Египетская мифология: истоки, развитие, боги и легенды

Египетская мифология - это обширное собрание древних сказаний, поверий и легенд о богах Древнего Египта. Эти мифы помогали египтянам объяснить происходящие в мире события, осмыслить цикличность природных явлений.

Мифы часто встречаются в ранних египетских текстах, произведениях искусства, гимнах и заупокойных текстах. Они редко содержат полные версии, обычно это лишь фрагменты или намеки на известные сюжеты.

Зарождение египетской мифологии

Египетская мифология зародилась в глубокой древности и была тесно связана с природными циклами и силами, окружавшими древних египтян. Разливы Нила, движение солнца и звезд оказали огромное влияние на формирование верований и легенд. Древние египтяне видели в этих явлениях проявление божественных сил и стремились объяснить их при помощи мифов.

Первые мифы зародились в доисторический период в независимых племенных культах. Со временем, по мере объединения Египта, локальные культы слились, а боги приобрели общие черты и аспекты. Так из отдельных племенных верований постепенно сформировалась единая сложная система мифологических представлений.

Основные религиозные центры Древнего Египта - Иуну (Гелиополь), Гермополь и Мемфис - выработали собственные варианты космогонии, которые во многом перекликались, но имели и существенные отличия. Это свидетельствует о постепенном характере формирования мифологии путем синтеза различных местных традиций.

Древний египетский обелиск на фоне голубого неба

Космогонические мифы о сотворении мира

Жрецы Гелиополя, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополя. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей - бога земли Геба и богиню неба Нут. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Цикличность мифологического времени

Вдохновленные природными циклами, египтяне воспринимали события своего времени в качестве циклических закономерностей, тогда как самые ранние периоды мифического времени носили линейный характер. Мифы формировались в самые ранние времена, они же объясняли циклы настоящей для древних египтян эпохи.

По древнеегипетским представлениям, события их жизни повторяли сюжеты из мифов и тем самым обновляли Маат, богиню, что символизировала фундаментальный порядок вселенной. Среди наиболее важных эпизодов мифического прошлого — мифы о сотворении мира, в которых боги создают вселенную из некоего изначального хаоса; рассказы о царствовании бога солнца Ра на земле; миф об Осирисе, касающийся борьбы богов Осириса, Исиды и Гора против разрушительного бога Сета.

Сюжеты этих мифов включают конфликт между сторонниками Маат и силами хаоса, важную роль фараона в поддержании Маат и цикла смертей и возрождений богов. Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над первозданным океаном. Именно эта идея обновления проявляется в египетской религиозной мысли.

Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра), являющиеся символами жизни, обладают определенным во времени рядом природных циклов.

Борьба сил Маат и Исфет

Египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат, находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса Исфет. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян. Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней, населенной враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными.

Сюжеты мифов часто включают конфликт между сторонниками Маат и силами хаоса Исфет. Фараон играл важную роль в поддержании Маат через ритуалы и жертвоприношения богам. Также в мифах присутствует цикл смертей и возрождений богов, символизирующий победу жизни над смертью. Например, Сет убивает Осириса, но Исида и Гор воскрешают его, что обеспечивает продолжение жизни после смерти.

Миф об Осирисе и воскрешении

Одним из центральных мифов египетской мифологии является миф об Осирисе. Осирис был богом плодородия и царством мертвых. Его брат Сет, олицетворявший силы хаоса, убил его и разрубил тело на части. Супруга Осириса Исида собрала части его тела и с помощью магических заклинаний воскресила мужа на одну ночь, чтобы зачать от него сына Гора.

Когда Гор вырос, он стал мстителем за смерть отца. Произошла ожесточенная борьба между Гором и Сетом за власть. В конце концов Гор победил Сета и стал царем богов. Таким образом восстановился порядок Маат, нарушенный убийством Осириса.

Хотя Осирис и был воскрешен, он предпочел остаться повелителем царства мертвых, куда отправляются души умерших для последующего возрождения. Его сын Гор стал править миром живых. Так миф символизирует победу жизни над смертью и уверенность древних египтян в загробном возрождении.

Миф об Осирисе отражает важную для древних египтян идею о циклическом обновлении жизни. Смерть Осириса символизирует увядание природы после разлива Нила, а его возрождение - новый цикл плодородия земли Египта.

Гелиопольская и гермопольская теогонии

Гелиопольская теогония ставит в центр мироздания солнечного бога Ра, который породил восемь божеств, образующих гелиопольскую эннеаду. Первым был создан бог воздуха Шу и богиня влаги Тефнут, далее последовали Геб (бог Земли) и Нут (богиня Неба), а также Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Шу, Тефнут, Геб и Нут представляют первичные стихии творения, а боги второго поколения символизируют силы природы и социальные явления. Ра как бог Солнца стоит во главе мироздания и гарантирует цикличность времен года.

Гермопольская теогония постулирует предшествующее солнцу творение. Согласно ей, из первичного хаоса появились четыре божественные пары, образующие гермопольскую огдоаду: Нун и Наунет (первозданные воды), Ху и Хаухет (бескрайнее пространство), Кук и Каукет (тьма) и еще две сущности, олицетворяющие скрытость и воздух. Именно огдоада, но не Ра становится первоисточником мироздания. Она порождает солнечного бога, который уже далее творит мир и прочих божеств.

Таким образом, в гелиопольской традиции именно Ра является демиургом, творящим остальных богов и стихии материального мира по собственному замыслу. В гермопольской же теогонии Ра появляется лишь на втором этапе творения и привносит в мир свет, заполняя изначальную пустоту.

Правление бога солнца Ра на земле

Согласно одному из центральных мифов египетской мифологии, бог солнца Ра некогда правил на земле вместе с другими богами и людьми. Однако со временем Ра состарился и ослаб, что заметили как боги, так и люди. Последние решили этим воспользоваться и поднять восстание против власти Ра.

Узнав о готовящемся мятеже от людей, Ра созвал богов на тайный совет. Было решено послать к людям Ра в образе богини Сехмет, чтобы та покарала мятежников. Кровавая бойня едва не погубила все человечество. Тогда Ра хитростью спас людей.

Однако бог настолько опечалился случившимся, что решил покинуть землю и удалился на небо, превратившись в солнечный диск. С тех пор мир богов и мир людей разделены. Фараоны считались прямыми потомками Ра и наместниками богов на земле, отвечающими за поддержание миропорядка.

Роль фараона в поддержании Маат

Согласно древнеегипетским представлениям, фараон играл ключевую роль в поддержании мирового порядка Маат. Он считался наместником богов на земле и их законным наследником, призванным обеспечивать гармонию между человеческим обществом и божественным миропорядком.

Через ритуалы, празднества и возведение храмов фараон выступал посредником между людьми и богами. Он был ответственен за регулярное проведение подношений и жертвоприношений божествам, чтобы те в ответ поддерживали разливы Нила, урожайность земель и процветание страны. Тем самым обеспечивалось единство мира людей, богов и природных циклов под эгидой Маат.

Важнейшим ритуалом был обряд «поднятия джеда» - каменного постамента, символизирующего Осириса. Этот акт означал воскрешение Осириса силой фараона и победу жизни над хаосом. Другие церемонии в храмах также служили укреплению Маат посредством магического влияния фараона на природу и общество.

Так древние египтяне верили, что само существование упорядоченного космоса зависит от действий царя-посредника между человечеством и божественным началом. Это налагало на фараона огромную ответственность за поддержание равновесия сил Маат.

Изображение мифов в искусстве и архитектуре

Мифология Древнего Египта нашла отражение в различных видах искусства и архитектуры. Сюжеты мифов часто изображались на стенах храмов и гробниц в виде рельефов и росписей. Они служили не только украшением, но и имели магическое значение, обеспечивая защиту и благополучие в загробной жизни.

Одним из самых распространенных сюжетов был миф об Осирисе и Исиде. Изображения Осириса как владыки загробного мира можно встретить во многих гробницах Нового царства. Сцены возрождения Осириса символизировали победу над смертью и обещание вечной жизни в загробном мире.

Также часто встречаются изображения солнечного бога Ра, путешествующего на солнечной ладье по небосводу.

Египетская ладья Солнца в музейной экспозиции

Эти сцены олицетворяли ежедневное движение солнца как источника света и жизни. Росписи и рельефы с участием других богов египетского пантеона также были популярны.

В архитектуре храмов тоже нашли отражение мифологические мотивы. Например, пилоны храмов часто украшали изображения фараона в образе бога Гора, побеждающего Сета. Это символизировало победу сил света и порядка над мраком и хаосом.

Основные боги египетского пантеона

Египетский пантеон насчитывал сотни божеств. Ниже представлены некоторые из наиболее значимых богов египетской мифологии.

Ра - верховный солнечный бог, считавшийся творцом вселенной и царем богов. Изображался в виде человека с головой сокола или солнечного диска. Почитался как источник жизни и света.

Осирис - бог плодородия и загробного царства. Муж Исиды и отец Гора. После убийства Сетом стал владыкой царства мертвых. Символизировал ежегодное обновление природы и обещание вечной жизни.

Исида - жена Осириса и мать Гора. Богиня магии и покровительница женщин и детей. Помогла воскресить Осириса и защитить Гора.

Гор - сын Осириса и Исиды, мститель за отца. Бог неба и солнца. Победил Сета в борьбе за египетский трон.

Анубис - бог бальзамирования и похоронных обрядов, сын Осириса и Нефтиды. Изображался как человек с головой шакала. Охранял могилы и сопровождал души умерших в загробный мир.

Сет - бог пустыни и хаоса, убийца Осириса. Постоянно враждовал с Гором. Изображался как человек с головой неизвестного животного или в виде этого животного. Олицетворял силы тьмы и разрушения.

Тот - бог луны, мудрости и письменности. Помог Исиде воскресить Осириса. Изображался как птица ибис или бабуин. Покровитель писцов, жрецов и магов.

Влияние мифологии на культуру и верования

Мифология оказала огромное влияние на культуру и религиозные верования древних египтян. Мифы объясняли происхождение мира и человека, а также ежегодные природные циклы разлива Нила и смены времен года.

Согласно мифам, фараон считался живым воплощением бога Гора на земле. От него зависело поддержание Маат. Поэтому культ фараона играл центральную роль в религии.

Миф об Осирисе повлиял на представления о загробной жизни. Египтяне верили, что после смерти их душа будет судима в загробном мире. Ритуалы мумификации и захоронения сопровождались заклинаниями, помогающими достичь вечной жизни в царстве мертвых.

Храмы часто строились в честь того или иного божества. Жрецы совершали ежедневные ритуалы, в которых торжественно одевали и развлекали статуи богов, расположенные в святая святых храма.

Праздники были приурочены к мифологическим событиям, таким как победа Гора над Сетом или ежегодное возрождение Осириса. Эти празднества сопровождались пирами, музыкой, танцами.

Таким образом, мифология пронизывала все аспекты культуры Древнего Египта - от искусства и архитектуры до календаря и повседневных ритуалов.

Наследие египетской мифологии

Мифология Древнего Египта оказала значительное влияние на последующие культуры и религии. Многие сюжеты и образы до сих пор узнаваемы в современном мире.

Представления египтян о загробной жизни повлияли на религиозные верования в древней Греции и Риме. Греки заимствовали такие элементы, как суд над душой после смерти и идея загробного воздаяния за земные дела.

Архитектура и декор египетских храмов оказали влияние на античную архитектуру. Обелиски, пирамиды, сфинксы до сих пор украшают города по всему миру как дань уважения величию древней цивилизации.

Символы и амулеты, такие как Глаз Гора, скрещенные ключи жизни, скарабей, до сих пор популярны и используются в ювелирных украшениях и предметах интерьера.

Наследие египетской мифологии живо и сегодня, спустя тысячелетия. Ее образы, сюжеты и идеи продолжают вдохновлять и восхищать людей по всему миру.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.