Самолет "Бородавочник": описание, технические характеристики, боевая мощность, классификация и применение штурмовика

Самолет «Бородавочник» (A-10 Thunderbolt 2) представляет собой американский бронированный одноместный штурмовик. Аппарат создан в середине семидесятых годов минувшего столетия. Невзирая на почетный возраст, летательный агрегат считается одним из лучших представителей своего сегмента. Основное предназначение машины – ликвидация танков и прочей бронированной техники врага. Рассмотрим его характеристики и возможности подробнее.

Штурмовой самолет "Бородавочник"

Исторические моменты

Самолет «Бородавочник» первый раз поднялся в воздух и на вооружение был принят в 1976 году. Боевая проверка ожидала «Тандерболт» в Персидском заливе. Эта машина ликвидировала максимальную численность вражеской техники, по сравнению с другими аналогами. До начала операции «Буря в пустыне» на самолет возлагалось мало надежд. Однако после удачного дебюта на аппарат начали смотреть по-другому.

Самой современной и технологической модификацией самолета «Бородавочник» является версия А-10С, которую поставили на вооружение в 2007 году. После 2015-го в строю осталось 283 самолета. Средняя стоимость штурмовика стартует от 11,8 миллиона долларов.

Предпосылки к созданию

Во многом создание самолета Thunderbolt 2 связано с противостоянием во время вьетнамской войны. Дело в том, что в начале 60-х стратегия Пентагона имела направленный вектор на усиление конфронтации с СССР. Для этого в боевую готовность приводились ударные воздушные летательные аппараты типа F-100, F-101 и F-105. Они переоборудовались под возможность несения ядерных зарядов с последующим нанесением ударов по стратегическим обозначенным целям.

Вьетнамская кампания заставила генералов США переосмыслить ситуацию. По причине недостачи специализированной техники американцам пришлось использовать в боевом режиме учебный самолет «Троян», который переоборудовали под соответствующие задачи. Встреча с военными истребителями показала, что данная затея неуместна и полностью провальная. Началась разработка специального самолета США «Бородавочник», хорошо защищаемого броней и оснащаемого мощными орудиями.

Американский боевой самолет "Бородавочник"

Противостояние в холодной войне

В этот же период изменилось положение в Европе. В конце 60-х годов на вооружение армии Советского Союза поступили обновленные танки типа Т-62. Кроме того, в освоение была получена боевая машина пехоты БМП-1.

Указанная техника теоретически превосходила все аналоги НАТО, могла выпускаться в огромных количествах. Это сформировало своеобразный миф (или реальность) о советской вооруженной лавине, способной за считанные часы докатиться до Ла-Манша. Еще один важный момент – установка типа «Шилки», отличающаяся эффективностью подавления точек противника и высоким уровнем защиты от вражеских зарядов. Дальнейшее развитие в этом направлении продолжалось созданием концепции летательного аппарата с дозвуковыми характеристиками полета.

Интересные факты

Развернутая программа по разработке самолета «Бородавочник», фото которого представлено ниже, начала активно вестись в 1967 году. Условия конкурсного отбора были направлены в 21 летную компанию. Американские воздушные силы требовали агрегат со скоростью полета не менее 650 км/ч, хорошими маневренными параметрами, мощным вооружением различного калибра и существенной бомбовой загрузкой. Также новый штурмовик должен был обладать взлетно-посадочными показателями, позволяющими эксплуатировать аэродромы с грунтовым покрытием.

Когда стало понятно, что американская армия проигрывает войну во Вьетнаме, разработка самолета стала больше ориентирована на возможный театр военных действий в Европе. В 1970 году конструкторы наконец-то определились с основным вооружением военного самолета «Бородавочник». Им стала 30-миллиметровая скоростная пушка типа GAU-8, сконструированная по схеме Гатлинга (с элементом из семи стволов).

Штурмовой самолет США "Бородавочник"

«Разбор полетов»

Финальная стадия по разработке и созданию американского штурмовика A-10 Thunderbolt II началась в 1970 году. В итоге противостояли друг другу две компании (Fairchild Republic и Northrop). Первая фирма запустила в пробный полет свой прототип весной 1972 года, машина от конкурентов прошла тестирование через три недели.

Сравнительные испытания обоих аппаратов начались в октябре 1972 года. Тестировались самолеты на авиационной базе Райт-Паттерсон. Обе модификации получились практически равноценными по характеристикам и возможностям. Версия YA-10 была ориентирована на максимальную живучесть и обладала оригинальной компоновкой. Вариант А-9 выполнен в классическом исполнении, слегка напоминающем советские штурмовики СУ-25. В итоге победа досталась Fairchild Republic. Фирма получила первый заказ на изготовление начальной серии штурмовиков из десяти единиц.

Серийное производство

Массовый выпуск штурмовика «Бородавочник» начался с 1975 года и продолжался до 1984 г. Аппарат нещадно критиковали, высказывались предположения о его замене на модель F-16. Все сомнения развеялись после начала знаменитой операции «Буря в пустыне», когда Саддам Хусейн ввел войска на территорию Кувейта (1990 год).

Оказалось, что неуклюжий и медленный самолет прекрасно подходит для огневой поддержки сухопутных частей и ликвидации броневой техники врага. В боевых операциях участвовали модификации 144 А-10, которые совершили более восьми тысяч вылетов, потеряв при этом семь единиц. Среди достижений «Тандерболтов» – уничтожение сотен иракских танков, около двух тысяч экземпляров другой техники, порядка тысячи артиллерийских установок. Таких показателей не смог достигнуть прославленный самолет-невидимка и скандальный F-16.

Боевой самолет "Бородавочник"

Дальнейшая эксплуатация

Штурмовик A-10 Thunderbolt во время противостояния в Персидском заливе был представлен 60-ю машинами, одна из которых была сбита, еще несколько единиц получили существенные повреждения. Самая современная модификация выпускалась под индексом А-10С. Она была принята на вооружение в 2010 году, оснащалась новейшим электронным цифровым оборудованием с возможностью использования высокоточных зарядов и оружия с наведением лазерного типа. В 2015 году несколько самолетов разместили в Прибалтике (Эстония).

Самолет Thunderbolt 2 находится на вооружении исключительно армии США. При том что возникали неоднократно разговоры о возможных поставках машины в другие страны, она на экспорт не шла. Аппарат вызывал интерес у Великобритании, Израиля, Японии, Южной Кореи, Бельгии. Сложность эксплуатации рассматриваемого самолета заключается в том, что не всякая страна может позволить себе содержание узкоспециализированной модели, эксплуатация многоцелевых аналогов обходится намного дешевле. Один час полета указанного штурмовика - не менее 17 тысяч долларов, планируемая военная программа на применение агрегата рассчитана до 2028 года.

Описание

Thunderbolt 2 А-10 представляет собой самолет низкоплановой эксплуатации, изготовленный по стандартной аэродинамической схеме с парным килевым оперением вертикального типа и силовым агрегатом из двух моторов.

Фюзеляж сделан в виде половинчатого монокока, передняя часть оборудована кабиной пилота. Форма и конфигурация конструкции обеспечивают летчику хорошую обзорность по разным векторам. Защита выполнена в виде ванны из мощной титановой брони, предохраняющей объект от боеприпасов калибром до 37 миллиметров. Кресло с катапультой обеспечивает экстренную эвакуацию пилота на любой допустимой скорости и высоте.

В центре фюзеляжа закреплены при помощи пилонов моторизованные гондолы пары турбинных винтовых двигателей. Подобное размещение силового агрегата способствует уменьшению вероятности попадания в моторный отсек посторонних включений при взлете и посадке. Кроме того, такая конструкция упрощает обслуживание элементов, увеличивает их защиту от огня с земли. Отработанные газы из двигателя поступают на выход через плоскость стабилизатора, ограничивая заметность самолета в тепловом диапазоне. Конструктивные особенности дают возможность размещения топливных резервуаров в зоне центра тяжести, что избавляет от необходимости создания системы перекачки горючего.

Самолет «Бородавочник», фото которого имеется ниже, оснащен объемным прямоугольным крылом, состоящим из центроплана и пары консолей трапециевидной формы. На крыле – закрылки с тремя секциями и элеронами. Особенности конструкции позволяют активно маневрировать на малых скоростях при значительной полезной нагрузке.

Стабилизатор отличается большой площадью прямоугольной формы, на концах расположены два вертикальных киля с рулевыми направляющими элементами. Такое устройство способствует «живучести» аппарата, даже в случае потери одного из килей или консолей стабилизатора.

Испытания штурмового самолета "Бородавочник"

Прочие характеристики

Американский штурмовик «Бородавочник» оборудован убирающимися шасси с тремя опорами и фронтальной стойкой. В неактивном состоянии они почти на треть выступают за фюзеляжные обводы, что способствует облегчению маневрирования во время осадки самолета. Конструкция шасси дает возможность эксплуатировать взлетно-посадочные полосы с грунтовым покрытием.

Силовой агрегат летательного аппарата сформирован из пары двигателей типа ТРДД General Electric TF34-GE-100. Каждый из моторов обладает тягой в 4100 кгс. Также самолет оснащен двумя автономными гидравлическими узлами, обеспечивающими функционирование механизации крыла, убирание шасси, вращение основного 30-миллиметрового орудия в носовой части. Для ликвидации возможного пожара в конструкции штурмовика предусмотрена специальная система с инертным газом (фреоном).

Самолет A10 Thunderbolt 2: радиоэлектронное оборудование

Эту часть оснащения «Бородавочника» можно охарактеризовать как относительно простую схему, по сравнению с другими американскими аналогами. В систему радиоэлектроники входят следующие приборы:

  • Блок ближней и дальней навигации.
  • Радиокомпас.
  • Измеритель высоты.
  • Датчик на лобовом стекле.
  • Система контроля посадки.
  • Несколько радиостанций.
  • Приспособление о предупреждении радиолокационных импульсов.
  • Оповещение об обнаружении целей при помощи лазерного луча (фиксирует объекты на дистанции до 24-х километров).
  • Контейнер с аппаратурой РЭБ.

Вооружение

Американский самолет «Бородавочник» на основном вооружении имеет мощную 30-миллиметровую пушку GAU-81A. Она смонтирована в носовой части, изготовлена по схеме Гатлинга, оснащена семью вращающимися стволами. Гильзы боеприпасов сделаны из алюминиевого сплава, полная масса установки составляет 1,83 тонны.

Орудие имеет гидравлический привод, подачу зарядов беззвеньевого типа, барабанный магазин. Заряды выполнены с пластиковыми ведущими поясками, позволяя существенно увеличить ресурсы стволов и задавать различную скорострельность орудия (от 2100 до 4200 залпов в минуту). В реальности летчик ограничивается короткими очередями длительностью несколько секунд. При затяжном ведении огня наблюдается перегрев стволов. Отработанные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабане.

Вооружение штурмовика "Бородавочник"

Примечания

Пушка GAU-81A, устанавливаемая на американский самолет «Бородавочник», способна работать с двумя видами снарядов: осколочно-фугасными (ОФБ) и подкалиберными боеприпасами (ПКБ) с урановым наполнением. Как правило, в боекомплекте одной машины на один ОФБ приходится три ПКБ. Точность поражения мишени – на расстоянии 1,22 километра 80 процентов снарядов попадают в очертание шестиметрового круга.

Штурмовик оборудован 11-ю точками наружной подвески. На них располагаются бомбы свободного падения или управляемые аналоги. В последнюю категорию попадают ракеты типа «Мэйверик» с телевизионным типом наведения. Их принцип работы кратко можно охарактеризовать как «выстрелил и забыл». Дистанция обнаружения мишеней составляет 12 километров в теории и не более шести на практике.

Самооборона

Для защиты рассматриваемый военный самолет использует ракетные заряды конфигурации «воздух-воздух», а также добавочные блоки с пушками «Вулкан» калибра 20 мм. Штурмовики по праву входят в элитную группу своей категории. Наряду с высоким параметром живучести, маневренности и относительно низкой стоимости отмечается значительная эффективность бортового вооружения и обороноспособность.

В подтверждение «живучести» А-10 свидетельствует тот факт, что при ведении боевых действий в Ираке и Югославии штурмовики были в состоянии вернуться на базу даже с поврежденным двигателем, отсутствующим стабилизатором либо отказавшей гидравлической системой, включая серьезные деформации крыла.

Нюансы

Если говорить о вооружении штурмовика США «Бородавочник», то суммарный вес выстрела 30-миллиметрового орудия А-10 перекрывает аналогичный параметр ГШ-2-30, предусмотренного на Су-25. Кроме того, эксплуатация подкалиберных зарядов многократно увеличивает эффективность ведения огня по бронированным мишеням.

После начала испытаний самолета оказалось, что пороховые газы внедряются в силовые установки штурмовика, обуславливая снижение их тяги. Средний показатель падения мощности составил порядка одного процента на каждую тысячу выстрелов. Эту проблему удалось частично решить при помощи оснащения двигателей специальной системой, направленной на сжигание уцелевших частиц пороха.

«Бородавочники» успешно и активно применялись во время операций в Афганистане и бывшей Югославии. Сейчас рассматриваемая машина является основной единицей поддержки сухопутных подразделений в армии США. Свое прозвище («Бородавочник») самолет получил в честь легендарного предшественника времен Второй мировой войны Warthog P-47 Thunderbolt.

Параметры в цифрах

Основные характеристики рассматриваемого штурмового самолета:

  • Длина/высота машины – 16,26/4,47 м.
  • Размах крыльев – 17,53 м.
  • Вес пустой/взлетный/максимальный – 11,6/14,86/22,2 т.
  • Масса горючего – 4,85 т.
  • Площадь крыла – 47 кв. м.
  • Скорость на высоте по максимуму – 834 км/ч.
  • Тип силовой установки – General Electric TF34.
  • Дальность практическая – 3,94 тысячи километров.
  • Состав экипажа – один пилот.
Штурмовики "Бородавочники"

В заключение

В 2003 году штурмовой самолет «Тандерболт» обстреляли с земли в прилежащей к Багдаду местности. Аппарат получил более 150 пробоин, но сумел добраться до базы с неработающими гидравлическими системами. Летчик при этом даже не получил ранений.

Следует подчеркнуть высокий показатель эффективности вооружения самолета. Тридцатимиллиметровая пушка в состоянии ликвидировать и выводить из строя практически все разновидности существующей современной бронетехники. Свое эффективное использование доказывает управляемое ракетное вооружение, хотя 10A Thunderbolt 2 – самолет, который склонен к ведению необоснованного огня по собственным позициям. Это больше характерно для общей специфики штурмовика, а не минусам конкретного летательного аппарата.

Модель «Бородавочник» иногда сравнивают с советским аналогом СУ-25. Они были разработаны примерно в один период, и перед машинами ставились практически идентичные задачи. По предельной загрузке «Тандерболт» превосходит «сушку», зато отечественный штурмовик выдает больший показатель скорости.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.