Мидгард - это... Определение, понятие, возникновение, другие миры, особенности, характеристики и легенды

Многим известно название Мидгард, но, как правило, люди имеют туманное представление об этих землях. Мидгард является не просто человеческой землей – это целый мир, расположенный посередине всех прочих и имеющий тесную связь с потусторонними пространствами и силами. Это один из самых главных миров в германо-скандинавской мифологии. Именно здесь когда-нибудь произойдет величайшая битва всех живых существ. Мидгард – это не просто мир, населенный смертными людьми, это настоящая арена для важнейших мирных и военных действий.

Девять миров

Другая иллюстрация Мидгарда

Германо-скандинавская мифология предполагает циклопический путь создания космоса из недр глобальной бездны Гиннунгагап. В незапамятные времена из искр Муспельхейма и инея Нифльхейма был рожден великан Имир – первое живое существо в мире. Из его тела возникли боги Один, Вили и Ве – могучие братья, сотворившие землю, небо и Йотунхейм – заморское царство великанов – йотунов.

Так возникло девять миров: Мидгард, Асгард, Хельхейм и многие другие, которые вместе представляют единую систему устройства реальности.

  • Асгард – небесная страна асов.
  • Ванахейм – мир ванов.
  • Йотунхейм – мир великанов-йотунов, находится восточнее Мидгарда.
  • Льесальвхейм – мир светлых альвов.
  • Мидгард – земля людей.
  • Муспелльхейм – огненная страна, на страже которой стоит черный великан Сурт.
  • Нифльхейм – мир льда и темноты, существовавший в Гиннунгагапе еще до сотворения мира.
  • Свартальвхейм – подземная страна цвергов.
  • Хельхейм – царство мертвых, где правит Хель.

Высоко над плоской землей боги создали Асгард – небесную страну богов-асов. С йотунами боги не ладили и старались отгородить их от себя как можно надежнее. Так и был создан Йотунхейм - страна йотунов.

За пределами сотворенного богами трех миров лежит царство Утгард – внешний мир, иногда отождествляющийся с Йотунхемом. Простой смертный попасть туда не в состоянии.

Ввиду некоторых прегрешений асов возникло также царство Хельхейм – подземный, загробный мир, которым правит богиня Хель – дочь Локи.

Так создалась триада космогонического мира:

  • Асгард – мир богов, небо.
  • Мидгард – срединный мир, земля.
  • Хельхейм – загробный мир, преисподняя.

Эти три мира составляют основу мироздания. Остальные миры также незаменимы и важны, но именно Асгард, Мидгард и Хельхейм являются основными параллелями существующей вселенной германо-скандинавской мифологии.

Главная триада

Иллюстрация Асгарда

Один из трех главных корней мирового Древа Иггдрасиля направлен к Асгарду. Асы являлись существами порядка, которые вели войну с ванами – созданиями природы. Позднее асы и ваны пришли к согласию и объединились, обменявшись «представителями», или заложниками: так к асам пришел ван Нийодр. С тех пор они живут бок о бок. Помимо богинь и богов, Асгард населяют валькирии – девы-воительницы.

Создав людей, боги поселили их в срединном мире, отделенном от йотунов стеной, созданной из ресниц убитого великана Имира. Так появился мир Мидгарда, название которого означает «среднее огороженное пространство». Также Мидгард называют срединными землями, иначе - Средиземьем. Боги Асгарда Мидгарду благоволили, соединив мир людей с Асгардом радужным мостом. Людские земли расположены на плоском круге, окруженном водами мирового океана, на дне которого покоится Ермунганд – мировая змея Мидагрда, окольцовывающая своим телом мир, зажав собственный хвост в зубах – еще одно дитя Локи. Одно из хтонических чудовищ германо-скандинавской мифологии наряду с Фенриром, Гармом и многими другими.

Мир мертвых – один из трех главных миров. Холодное царство, куда отправляются все умершие, за исключением героев Мидгарда, принятых в эйнхерии. Хельхейм находится в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной, окруженный рекой Гйоль, которую невозможно перейти. Никто из тех, кто вошел в Хельхейм, не сможет вернуться обратно – даже боги. Царство находится под стражей чудовищной псины Гарм и великанши Модгуд. Единственный, кто побывал в Хельхейме и смог вернуться, – Хермонд. По преданиям, в день Рагнарека из Хельхейма выплывет сама Хель на корабле "Нагльфар" для войны с асами. В этот страшный день в битве сойдется все живое: и боги, и ваны, и йотуны, и хтонические существа, и викинги – волки Мидгарда.

Самые древние миры

Иллюстрация Имира

Муспельхейм – царство огненных йотунов под охраной черного Сурта. В последние времена во время Рагнарека сыны Муспелля пересекут таинственный Темный Лес Мюрквид, прибудут к Бивресту – радужному мосту – и разрушат его своими мощными скачками. Условно в пространственной структуре Муспельхейм соответствует югу. К слову, это второй мир после Нильфхейма, который существовал еще до начала времен. Из его искр возник не только первый в мире живой великан Имир, но и все звезды. Часть из них асы укрепили неподвижно, а другие они установили так, чтобы они перемещались по кругу вокруг мира за один год.

Нифльхейм – обитель туманов, земля льда, холода и ледяных великанов. Этот мир еще в начале времен находился к северу от бездны Гиннунгагап. По легендам, здесь некогда забил источник Хвельгельмир. Мороз Нифльхейма превратил воду в льдины, но источник бил без остановки, так что глыбы льда двигались к Муспельхейму, и когда лед подобрался слишком близко к огненному царству, он начал таять. Искры, летящие из огненных земель, перемешались с талой водой и вдохнули в него жизнь. Так и появилось первое живое существо Имир – инеевый великан.

Прочие миры

Иллюстрация Хелльхейма

Ванахейм – страна богов ванов, которая находится к западу от Мидгарда. Ваны – намного более древние и мудрые боги, нежели асы, с которыми они то воюют, то заключают мир.

Йотунхейм населен великанами йотунами, находится восточнее Мидгарда, отделенный рекой Ивинг. Правит этими землями король Трим. Главное поселение Йотунхейма зовется Утгард. С великанами боги никогда не заключали союза, защищая свои миры от них. Стихия Йотунхейма – земля: часть йотунов живет в каменных горах. Отсюда же пришли норны – особые существа, способные определять судьбу мира. С их приходом в мире окончился золотой век, время поделилось на прошлое, настоящее и будущее, возникли смерть и рождение.

Льесальвхейм – родина светлых альвов. В ранней германо-скандинавской мифологии альвами назвали прекрасную, нестареющую, магическую расу, которые жили, как и люди, на Земле. Более поздняя мифология объявила их духами природы, которые населяют землю, воздух, леса и горы. Позднее альвами стали называть самых разных существ – и эльфов, и дварфов.

Свартальфахейм – родина цвергов, существ, появившихся из червей в гниющем мясе Имира. Асы создали этот мир в одно время с Льесальфахеймом, дабы поселить этих карликов отдельно от людей. Поначалу они и впрямь были червями, но обрели человеческий облик и разум по воле асов. Живут цверги также в земле и камнях. Мир их находится под землей, между Мидгардом и Хельхеймом.

Мидгард

Другая иллюстрация Асгарда

Мидгард – это срединный мир людей, главной особенностью которого является то, что он населен только смертными существами. Кроме того, йотуны, к примеру, будучи из Йотунхейма, вполне могут прийти и в соседний мир, так же как асы или ваны способны посещать Мидгард и чувствовать себя вполне комфортно. Для людей же крайне непростой задачей представляется попасть в любой другой мир – по крайней мере, при жизни.

История возникновения Средиземья довольно специфична: Один, Вилли и Ве некогда убили великана Имира, дабы создать из него новый мир, Мидгард. Из его тела, плоти, волос и других частей, по преданиям викингов, были созданы известные ныне земли. Из крови Имира были созданы моря, зубы его стали скалами, кости – горами. Леса выросли из волос Имира, облака – из мозга, а из черепа – небесный свод.

Мидгард окольцовывает своим телом страшный змей Йормунганд, с которым часто сражается Тор. Также мир огорожен от царства великанов стеной, созданной из ресниц Имира. Однако стена несовершенна, поэтому население Мидгарда не может оставаться в полной безопасности, поэтому Тору и другим богам приходится защищать мир смертных, дабы спасти их от множества напастей.

Мидгард – это земля смертных, но изначально этот мир должен был стать полем битвы, когда настанет страшное время Рагнарек. Тогда земли погрузятся в ледяную стужу, ибо наступит великая зима Фимбульвинтер. Когда сыны Муспельхеема во главе с Хель сразятся с асами в финальной битве, Мидгард будет уничтожен. Из мирового океана восстанет новая земля. Но в «Прорицании вельвы» не сказано ни о каком «новом» или «другом» Мидгарде – это скорее символическое перерождение людской земли. По преданию, чудом спасутся два человека: Лив и Ливтрасир. В Эдде указано, что они спрячутся в роще Ходдмимир, однако нигде не сказано, где именно она находится: возможно, даже в иных мирах.

Важно отметить, что, по идее, весь Мидгард виден с трона Одина, который называется Хлидскьяльва. Этот трон позволяет каждому – даже смертному – увидеть любой уголок Мидгарда как на ладони. Идея о «всевидящем» асе – Одине – была в некоторой степени основоположной в обществе викингов Мидгарда. Всезнающий и всевидящий Один знал обо всех поступках, которые совершают люди, поэтому викинг, собирающийся совершить плохой поступок, знал: Один увидит все, и путь в Вальхаллу будет ему закрыт. Таким образом, будучи под присмотром асов, люди стремились не совершать дурных поступков, зная, что утаить ничего не удастся.

Мидгард – земли уникальные, поскольку из них можно попасть в любую из реальностей, дружественных и враждебных Асгарду. Другие миры не обладают таким свойством - на то мир людей и называется срединным.

Луны Мидгарда

Три Луны Мидгарда

Мидгард имеет собственную астрономию. Интересно, что в священных писаниях сказано, что в древнейшие времена луна у Мидгарда была не одна. Малую луну называли Лелей, она оборачивалась вокруг Земли за 7 дней, а также существовала Большая луна, которая звалась Месяцем – период ее вращения составлял 29,5 дня. Хроники Мидгарда говорят, что во времена Великой Ассы порубежные земли были уничтожены темными силами. Дея – пятая планета солнечной Системы – была разрушена, а ее останки составили пояс Астероидов между Марсом и Юпитером. С того времени минуло 153 368 лет. Тогда Небесная Сила отправила умирающее население с кожей цвета мрака на Мидгард, разместив народ на Африканском континенте и на Индостане – именно этот климат соответствовал их родному. Луну под названием Фатта Небесные Силы перенесли от погибшей Деи к Мидгарду – так Земля получила третью луну. Период ее вращения составлял 13 дней.

Уничтожение Лели вызвало Первый Великий Потоп. После того как на Мидгард обрушились воды и осколки Лели, облик земель поменялся. С той поры появился обычай на день Лели Небесной красить яйца и бить их друг о друга, что символизировало падающие осколки луны на твердь земную.

Фатта была уничтожена 13 тысяч лет назад, а ее осколок пал в Тихий океан – считается, что во время этого события погибла Атлантида.

Солнце и Луна для Мидгарда имели большое значение. По ним люди определяли время, календарные месяцы, а также в целом изучали небосвод, познавая астрономию и многие другие науки. Луна и Солнце для Мидгарда – путеводители в бескрайнем океане тайных знаний, которое оставили им сами боги, дабы народ не заблудился в кромешной темноте.

Рагнарек

Иллюстрация Йормунганда

Как уже упоминалось, земли Мидгарда окружает своим длинным телом Мировой Змей Йормунганд. Он представляет собой одну из вариаций Уробороса – одного из самых древних и противоречивых символов мировой культуры. Как правило, он символизирует бесконечность.

Змея Мидгарда не столько защищает мир, сколько угрожает ему. В конце времен Йормунганду предстоит всплыть из морской бездны и наброситься на мир, на защите которого будет стоять бог грома и молний Тор. Прибытие змея вызовет ужасные наводнения, после которых наступит страшная трехлетняя зима – Фибульвинтер. Погаснет Солнце, все светила исчезнут с небосвода, мир погрузится во мрак, в то время как боги и великаны вступят в финальную битву – Рагнарек.

По преданиям, боги смогут одержать победу над чудищами и великанами, но сами умрут. Мировое Древо Иггдрасиль падет и уронит небо на землю. Меч великана Сурта сожжет погибающий мир, и Мидгард утонет в соленых волнах мирового океана.

Но это вовсе не кончина человеческого мира: новая твердь поднимется из океанских глубин. Ею станут править достойные боги, не совершавшие ошибок, и обновленные, счастливые люди – в мире, богатстве и счастье.

Источники

Основным источником знаний о Мидгарде, Асгарде и других мирах скандинавской мифологии являются произведения «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», первая из которой является поэтической, а вторая – прозаической. Написал их Снорри Стурлусон в XII веке. Примерно в тот же промежуток времени датчанин Саксон Грамматик создал «Деяния датчан», в которых передал множество сюжетов местных мифов и легенд. Также некоторые ценные сведения имеются в «Германии» Тацита.

В наше время почти не осталось достоверных источников информации об устройстве германо-скандинавской мифологии. Немногочисленные произведения достаточно туманны и противоречивы. Именно поэтому изучение этого пласта мифологии так сложно.

Мидгард в культуре

Понятие Мидгарда оказало большое влияние на культуру.

В известном произведении Дж. Р. Р. Толкина используется слово «Средиземье», которое пошло именно от названия «Мидгард» - срединные земли.

Мидгард проник и в более современную культуру: компьютерные игры. В игре Final Fantasy VII так назвали город, откуда началось приключение героя. Интересно, что на карте мира Мидгард располагается в самом ее центре.

В другой компьютерной игре - Ex Machina - это имя получил высокотехнологичный город.

Также события происходят в государстве с названием Мидгард в играх Magicka и Magicka 2.

Отчасти действия игры God Of War разворачиваются в Мидгарде.

Это слово стало общим названием мира людей, уже в отрыве от какой-либо мифологии. Но так или иначе, некоторые сюжеты возвращаются и к другим элементам скандинавских легенд.

Календарь

Также интересно, что большая часть германских названий дней недели происходит именно от имен древних богов. К примеру, в английском языке Tuesday (вторник) – сочетание слов Tyr’s (Tiw’s) и day – день Тюра. Среда считается днем Одина: Wednesday - Odin’s (Woden’s) day – день Одина. Thursday – четверг — Thor’s day (день Тора). Friday – пятница — Frigg’s или Freya’s day.

Немецкий календарь ощутил такое же влияние: вторник – Dienstag – назван днем Тюра, четверг Donnerstag – день «грома», то есть Тора, пятница – Freitag – день Фрейи.

Такие же влияния заметны и в финском языке: вторник – Tiistai – день Тюра, четверг – Torstai – день Тора, пятница – Perjantai – день Фрейи.

Значение Мидгарда неисчерпаемо – как для обитателей восьми других миров, так и в культурном понимании. Уникальное и удивительное понятие может быть рассмотрено с разных сторон и относительно различных явлений, не изменяется лишь одно условие: Мидгард – срединный мир, населенный людьми, которые смертны, в отличие от других обитателей параллельных миров. Кроме того, он уникален тем, что из него можно отправиться в любой другой мир из всей глобальной системы, в то время как даже боги Асгарда не всегда могут попасть из своих земель в тот или иной мир - на то Мидгард и является срединным. Так или иначе, без Средиземья остальные миры не имели бы своего значения: все в мифологии имеет крепкую взаимосвязь, которую невозможно нарушить.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Автор что-то курит, такое сочинить, только психически ненормальный может, или укуренный человек, а в общем интересная сказка! )))) 😃
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.