Что изучает политическая философия?

Политическая философия - это отдельная область интеллектуальных изысканий, направленных на изучение особенностей власти и государства, а также обязанностей и прав его граждан. Данная наука, как и другая нормативная теория, специализируется на разъяснении ценностей, выделяя моральные и желаемые нормативы для каждого отдельно взятого индивидуума и системы власти в стране в целом. Политическая философия, сформированная под воздействием определенных идей, охватывает основные реальные положения, характерные для европейских стран в различные исторические периоды. Анализируя природу власти и поведение руководителей страны, ученые средневековья и Нового времени отлично понимают, что деяния государя должны быть направлены на получение изменений к лучшему и предотвращение ухудшения существующей реальности.

Учение Макиавелли

Политическая философия Макиавелли формировалась под влиянием суровой действительности, характерной для Италии в XV столетии. Хотя ученый довольно негативно оценивал роль религии и церкви, стремящейся подавить каждого человека и навязать ему свое видение реальности, философ видит в данной институции и рациональное зерно. Так, Макиавелли полагал, что благодаря направленным действиям священнослужителей можно объединить разрозненное государство в сильную державу и сплотить жителей.

Однако католическая церковь, напротив, не стремилась привести Италию к процветанию, поскольку всячески противилась единению страны под руководством светского политика, в качестве которого выступал король. Макиавелли считал, что государством должен управлять разумный политик, который не нарушает нормы морали, но по мере надобности может не исповедовать добро, а принимать наиболее подходящие для конкретной ситуации решения. В зависимости от собственной цели любой правитель сможет выбирать всевозможные средства, позволяющие ему достичь успеха и осуществить желаемое.

Учение в эпоху Возрождения

Социальнополитическая философия эпохи Возрождения - это сплав представлений различных ученых о сущности власти и общества, нередко формирующихся под воздействием различных утопических идей. Поскольку жизнь европейцев того времени рассматривалась без отрыва от религиозных верований, многие идеи касались изменения роли церкви в управлении государством. Так, во многих странах на место католицизма приходит протестантство, отрицающее власть Папы Римского, и данное религиозное направление позволяло правителем вести самостоятельную политику, без какого-либо вмешательства из Ватикана.

В эпоху Возрождения политическая философия во многом опиралась на учение Макиавелли, а большинство видных деятелей науки были убеждены, что целью существования государства является подавление низменных черт каждого отдельно взятого человека. Поэтому правитель должен только казаться благородным, но не быть таковым на самом деле, поскольку иначе он будет свергнут злоумышленниками.

Идеальное государство

Политическая философия XVII-XIX столетий охватывала идеи о том, какими качествами должен обладать современный правитель, а многие ученые пытались представить идеальное государство. Особенно выделяются учения социалистов-утопистов Томмазо Кампанеллы и Томаса Мора, где формируется образ мифической страны, в которой торжествует социальная справедливость и устранены абсолютно все противоречия между руководством и подданными. Мор критиковал наследственную власть, и предлагал выбирать всех правителей и чиновников на основе всеобщего избирательного права. В реальности практически во всех государствах вплоть до конца XIX столетия власть монарха являлась абсолютной, поэтому идеи социалистов-утопистов опередили свое время.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.