Мышление по своей природе категорийно в принципе. Иначе в познании отсутствовало бы поступательное движение, прогресс. Ибо каждый новый взгляд вокруг являл взору совершенно новые объекты, неизвестные, невиданные доселе, и приходилось бы с каждым деревом, с каждым валуном знакомиться отдельно, каждый раз заново «открывая» для себя все то же и то же.
«Лес велик и зверья в нем множество, но медведь, он такой один, и не беда, что бегают разные: и большие и малые, и дальше на север – белые». Именно такая категория как «медведь» не дает рассыпаться медвежьему многообразию на отдельные части, превратиться в огромную толпу различных животных.
Объять мыслью, помыслить человек может не более десятка объектов одновременно. Но, превращая груды предметов в один, возможно оперировать огромными пластами явлений: Кинжал – Оружие – Сталь – Металл – Вещество – Материя – Часть сущего.
Итак, обобщенные категории в философии – инструмент, позволяющий мыслить и действовать, ориентироваться в мире. В то же время категории и создают для человека, составляют мир, как его каркас, то есть одновременно являются и «собственно миром» и «орудием» для действий в нем.
Категории «связывают» мир, делая его последовательно и линейно протяженным. Если убрать категории из жизни, исчезнет сама жизнь в том виде, к которому мы привыкли. Останется существование. Надолго ли?
В стремлении докопаться, добраться до сути, до истоков мира, мирообразования различные мыслители, разные школы приходили к различным понятиям категории в философии. И по-своему выстраивали их иерархии. Однако ряд категорий неизменно присутствовал в любых философских учениях, да и не только в них. (Практически любой мифологический цикл, любая религия начинает свое повествования с начала. И в начале всего обычно хаос, который затем какими-то силами упорядочивается.)
Эти универсальные категории, лежащие в основе всего, теперь получили название основных философских категорий, ввиду того, что предельно общные категории уже не могут быть описаны, определены ничем, так как отсутствуют понятия, охватывающие их или включающие их в себя как часть. Основные категории в философии, термины, суть необъяснимые, не определяемые понятия. Но, как ни странно, в той или иной степени промысленные и все-таки понятые. И даже в какой-то мере истолкованные – определенные.
Хотя это то же самое как, например, понятие «жидкость» определять через кофе.
Бытие - небытие
В философии бытие – это все сущее. Помыслить, развернуть в сознании хоть малую толику всего сущего невозможно, тем не менее такая категория есть. Как бездонная пропасть принимает в себя все, что не закинет в нее мыслитель: увидел плюс вспомнил себя самого плюс свои мысли и мысли товарища.
Все сущее включает и сознание мыслителя, который может помыслить, и нечто не существующее, и тем самым «актом мышления» привнести в бытие нечто новое, доселе в бытии отсутствующее.
Однако это «все сущее» представлено исключительно в сознании, хотя и мыслится как двоеначалие – часть вовне и часть внутри, в сознании.
Насколько бытие реально объективно в своем существовании, есть ли что-то вне сознания мыслителя?
Существует ли нечто то, о чем никто никогда не мыслил? Вообще, если убрать «наблюдателей», останется ли что-то?
Бытие в философии – это все объективно существующее, даже то, о чем и помыслить (представить) нельзя, непредставимое и непостигаемое разумом плюс несуществующее, но кем-то помысленное и тем самым привнесенное в бытие.
А может ли быть что-то кроме бытия? Нет, не может: «быть» относится к бытию полностью, без остатка исключений и противопоставлений.
Несмотря на то что нет ничего кроме бытия, в философии категория «небытие» существует. И это не абсолютная пустота, не отсутствие чего бы то ни было как противопоставление сущему, «ничто» как таковое непредставимо и непостижимо, ибо как только оно будет представлено, помыслено, понято, тут же окажется по эту сторону – в бытии.
Господствующее в умах людей понимание (истолковывание) основных категорий в философии, очерчивают, ограничивают, образуют тот мир, в котором они (люди) живут и действуют.
Диалектическое понимание мира исключило из сущего идеальное начало, оставив его только (раз уж понятие есть) в сознании – в субъективной реальности. Та реальность, которой существовать «разрешили», получила карт-бланш на развитие. Как итог – технологический рывок. Обилие сверхсложных устройств, схем, технологий, основанных на принципах взаимодействия и преобразования материи, при почти полном угнетении идеалистических идей.
Как открытие закона сохранения поставило крест на разработке вечного двигателя, так «открытие» материалистического детерминизма наложило вето на развитие идей, не вкладывающихся в ее концепцию. И если справедливость частных идей, научных теорий можно вывести из соответствия их общим категориям метатеории, то справедливость или несправедливость последних вывести нельзя, поскольку неоткуда.
Когда бы изменить мир путем преобразования «видения» основных категорий в философии, более чем возможно, проявятся новые, другие схемы взаимодействия мира и человека.
Материя - движение
Единственно верное, пожалуй, определение материи как категории в философии то, что дано в ощущениях. Ощущения, переданные мысли рождают отражение, этой субстанции, в сознании. Предполагается так же, что это «нечто», данное в ощущениях, существует вне зависимости от того, есть ощущения (субъект) или нет. Таким образом, ощущения стали и проводником между мыслью (сознанием) и объективной сущностью, и преградой в поисках ее – истинной сущности материи. Материя предстает перед человеком только в тех формах, которые доступны восприятию, и не более того. Остальное, многое, почти все, находится «за кадром». Создавая различные теоретические конструкты, человек до сих пор, пытается осознать (понять) сущность материи как таковой.
Краткая история трансформации категории материи в философии, этих теоретических конструктов, воспроизводящих более или менее материю:
- Осознание материи как вещи. Представление о материи как о разнообразии проявлений одной базовой, образующей все материальное, вещи – первопричине материи.
- Осознание материи как свойства. Здесь на первый план выступает не структурная единица, а принципы взаимоотношения тел, относительно крупных частей материи.
Позднее начали рассматривать не только линейное, пространственное взаимоотношение материальных частей, но и качественное ее изменение как в сторону усложнения – развитие, так и в обратную.
За материей «закрепили» некоторые неотъемлемые свойства – ее атрибуты. Они считаются производными от материи, порожденными ею, и без материи, сами по себе, не существующие.
Одно из таких свойств – движение, не только линейное, но, как отмечалось ранее, и качественное.
Причинность движения мыслится в дискретности материи, ее раздробленности на части, что позволяет этим частям изменять взаимное расположение.
Материи без ее атрибутов не существует. То есть, в принципе, она могла бы существовать и без них, но «законодательно» закрепили именно такое положение вещей.
Абсолютность (непрерывность) линейного движения кажется очевидной, так как движение есть взаимное перераспределение в пространстве частей материи относительно друг друга, всегда можно найти хоть какую-нибудь частицу относительно которой движутся другие.
Из свойства движения вытекают такие свойства материи, как время и пространство.
Существуют два основных подхода к категориям в философии – пространства и времени: субстанциональный и реляционный.
- Субстанциональный – время и пространство объективны, так же как и материя. И могут существовать отдельно как друг от друга, так и от материи.
- Реляционный подход в философии – категории времени и пространства есть только лишь свойства материи. Пространство – выражение протяженности материи, а время - следствие изменчивости, движения материи, как различение ее состояний.
Единичное - общее
Эти философские категории представляют собой признаки предмета – уникальный признак – единичное. Признаки сходные, соответственно, общие. Так же и сами предметы, обладая уникальным набором признаков, являются единичными предметами, а наличие сходных признаков делает предметы общными.
Несмотря на то что категории единичного и общего противопоставлены друг другу, они неразрывно связаны между собой и являются по отношению друг к другу одновременно и первопричиной, и следствием.
Так, единичное противопоставлено общему, как отличное от него. В то же время общее всегда состоит из отдельных вещей, которые при ближайшем рассмотрении, окажутся единичными при всей совокупности их признаков. Это значит, что из общего проистекает единичное.
Но общее не берется из ниоткуда, будучи составлено из единичных предметов, в них же и обнаруживает сходство – общность. Так единичное становится причиной общего.
Сущность - явление
Две стороны одного объекта. То, что дается нам в ощущениях, то, как мы воспринимаем объект, – явление. Его истинные свойства, основа – сущность. Истинные свойства «проявляются» в явлении, но не в полной мере и в искаженном виде. Довольно сложно выделить, познать сущности вещей, пробираясь сквозь миражи явлений. Сущность и явление – разные, противоположные стороны одного и того же предмета. Сущность можно назвать истинным смыслом предмета, тогда как явление – это его образ искаженный, но зато почувствованный, в отличие от истинного, но сокрытого.
В философии существует множество подходов к пониманию соотношения сущности и явления. Например: сущность - это вещь сама по себе в объективном мире, тогда как явление, в принципе, объективно не существует, а всего лишь тот «отпечаток» что сущность предмета оставила при восприятии.
Марксистская философия в то же время утверждает, что и то и другое есть объективная характеристика вещи. И является лишь ступенями в постижении объекта – сначала явление затем сущность.
Содержание - форма
Это категории в философии, отражающие схему организации вещи (как устроено) и ее состава, того, из чего складывается вещь. Иначе, содержание – внутренняя организация предмета, а форма – внешнепроявленное содержание.
Идеалистические представления в философии о категориях формы и содержания: форма – внепредметная сущность, в материальном мире выражается способом содержания конкретных (существующих) проявленных вещей. То есть ведущая роль отводится форме, как первопричине содержания.
Диалектический материализм рассматривает «форму - содержание» как две стороны проявления материи. Ведущим принципом является содержание – как неизменно присущее вещи/явлению. Форма - временное состояние содержания, проявленное здесь и теперь, изменчивое.
Возможность, действительность и вероятность
Проявленное, свершившееся в объективном мире событие, состояние вещи, является действительностью. Возможность же – то, что может стать действительностью, почти действительность, но не состоявшаяся.
Вероятность в этих категориях трактуется как шансы возможности превратиться в действительность.
Считается, что в явных предметах, действительных, уже существующих, возможность существует в потенциальном, свернутом виде. Так что действительность, сущие предметы уже содержат в себе варианты развития, некоторые возможности, одна из которых будет реализована. В таком подходе, диалектическом, проводится разграничение – «может быть (случится)» и «не может быть» – то, что никогда не случится, невозможность, т. е. невероятное.
Необходимое и случайное
Это гносеологические категории, отражающие в философии категории диалектики, знания о причинах, из которых проистекает понимаемое, предсказуемое развитие событий.
Случайность – непредполагаемые варианты произошедшего, т. к. причины находятся вовне, за рамками познанного, неизвестны. В этом смысле случайность не случайна, а не постигнута разумом, т. е. неизвестны причины. Точнее, причинам происхождения случайностей приписываются внешние связи предмета, а они различны и, соответственно, непредсказуемы (может быть – может, нет).
Кроме диалектических, существуют и прочие подходы к пониманию категорий «необходимого - случайного». От таких как: «Все определено. Причинно» (Демокрит, Спиноза, Гольбах и др.), - до: «Причин и необходимости вообще нет. Логичное и необходимое по отношению к миру, суть человеческая оценка происходящего» (Шопенгауэр, Ницше и др.).
Причина - следствие
Это категории зависимой связи явлений. Причина – явление, которое влияет на другое явление, или изменяя его, или даже порождая.
Одно и то же воздействие (причина) может приводить к различным следствиям, т. к. эта связь, воздействие не происходит изолированно, но в окружении. И, соответственно, в зависимости от окружения могут проявляться отличные между собой следствия. Верно и обратное – различные причины могут приводить к одному следствию.
И хотя следствие никогда не может быть источником причины, вещи, носители следствия, могут влиять на источник (причину). Кроме того, обычно следствие само становится причиной, уже для другого явления и так далее, а это, опосредованно может в конце концов коснуться и самого первоисточника, который выступит теперь уже в качестве следствия.
Качество, количество и мера
Дискретность материи порождает такое его свойство, как движение. Движение, в свою очередь, через формы проявляет многообразие предметов, вещей, но также и постоянно трансформирует вещи, перемешивая и перемещая их. Возникает необходимость определять, в каком случае некая субстанция еще «все тот же предмет», а в котором уже перестает им быть. Появляется категория – качество – это совокупность явлений, присущая только этому предмету, утрачивая которые предмет перестает быть собой, превращаясь в нечто другое.
Количество – характеристика предметов интенсивностью его качественных свойств. Интенсивность – это соотнесение выраженности идентичных свойств у различных предметов путем сравнения с эталоном. Проще говоря, измерение.
Мера – предельная интенсивность, та область, в границах корой, интенсивность свойства еще не изменяет его качество как характеристику.
Сознание
Категория сознания в философии появилась, когда мыслители противопоставили мышление (субъективную реальность) внешнему миру. Образовалось два реально существующих, параллельных, но взаимопроникающих мира – мир идей и мир вещей. Сознание, мысли, формы объектов и много другое, чему не находилось места в физическом мире «отправляли» существовать в идеальный (духовный) мир.
После того как сознание поселилось в мозге человека в виде электрохимических процессов, т. е. в основе своей стало все-таки материальным, встал вопрос о соотношении и/или трансформации материального (мозга, как носителя мыслей) и виртуального (сознания), как отличного от материального.
Возникшие концепции предполагали:
- Сознание есть продукт работы мозга аналогично продуктам прочих органов: сердце питает организм через кровь, кишечник перерабатывает пищу, печень чистит. Логичным следствием была зависимость сознания «образа мыслей» от качества продуктов (воздуха, пищи, воды), попадающих в организм.
- Сознание – одно из явлений материальных объектов вообще (раз мозг их частность). Следствие – наличие сознания у всех предметов вообще.
Категории диалектики в философии сознания определили ее подчиненное место по отношению к материи, как одному из ее свойств, возникающих в процессе развития (качественного изменения материальных объектов). Основным свойством сознания положено отражение, как воссоздание в мыслях образа (картины) реальности.