьмите на заметку несколько полезных приемов.
- Используйте эпиграф. Если на примете есть подходящие к вашему сочинению или описываемой картине фразы, строфы из стихотворений, то нет причин на то, чтобы их не использовать. Единственное, что нужно учесть - правила оформления эпиграфов. Уместные цитаты также являются хорошим приемом.
- Прием последовательного описания. Помимо последовательности, приведенной в плане описания картины, можно придерживаться принципа отражения деталей работы снизу вверх.
- Увеличение. Рассматривайте все детали как сквозь увеличительное стекло: отметьте то, чего другие могли не заметить.
М. Врубель, "Демон сидящий". Пример описания картины по плану
Михаил Врубель - выдающийся художник, творивший на стыке XIX-XX веков. Он работал во многих жанрах изобразительного искусства. Его картины пронизаны глубиной чувств и тревожным беспокойством. Не исключением является и работа "Демон сидящий", созданная на заре его творческой деятельности, в 1890 году. Она была одной из многочисленных иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова "Демон" и сейчас обрела свое постоянное место в Третьяковской галерее.
Главным героем этого произведения является молодой мужчина, прозванный своим создателем "демоном", задумчиво глядящий вдаль. Он одет лишь по пояс, и его красивое лицо, длинные курчавые волосы, сложенные руки и мускулистость совершенно не позволяют зрителю представить, что в нем может быть хоть что-то демоническое, ведь на картине отражена больше печаль, нежели злобная властность. На заднем фоне красуются невиданные цветы, которые поражают строгостью своих форм, и чарующий алый закат. В данном произведении преобладают теплые оттенки цветов: от бледно-желтого до ярко-розового. При этом с ними контрастирует цвет одежды демона и некоторые оттенки растений, демонстрируя противостояние этого создания миру и некоторую отчужденность.
Эта картина вызывает смешанные чувства: несмотря на то что демон - существо недоброе, его становится жаль при виде скорби в глазах. Есть некая печаль в этой картине, так как становится понятно, насколько одинок и грустен изображенный на ней герой. Возникает необъяснимое желание помочь ему, при этом чувствуется некая тревога, ведь это не человек.
Картина "Демон сидящий" наполнена глубоким смыслом, который Михаил Врубель умело в ней отразил. Сам же художник писал о своем произведении: "Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..." Таким образом, становится понятно, что автор исполнен сострадания к своему герою, чем невозможно не проникнуться, когда рассматриваешь это произведение.
Используя как пример это сочинение, написанное по приведенному в данной статье плану описания картины, вы сможете проделать то же самое с любым другим произведением искусства.