Очень часто среди посетителей православного храма встречаются люди, которые в самых ответственных во время богослужения местах стоят, словно отсутствуют. Происходит это оттого, что люди просто не понимают, что происходит на службе. В статье раскрыт один из важных моментов богослужения, а именно - чтение одной из главных богослужебных книг - «Апостола». Во время литургии эта служба проходит почти так же торжественно, как чтение Евангелия.
Служба
Богослужебный «Апостол» – это книга, в которой описаны дела учеников Иисуса, а также их послания в христианские общины разных городов. Кроме этого, в нем имеются соборные послания. Несмотря на то что чтение «Апостола» во время литургии проходит в течение нескольких минут, богослужение это считается очень важным. Для его службы чтец «Апостола», взяв благословение у священника, выходит на середину храма, оказавшись среди паствы, и рассказывает о том, что делали, как призывали апостолы на заре христианства людей к подвигам во имя Бога. Происходит это во время Божественной Литургии перед началом чтения Евангелия. Также богослужебный «Апостол» читают на Царских Часах. Обратясь к востоку, чтец возносит молитвы не только от своего лица, но и от всех прихожан, стоящих в храме вместе с ним. При чтении прокимнов голос чтеца должен звучать громко, но не резко. Для этого он постепенно повышает его, призывая прихожан ко вниманию. Если прокимен не один, то в конце первого голос чтеца вновь опускается. Следующий читается не менее торжественно и заканчивается на высокой ноте с пропеванием алиллуария.
Очень важным считается момент ознакомления чтеца с прокименом, который будет произнесен во время литургии. Соборность Церкви Христовой несет в себе понимание того, что люди познают веру в Господа не из книг, а непосредственно из служб к Богу. Если священник и чтецы понимают, что они провозглашают народу, то это в виде познания переходит и пастве. Если же чтец и иерей относятся к служению формально, то и понимания в народе они не найдут. Именно поэтому чтец, прежде чем выйти с богослужебным «Апостолом» к людям, должен прочесть все, что ему предстоит огласить во время службы. Если что-то для него неясно, ему должен растолковать священник, чтобы слова дошли до сердца чтеца. Клир также должен быть посвящен в таинства данного служения, так как и на него возлагается ответственность повторять прокимны, а также петь алиллуарии, предназначенные для данной службы.
Привычное для православного слуха пение слов «Аллилуйя» считается не просто прославлением Бога, но и возвещением о Его пришествии на землю. Торжественность данного богослужения заключается не только в умении донести до прихожан смысл происходящего, но и в мастерстве клира помочь в этом пении, которое должно походить не на заученную партитуру, а на пение ангелов у престола Господня.
Многие службы проходят торжественно, но без одухотворения. Даже если четко соблюден порядок чтения «Апостола», без духовного участия всех участников эта служба остается непонятной и мертвой. Многим прихожанам может показаться странным отсутствие иерея на таком важном богослужении. Это объясняется тем, что священник при чтении «Апостола» должен сидеть с южной стороны от Горнего места, как равный апостолам – учитель христианской веры.
Краткие правила служения по фрагментам богослужебной книги, содержащей деяния и послания апостолов, можно прочесть в брошюрах, изданных специально для чтецов. Отрывок из книги ясно показывает, что для человека, не приобщенного к церковным службам, будет стоить большого труда разобраться во всех этих премудростях.
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем».
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Прокимен, псалом Давидов…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.
Лик между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
История христианства в богослужебной книге
В то же время «Апостол» несет в себе саму историю развития христианской церкви. Если читать его последовательно ежедневно, то можно узнать, что на заре христианства, судя по посланиям Иуды, уже существовала традиция среди нечистых в помыслах людей выдавать себя за апостолов – посланников Господа. Христианские общины, принимая таких людей, могли по их примеру и поучениям отойти от Бога.
Первые христиане были бывшими язычниками со своими грехами, которые было не так просто искоренить. Если же к ним приходили люди, призывавшие их продолжать творить всякие непотребства, то им, не окрепшим в своей вере, было легко впасть в искушение. Лжеапостолы же, чтобы их принимали более радушно, потакали людским слабостям, проповедуя богохульные мысли. Ведь люди эти приходили лишь для того, чтобы сытно поесть, предаться блуду и говорить о том, чего не понимают. Недаром святой Иуда сравнивает их с бессловесными животными, которые только и знают, чем себя осквернить. Они во всем ищут выгоду, общаясь с людьми, но при этом всем недовольны. Для них у Господа приготовлена кара, как для неверующих израильтян, выведенных Моисеем из Египта, для городов Содом и Гоморра, погрязших в блуде, как для ангелов, восставших против Господа. В своем послании Иуда предостерегает верующих от общения с подобными людьми, которые, словно тучи без дождя, блуждают, носимые ветром.
Настоящие же апостолы отличались нестяжательством. Посещая христианские общины в различных городах, они нигде надолго не задерживались, видя свое предназначение в распространении веры, а не в проповедях на одном месте. Для путешествий своих они просили в общине только хлеба, которого им должно было хватить до следующего города. Тем самым они показывали свою незаинтересованность в материальных благах.
Проповедь апостола Павла
В послании к римлянам Павел в первую очередь объясняет, что вера его не только для иудеев, что проповедовать он будет и язычникам. Однако, утверждая, что несет веру каждому, он обличает тех, кто не принимает ее, так как не может отказаться от своих грехов, совершаемых с верой в разуме, который склонен извращать любую истину. В то же время, зная, что творят беззаконие, они не только сами продолжают заниматься непотребствами, но и поощряют на это других.
Христианам же он запрещает осуждение. В первую очередь право судить есть только у Господа. Если же человек осуждает другого, то он как бы берет его грех на себя, что не может быть для него защитой перед Богом. С каким бы старанием человек ни делал добрые дела, если в нем нет веры и любви, то нет и проку во всех его начинаниях.
Борьба с грехами
И все же в посланиях к римлянам Павел скорбит о грехах, которые продолжали по немощи своей творить первые христиане. Он грозил страшным судом от Господа, который не потерпит быть обманутым внешним поклонением, когда внутри человек продолжает жить, как язычник. Однако справиться с искушениями этого мира не так просто. Именно поэтому Павел призывает не просто креститься, но принять веру духом своим, что даст возможность не творить зла не по закону, а по любви к Богу. Ведь израильтяне знали о пришествии Миссии, а когда он пришел, они не признали Его. Язычники ничего этого не знали, но приняли Бога всем сердцем и оказались среди избранных.
Любая власть - от Бога
Отдельно он говорит о покорности всякой власти свыше, так как она всегда от Бога и дисциплинирует людей. Нужно только помнить об этом, не хулить, а исполнять все доброе, предписанное властью. Тогда тому, кто не делал злого, не будет кары, а кто делает доброе – будет награда.
В конце послания Павел перечисляет людей, которые успели славно потрудиться для распространения христианской веры, а также для укрепления христианской церкви. Это люди различных сословий из разных городов и, скорее всего, до обращения в христианство имевшие разные религиозные взгляды.
Мудрость Бога и безумие мира
В первом послании к коринфянам апостол Павел призывает общину к единству не по имени крестившего, а ради того, чье имя проповедуется. Таким образом, Павел, отрекаясь от себя, говорит, что он пришел к ним не как Павел, а как посланник распятого Иисуса Христа - только о Нем стоит помнить, только Его именем стоит называться. Объяснить силу своих проповедей Павел сам не в состоянии. Только Дух Святой, по его мнению, мог придать силы проповедям слабого и неуверенного в себе человека. Только Божье благословение могло объединить сильных и слабых, бедных и богатых. Лишь Господь мог дать силы неученым апостолам своим убеждать мудрецов их века и сильных мира.
Языческие корни первых христиан
Также апостол Павел в своем первом послании к коринфянам рассуждает о том, что Дух Святой, который помогает ему в обращении язычников в христианство, есть величайшая тайна для живущих на этой земле. Но тайна эта открыта для познания не разумом или душой, а тем же Духом, который объединяет их в единой вере. Не в вере Павла или других апостолов, а в вере в Господа Иисуса Христа.
В то же время Павел осознает, что человек, выросший в среде язычников, не может мгновенно воспринять всю силу христианской веры. Он сравнивает их с младенцами, которых нужно кормить молоком, а не твердой пищей. Они должны осознать, что все, что делают апостолы – лишь помощь Господу, который есть и фундамент, и взращиватель всего. Люди же – священный храм, в котором обитает Святой Дух. Горе тому, кто разрушит тот храм. И тут же обличает своих учеников в великом блуде и гордыне, которая способна погубить не только отдельных людей, но, как плохая закваска, все тесто. И при этом тому, кто не согрешил, не стоит общаться с грешниками, но и судить их не нужно. Суд – дело Господа, только он видит человека не внешне, а изнутри.
Христианская семья
В этом же послании он дает четкие указания о семейной жизни христиан. Однако не настаивает на них, а лишь предлагает. Если выполнять их неукоснительно, то не впадешь в грех и не осквернишь себя перед Богом.
1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
Также Павел осуждает идолопоклонство, которое продолжало бытовать среди первых христиан, так как семьи многих из них оставались язычниками. Однако апостол призывает христиан бежать от общения с ними, чтобы не впасть в искушение. Лучше воздержаться телом, чем погибнуть духовно.
Таинство Святого Причастия
О принятии святого причастия Павел говорит, вспоминая Тайную Вечерю, во время которой был преломлен хлеб, символ Тела Христова, и испито вино – как Его Святая Кровь. Первые христиане, не ведая тайного смысла этой Вечери, собирались, чтобы поужинать, а потому напивались и наедались или оставались голодными, кому не хватило. Так они растрачивали свои духовные блага, удовлетворяя свою плоть.
Отдельно он говорит, что в проповедях и делах важны не знание и мудрость, не старания и трудолюбие, а только любовь.
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Послание к Галатам святого апостола Павла
К галатам Павел обращается по прошествии длительного времени с начала своих проповедей. В первую очередь он пытается доказать целостность и правильность своих проповедей тем, что исходят они от Господа, а только Ему готов служить и угождать Павел. Никто - ни люди, ни ангелы - не способен опровергнуть истинность его проповедей.
В послании к Галатам он разъясняет, почему кого-то из апостолов направили к иудеям, других же - к язычникам. Каждый трудится на поприще, уготованном именно для него. Долгие годы Павел странствовал по странам язычников, изредка навещая Иерусалим для нового благословения. Так и другие апостолы шли каждый по своей стезе.
Судя же по призваниям, которые он высказывает в своем послании, галаты, приняв изначально веру в Христа всей душой, постепенно отклонились от нее, впав в соблюдение законов, которое несет в себе лишь пустое исполнение. Только помощь друг другу, совершение добра с любовью и верой во имя Христа помогут принять Господа всем сердцем и не впасть в искушение плоти.
1. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
2. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
3. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
4. ибо каждый понесет свое бремя.
5. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
6. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
7. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
8. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
9. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Актуальность древнего Богослужения
Прочтение богослужебного «Апостола» не имеет цены для того, кто желает укрепиться в вере, а также всей душой приобщиться к христианству. В каждой главе и в каждом Деянии можно найти ответы на вопросы, которые актуальны до сих пор.
Трудность восприятия этой службы состоит лишь в том, что читается богослужебный «Апостол» на церковно-славянском языке, который, к сожалению, все больше утрачивает свою актуальность в обиходе. Однако вопрос понимания этого служения состоит не только в понимании самих слов (в настоящее время «Апостол» переведен на современный русский язык), а в том, чтобы все поучения принять сердцем и не выискивать в них разумом непонятное.