Юридическая антропология: особенности, структура, функции, история развития

Юридическая антропология – одна из тех наук, которые по состоянию на сегодняшний день находятся на стадии становления. Она изучает особенности правовых форм жизнедеятельности человека в различные исторические периоды и в совершенно разных условиях. Для исследователей освоение данного направления имеет огромное значение, так как помогает ознакомиться с правовым многообразием мира и посмотреть на закон сквозь призму восприятия представителями различных народностей, культур.

Что представляет собой эта дисциплина

Предметное изучение проблем юридической антропологии путем управления и координации различных сфер общественной жизни, их соотношения с проверенными практиками дает ученым возможность выстроить четкую структуру правовой системы, раскрыть внутренние механизмы развития и симбиоза социальных групп. В нынешних условиях к научным исследованиям данного типа проявляется огромный интерес, особенно в части изучения источников права, представленных обычаями и традициями.

В XXI веке юридические науки испытывают сильнейшее влияние со стороны социальной практики. С внедрением очередных феноменов в социально-экономической, политической и культурной среде, появились новые вопросы, требующие точных ответов. Многие ученые придерживаются мнения о том, что становление юридической антропологии как науки является следствием непонимания дальнейших шагов развития социума. При этом антропологию права неправильно было бы считать самостоятельной дисциплиной. В структуре данного теоретического института лежит идентичный понятийный аппарат, свойственный любой из юридических отраслей – право, свобод, обязательства, ответственность, гражданство, собственность, владение и т. д.

В то же время данное научное направление затрагивает основополагающие аспекты философского поля государственности, этнографических истоков общества. Кратко о юридической антропологии в России можно сказать так: это наука, которая занимается рассмотрением вопросов, связанных с особенностями человеческой эволюции, становления социума в сфере государства и права.

юридическая антропология

Главным принципом формирования этой отрасли можно считать объединение актуальных научных парадигм, разработку более эффективных методик для осуществления любого из видов юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной и др.), введение новых терминов и исключение устаревших понятийных конструкций.

Система правовой антропологии

В структуру юридической антропологии входят следующие разделы данной дисциплины:

  • Теоретические сведения о государстве и праве. Подразумевается исследование гносеологических, методологических аспектов с целью последующего применения полученных результатов на практике.
  • Онтология права, которая представляет собой область научного познания о бытии человека в государственно-правовых отношениях, его правах, свободах, привилегиях и обязанностях, играющих важную роль в формировании правовой культуры общества.
  • Этнографическая антропология как раздел правоведения. Конечной целью указанной научной области является описание изменений, возникающих в поведении и деятельности человека с эволюцией правовых норм, обычаев, принятых традиционными и архаичными обществами, правоотношений и взаимных конфликтов, а также проведение сравнительного анализа устаревших и новейших систем с учетом их восприятия человеком.

Механизм функционирования антропологии

Сведения о взаимоотношениях участников в любой сфере правоведения возникают как следствие фиксации этих же отношений между субъектами в специфической юридической форме при наличии юридически значимых событий, действий и процедур. Таким образом антропологические научные выводы первостепенны для применения таких наук юридического профиля, как социология права, философия права, психология права, юридическая деонтология.

Для наглядности приведем пример из действующего Семейного кодекса РФ. Если прочесть статью 17, станет понятно, что законодатель при ее создании смог учесть специфику телесного и эмоционального состояния человека. Содержание данной правовой нормы гласит, что супруг не сможет разорвать брак с женой без ее согласия при наличии одного из следующих условий:

  • беременности;
  • пока младшему ребенку не исполнится 1 год.

По сути, нормы такого типа представляют собой совершенно новые, непохожие на предыдущие юридические модели. При этом основной акцент здесь делается на уникальность преодоления естественного состояния человека, в частности желания расторгнуть брак, и невозможности избавиться от определенных обязательств. Выяснение данных особенностей позволило свести на нет рациональность правовых ограничений на конкретный вид деятельности человека.

методология юридической антропологии

В результате сопоставления правовых норм и конкретной деятельности путем осуществления логических операций (умозаключения), содержание правовой нормы приобретает иной смысл, значение, функцию. Следовательно, юридические нормы проходят интерпретацию в антропологическом русле, в результате подтверждения надобности соблюдения гуманистических принципов. Таким образом зарождается новое правовое антропологическое знание, выраженное в умозаключениях и текстовых знаках юридической нормы.

Функции и предназначение юридической антропологии

Научные исследования в указанной отрасли являются результатом углубленной дифференциации действующих законов и теоретических аспектов права. Антропология в данном смысле представляет собой двухуровневую дисциплину:

  • первый этап – это логико-философский блок информации о праве и государстве;
  • второй этап – практически-прикладной комплекс, развитие которого необходимо для непосредственного применения полученных знаний в реальной правовой деятельности.

Антропологические знания по своей сути формируются в разделах первой части правоведения, но по факту должны использоваться в конкретных юридических сферах. Согласно принципу научной обоснованности, правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельности нуждаются в использовании предмета, методов, структуры и функций юридической антропологии.

проблемы юридической антропологии

Предназначение дисциплины заключается в ее функциях. В правоведении по отношению к юридической и социальной практике антропология выполняет такие функции:

  • диагностическую;
  • прогностическую,
  • контрольную;
  • демонстративную;
  • аксиологическую;
  • функцию институционализации законодательных принципов;
  • функцию гуманизации в диспозитивной юриспруденции;
  • функцию индивидуализацию.

Предметом антропологии в юридической науке считаются обособленные общественно-правовые институты – человек, гражданин, государство, право и др. Не менее важное значение имеют гуманистические аспекты и производные внутригосударственной деятельности, в частности правовая культура, восприятие власти обществом, степень готовности к соблюдению социальных норм, национальные, расовые и этнические особенности государственно-правового воздействия.

Принципы антропологических знаний в праве

Большинство исследований в данной области проводятся в рамках философской методологии. На первый взгляд этого может оказаться недостаточно, поскольку выявить все нюансы правовой деятельности возможно далеко не всегда. Так возникла необходимость в создании иной, более точной методики, базирующейся на конкретном юридическом анализе человеческих феноменов, существования личности, индивидуума и гражданина в правовой системе социума.

юридическая антропология структура

Соответствующую теоретическую технологию удалось открыть в юридической антропологии. Методология данного научного направления базируется на принципах познания человека, как связующего звена между биологическим и социальным:

  • интерпретация человека как самостоятельного универсума в условиях биосоциального сосуществования;
  • значение жизни в телесно-материальном аспекте;
  • роль единства духовного и телесного в развитии социума;
  • общность индивидуального и социального;
  • стратификация и принцип личностной типизации.

Все эти принципы служат общими основаниями для указания многообразия направлений антропологии в правовых отраслях. Методология юридической антропологии заключается в предоставлении возможности исследователям получить единую позицию во взглядах на правовую систему посредством установления базового элемента – человека. Здесь он рассматривается как деятельный участник социальных связей, наделенный способностями применять, приобретать и подчиняться правовым нормам, а также выполнять обязательства.

Понятие «правовая среда»

В юридической антропологии допускается продуцирование собственных познавательных средствах и терминов. Одним из таких считается и данное понятие. С учетом функций юридической антропологии, правовой средой можно считать все отношения человека, порождаемые нормами законов и положениями правовых институтов. Причем в данном контексте подразумевается не банальное подчинение регламентирующим командным установкам со стороны государства, а, скорее, определение системных механизмов восприятия права и модусов, производных от него.

В более широком и распространенном значении правовой средой допускается считать государство, общественно-правовую систему и отдельные правоотношения, законодательство, нормативно-правовые (подзаконные) акты, реальные и юридические факты. Некоторые ученые включают сюда публицистику и юридическую литературу, государственно-политическую идеологию, установки, заблуждения, символы и другие феномены, используемые для выражения ценностей и антиценностей права.

Парадигмы антропологии в области юриспруденции ставят человека в центр права, наравне с критериями социально-нормативного регулирования. Для последовательного изучения этой науки важно иметь представление о поступательном развитии базовых институтов, будь это их прогресс или регресс.

юридическая антропология в россии

История научной антропологии в России

Юридическая сторона применения знаний о человеке как самостоятельной единицы социума не затрагивалась долгое время ни в отечественной, ни в иноязычной литературе. Большинство исследователей занимались разработками в онтологическом направлении. Особого внимания заслуживают труды таких научных деятелей, как С. Е. Десницкий, А. Я. Ефименко, А. Г. Воронов, С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский, Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий, Н. И. Надеждин, К. Д. Кавелин, Л. Е. Куббель, Б. Малиновский, В. А. Зибарев, А. П. Окладников, А. Б. Венгеров. История юридической антропологии в России чаще всего сводится к истории социологии и психологии права.

В отечественных традициях обычное право, как живое явление, имело наибольшее значение в первой половине XIX в. Так, например, в 1822 году созданием «Устава об управлении инородцев» все иностранцы были разделены на оседлых, кочевых и бродячих. При этом на кочевых и бродячих «инородцев» не распространялись местные порядки. Первые шаги юридической антропологии в России были вызваны особенностями государственного устройства, колонизацией кавказских, сибирских регионов, среднеазиатской местности.

На рубеже XIX и XX веков российской антропологии права как самостоятельной дисциплины не существовало. Она развивалась как отдельное направление преимущественно в теории государства и права, социологии и философии. Вплоть до 50-х годов прошлого века история развития юридической антропологии как науки была приостановлена, чего нельзя сказать об этнографии. С этого периода дисциплина заявила о себе в полный голос. Важнейшее место в научных исследованиях заняло изучение обычного права народностей России. Несмотря на то что большинство работ выполнено в рамках анализа древних форм общинной организации, подразумевающей отсутствие института семейно-брачных отношений, ученым удалось внести весомый вклад в теорию и методологию нормативной этнологии.

Сегодня понятие юридической антропологии в нашей стране содержит тот же смысл, что заложен в зарубежном термине. Данная научная отрасль является весьма востребованной для нового поколения российского общества. В рамках федеративной правосубъектности территориальных единиц антропологические знания помогают решить проблемы осознания национальными меньшинствами своих прав как высшей социальной ценности.

Основополагающие права и свободы человека и гражданина

Анализ онтологических аспектов антропологии, по пониманию юристов, заключается в прояснении границ свободы личности, так как право на существование человека в философском смысле и его свобода составляют главные предпосылки духовного развития правовой культуры общества.

Слово «свобода» можно интерпретировать в различных вариантах. Вопрос реализации свободы относят к исключительной правомочности человека. Ввиду данной особенности юридическая антропология автоматически признается конфликтной отраслью, так как свобода никогда не бывает безграничной, а потому все аспекты, связанные с ее обузданием, приводят к пересмотру моральных ценностей. Говоря о свободе социальной, чаще имеют в виду самодеятельность и активность членов общества, перед которым стоят цели удовлетворения ряда потребностей, обусловленные уровнем развития каждого человека в отдельности и его субъективным видением конкретной ситуации.

юридическая антропология особенности

Свобода как предмет юридической антропологии не бывает безграничной, а потому рациональным является вопрос о способах снятия ограничений, препятствующих удовлетворению интересов общества или ее членов в отдельности, что, по сути, является основной целью введения каких-либо запретов и сдерживающих действий.

Реформа современной антропологии

На данный момент имеет место несколько направлений, по которым осуществляется реформирование юридических наук в России. В первую очередь речь идет о гуманизации антропологии права. Не менее важно ориентироваться на формализацию прикладных исследований, подразумевающих внедрение формально-правового подхода в практических проектах. Третье направление обусловлено заимствованием понятий и методов из родственной социологии права, юридической этики, эстетики, психологии и т. д.

Антропологические знания являются важным инструментом в системе оценивания достижений отдельных правовых областей, особенно тех, в которых заложены новые идеи, методы и положения, предложенные российскими правоведами. Необходимость такой оценочной функции обусловлена необходимостью получения сведений о соответствии протекающих в правовом поле процессов стандартам, полученным в результате антропологических исследований.

В последние годы особое значение уделяется формально-догматическому методу в юриспруденции. В сфере антропологии права он наглядно проявляется при реализации правовых норм и толковании производных понятий. Трактовки права отдельных авторов привели к изменениям массового восприятия антропологии, и, как следствие, абсолютизации соответствующих направлений в практике государственных структур. В этом смысле задачей дисциплины следует считать перестройку сознания правоведов.

Какие проблемы еще предстоит решить?

У истоков проекции теоретического раздела юридической антропологии стоит концепция и практическая реализация реформ отечественной юриспруденции. По мнению некоторых исследователей, стоит обратить внимание на то, что государственно-правовая система не совершенна, так как имеет ряд пробелов и противоречий, а применяемые реформы не синхронизированы с ней в пространственных и временных отрезках. Более того, реализация главных идей реформирования осуществляется хаотично, оставляя гражданское общество фактически в стороне.

юридическая антропология функции

Цель проведения правовых реформ заключается в формировании социально-правового государства и общества. Заключение об успешности принятых изменений можно сделать только по оценке отдельных членов общества. Если граждане преимущественно чувствуют себя комфортно в правовой среде своей страны, значит предшествующие пертурбации можно считать ненапрасными. Кроме того, они позволяют обозначить для населения дополнительные ценностные ориентиры, изменить социальные условия жизни.

Государство как предмет юридической антропологии представляет собой основу гражданского общества, развивающегося на фоне незавершенных процессов социально-экономического строительства. Вместе с тем, на пути прогресса стоит огромное препятствие – высокий уровень бедности. Если верить официальным данным, то число граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума, составляет порядка 25 %. Нестабильное экономическое положение в России и отсутствие позитивной динамики сужают вектор влияния права на общество.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.