Самые необычные танки мира. История танков
Вооружение, броневая защита и мобильность являются основными характеристиками любых современных танков. Способность уничтожить цель с максимального расстояния, быстро сменить позицию, а при необходимости выдержать вражеский удар считаются обязательными качествами для данного вида бронетехники. Тем не менее фантазия оружейных конструкторов не имеет границ. В результате их экспериментирования получаются необычные танки. С достаточно оригинальной конструкцией они не приспособлены к военным реалиям. Удивительные танки-монстры так и не были запущены в серийное производство. Каким чудаковатые концепты не имели дальнейшего развития? Какие бывают танки? С целью добиться консенсуса между подвижностью, защищенностью и вооружением, оружейниками многих стран были созданы свои уникальные образцы бронетехники. Обзор самых странных танков мира представлен в данной статье.
Тяжелый танк Н. Барыкова
Т-35 представляет собой разработку советских инженеров. Руководил процессом конструктор Н. Барыков. Проектировался в течение 1931-1932 гг. Как утверждают специалисты, с многобашенной компоновкой Т-35 - это первая советская бронемашина, которая относится к тяжелому классу. Конструктивно данная модель состояла из пяти башен, благодаря чему стало возможным производить стрельбу сразу из всех орудий. Пятибашенный танк оснастили тремя пушками (одной 76,2-миллиметровой и двумя калибра 45 мм) и шестью 7,62-миллиметровыми пулеметами. Управление вооружением осуществлялось одинадцатью солдатами. Однако, как утверждают специалисты, самые настоящие танки-монстры в годы Первой мировой имелись в распоряжении германской армии. Одним немецким А7V управляло 18 человек. Несмотря на свою уникальность, в советском танкостроительстве дальнейшее развитие Т-35 не последовало. Военные парады стали единственной сферой его применения. Как оказалось, этот необычный танк с многобашенной компоновкой абсолютно не подходил для реального боя. Причина заключалась в наличии следующих недостатков:
- Командир не мог одновременно координировать стрельбу из всех орудий.
- Из-за больших габаритов данный танк представлял легкую цель для врага.
- Ввиду слишком большой массы для Т-35 предусматривалась только тонкая противопульная броня.
- Танк развивал очень низкую скорость: в час мог преодолеть не более 10 км.
Т-35 - достаточно красивый и очень грозный образец, но совершенно бесперспективный. По этой причине советским руководством было принято решение не развивать идею многобашенной боевой бронетехники.
Stridsvagn 103
Данная модель – это полная противоположность танку Н. Барыкова. Спроектирована шведскими оружейными конструкторами. На вооружении армии Швеции состоял с 1966 года. В истории танкостроения Strv.103 является единственным образцом основного боевого танка, не имеющего башни. Бронетехника оборудована 105-миллиметровой пушкой, местом для установки которой стал лобовой лист корпуса. Для наведения орудия по горизонтали, этот необычный танк поворачивали вокруг оси. Для наводки по вертикали имелась специальная электрогидравлическая система подвесок, с помощью которой осуществлялось поднятие или опускание кормы.
За счет столь необычной компоновки шведский танк очень приземистый, с высотой не более 2150 мм, благодаря чему Strv.103 можно было надежно замаскировать и использовать для засад. Единственное слабое место танка – это его ходовая часть. При ее повреждении бронетехника становилась совершенно беспомощной: без наличия гусениц наводка орудия была невозможна. Несмотря на этот недостаток, Strv.103 использовался в качестве основного боевого танка вооруженными силами королевства до 1990-х. Сменен немецкими «Леопардами-2».
«Амфибия»
Данный образец бронетехники спроектировал американский изобретатель John Christie. Танк «Амфибия», как утверждают специалисты, в ходе тестирования переплыл Гудзон. Перевозить военные орудия или какой-либо другой груз по воде – считалось основным его предназначением. Специально для этой цели поверх гусениц с обеих сторон «Амфибию» оборудовали поплавками из бальзы. Сверху они прикрывались кожухами, для изготовления которых использовали тонкие листы стали. Танк оснастили 75-миллиметровым орудием. Стремясь исключить крен танка во время плавания, пушку установили на подвижную раму. С такой конструкцией орудие при необходимости можно было переместить вперед, распределив таким образом равномерно массу танка. Во время боя пушку сдвигали обратно назад. Общественности этот необычный танк продемонстрировали в июне 1921 г. Несмотря на оригинальность конструкции, Департамент США «Амфибия» не заинтересовала. Всего американской оружейной промышленностью был выпущен один-единственный экземпляр.
Chrysler TV-8
Данный образец разработали сотрудники компании Chrysler в 1955 г. Особенность танка заключается в следующем:
- TV-8 оснастили огромной неподвижной башней. Местом ее установки стали облегченные шасси.
- Башню оборудовали компактным атомным реактором, с помощью которого осуществлялось питание бронетехники.
- Башня танка со специальными телевизионными камерами. Это конструкторское решение было предпринято с целью предотвратить ослепление членов экипажа от взрыва атомных бомб.
TV-8 создавался для боев с использованием ядерного оружия. Планировалось установить на танк два 7,62-миллиметровые пулеметы и одну пушку Т208 калибра 90 мм. На армейское командование Соединенных Штатов проект произвел сильное впечатление. Однако идея создать небольшой атомный реактор оказалась трудновыполнимой. Кроме того, существовал риск, что в него может попасть вода. Это повлекло бы к плачевным последствиям, как для солдат в танке, так и для ближайших единиц бронетехники. Атомный танк был создан в единственном экземпляре. От дальнейшего проектирования пришлось отказаться.
Танк Tortuga 1934
Данная модель бронетехники была создана оружейными конструкторами Венесуэлы. Разработчики преследовали цель – устрашить своим творением соседнюю Колумбию. Однако, как утверждают эксперты, результат оказался сомнительным. Даже название танка не содержит угрозы, а в переводе на испанский значит «черепаха». Tortuga с броней пирамидной формы, установленной на 6-колесном грузовике Ford. Башня оборудована одним 7-миллиметровым пулеметом Mark 4B. Всего изготовили 7 экземпляров этих боевых машин.
Русский «Царь-танк»
Автором данной модели стал советский инженер Николай Лебеденко. Его творение представляет собой колесную боевую машину. При создании ходовой части использовали 9-метровые передние колеса и задний валик диаметра 150 см. В центральной части танка отведено место для неподвижной пулеметной рубки, которая находится в подвешенном положении в 8 м от уровня земли. Ширина «Царь-танка» составляет 12 м. К 1915 году автором был готов новый проект, согласно которому танк планировали оснастить тремя пулеметами: два по бокам и один возле рубки. Идея была одобрена Николаем II и вскоре инженер приступил к реализации. Испытывали новый танк в лесу. Однако тестирование не прошло гладко: задний валик очень увяз и извлечь агрегат не получилось даже с помощью мощнейших трофейных двигателей «Майбах», которые использовались в подбитом немецком дирижабле. Бросив безуспешные попытки достать танк, его оставили ржаветь. В революционное время о данной модели никто не вспоминал, а в 1923 г. порезали на металл.
Об «Объекте 279» Ж. Котина
В период холодной войны между инженерами Советского Союза и Соединенных Штатов происходило соперничество по созданию тяжелого танка, способного эффективно выполнять боевые задачи в эпицентре ядерного взрыва. Однако у конструкторов обеих государств далее создания прототипов дело не продвинулось. В городе Ленинграде проектировочными работами руководил легендарный конструктор бронированной техники Жозеф Котин. В 1959 году под его началом был создан советский тяжелый танк «Объект 279»;. Его необычный вид заключается в следующем:
- Танк с корпусом криволинейной формы, вытянутым в виде эллипсоида. Такое конструкторское решение было предпринято с целью предотвратить переворачивание танка, образующейся при ядерном взрыве ударной волной.
- Ходовая часть состояла из четырех гусеничных лент, что до этого времени в танкостроительстве не практиковали. Данная конструкция ходовой позволяла использовать бронетехнику на самых труднопроходимых участках. Танк легко ездил в заболоченных и заснеженных местах. Такие армейские средства для посадки танков, как «ежи» и «пни», для «Объекта 279» не представляли опасность. Благодаря конструкции шасси при их преодолении посадка танка исключалась.
Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, выпуск данной модели налажен так и не был. Танк оказался малоповоротливым. Кроме того, для его серийного производства требовались значительные финансовые вложения. Сложности могли возникнуть при обслуживании и ремонте «Объекта 279». Данный танк был изготовлен в единственном экземпляре. Сегодня его можно увидеть в Центральном музее танкового вооружения в Кубинке.
АМХ-13
Является самым скорострельным легким танком, разработанным французскими конструкторами в 1946-1949 гг. Для бронетехники характерна необычная конструкция. В танке применили качающуюся башню, для установки оружия в которой используются втулки-цапфы. Сама башня содержит две части: поворотную нижнюю и качающуюся верхнюю, которую и оснастили орудием. В отличие от традиционных конструкций танковых башен, качающаяся имеет преимущество – за счет ее неподвижности относительно орудия бронетехнику можно оснастить максимально простым заряжающим механизмом.
Снаряды в АМХ-13 подаются по «барабанной» схеме. За казенной частью орудия отведено место для двух барабанных магазинов, каждый из которых содержит по 6 боеприпасов. Вращение магазинов и освобождение очередного боеприпаса осуществляется за счет силы отката. При этом происходит скатывание снаряда на специальный лоток, который совпадает с осью ствольного орудийного канала. Стрельба осуществляется после того, как боеприпас очутится в стволе при закрытом затворе. Как утверждают специалисты, в течение одной минуты АМХ-13 может произвести до 12 выстрелов. Данный показатель скорострельности является достаточно высоким. Кроме того, благодаря использованию барабанной схемы в танковом экипаже не нужен заряжающий. Идея французским оружейников оказалась успешной. Производство данных танков было поставлено на поток. Количество выпущенных АМХ-13 составило 8 тыс. единиц. Сегодня данная модель используется армиями более десяти стран.
Skeleton Tank
Является опытным легким танком Соединенных Штатов, разработанным в годы Первой мировой. Как утверждают специалисты, в то время бронетехника этого класса из-за небольшой длины гусениц была не приспособлена для пересечения широких рвов. Увеличение длины влекло к утяжелению самого танка. Решением проблемы стало изобретение оригинальной конструкции, которая заключалась в следующем: для изготовления поддерживающего большие гусеницы каркаса решили использовать обычные трубы, а между гусеницами отвели место для боевого отделения. Скелетный танк США построили в 1918 г. Местом испытаний стал Абердинский полигон. В послевоенное время проектирование данного образца было прекращено. В годы холодной войны были предприняты попытки возобновить разработку танков и других образцов бронетехники со скелетной компоновкой.
Несмотря на то что образцы в рамках программы «Боевые системы будущего» успешно проходили полигонные испытания, на вооружение американской армии они так и не поступили. Также не было налажено их серийное производство. Дело ограничивалось только концептуализацией и проектированием. Одной из таких моделей стала роботизированная, дистанционно управляемая боевая машина RIPSAW (программа ARAS). Данная модель создавалась под стандартный боевой модуль «Кроуз». Также не исключалось использование пулеметного вооружения калибров 7,62 и 12,7 мм. Данный проект был начат в 2006 году и считается одним из самых перспективных. Работы ведутся американскими офицерами и учеными в Научно-исследовательском инженерном центре вооружения.
Fahrpanzer
Как утверждают специалисты, достаточно эффективными оказались легкие подвижные броневые колесные конструкции. В качестве вооружения используется малокалиберная артиллерия. Подобные модели названы броневыми каретками. Проектировались различные модификации. Также не ограничивался калибр артиллерии. Оружейные образцы называли еще «самоходными бронелафетами». Широко использовались в годы Первой мировой. Каретки преимущественно применялись для укреплений полевых позиций. Также их пытались эксплуатировать в качестве наступательного орудия. Одним из таких образцов стало изобретение германского инженера Максимильяна Шумана. Толщина броневого купола составила 2,5 см. Местом его установки стали станины лафета. Танк майора Шумана с корпусом прямоугольной формы и незначительным откатом орудия использовал прямую наводку. Боевой экипаж состоял из двух человек. Весило творение немецкого конструктора до 2200 кг. Широко использовалось в Первую мировую. Германия и Австро-Венгрия стали странами-производителями этого необычного танка. До 1947 года состояло на вооружении швейцарской армии.
А-40
Данная модель является гибридом танка и планера. В качестве базы использовался советский Т-60. Проектирование велось под руководством конструктора СССР Антонова. Создавался для доставки бронетехники к партизанам по воздуху. После приземления А-40 на землю, планер отсоединяли и А-40 становился стандартным Т-60. Ввиду того что боевая машина весила немало (почти 8 т), чтобы планер мог поднять ее в воздух, с Т-60 советским инженерам пришлось убрать все боеприпасы. Как утверждают специалисты, за счет этого конструкция становилась полностью бесполезной. А-40 совершил один-единственный полет в сентябре 1942 года. Собран этот танк был в одном экземпляре.
Tracklayer Best 75
Является гусеничной бронемашиной 1916 года выпуска. Как утверждают специалисты, Tracklayer Best 75 – это трактор, изготавливаемый сотрудниками компании Best. Технику оборудовали бронированным корпусом и башней, на которой имеется два пулемета и пушка.
Внешне творение имеет много общего с перевернутой лодкой. По причине слишком малого обзора, слабой брони и низкой управляемости этот необычный танк мог ездить только прямо. Военной комиссией в серийное производство машина "Беста" yt была допущена.