Санитарно-просветительская работа: цели и задачи. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Современный человек спокойно может жить до восьмидесяти лет и более. Однако еще десять тысяч лет назад неплохим успехом считалось достижение тридцатилетней возрастной отметки. Такой качественный скачок возможен благодаря целому ряду факторов: качественному питанию, здоровому образу жизни, комфортным условиям существования и медицине. Каждый из этих факторов делится на множество различных составляющих. Если говорить о медицине, то одну из главных ролей здесь играет санитарно-просветительская работа среди населения страны.

Вводная информация

Что такая работа собой являет? Санитарное просвещение является совокупностью образовательных, воспитательных, пропагандистских и агитационных мероприятий, которые преследуют цели формирования здорового образа жизни, ознакомления населения с основами профилактики заболеваний, повышения трудоспособности. Также санитарное просвещение способствует сохранению и укреплению здоровья отдельных индивидов, увеличению периода активной жизни.

Во всем этом огромную роль играет профилактическая направленность. Ее уровень во многом зависит от существующих общественно-экономических, политических и научно-технических условий жизни. Следует отметить, что корни профилактики берут свое начало еще во времена глубокой древности. Предупреждение болезней благодаря соблюдению определенных правил личной гигиены и обеспечению рационального питания занимало важное место уже в медицинской практике древних цивилизаций. Но научные основы для профилактики начали разрабатываться только в девятнадцатом веке. Немало этому способствовало изучение окружающей среды и ее роли в возникновении и последующем распространении заболеваний.

Отдельно стоит отметить достижения таких дисциплин, как микробиология, физиология и гигиена. В XIX веке многие деятели медицинской науки видели будущее в развитии общественной профилактики наряду с лечением.

Как сейчас ведется профилактическая работа

Рассматривая этот вопрос, остановимся только на Российской Федерации, так как все страны в одной статье охватить невозможно. Великий хирург Николай Иванович Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине предупредительной». Его слова оказались пророческими. Ведь болезни значительно легче предупредить, не дать им развиться, нежели потом заниматься их лечением. В наши дни этот подход закреплен законодательно-нормативными инструментами регулирования общественных отношений. Основная сфера его влияния – область охраны здоровья населения с целью обеспечения гармоничного и устранения условий и факторов, которые вредно влияют на здоровье населения. Санпросвет работа выполняет такие задачи:

1. Распространение гигиенических и медицинских знаний.

2. Воспитание навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

3. Повышение качественного состояния санитарно-гигиенической культуры.

При этом необходимо учитывать пол, возраст, климато-географические особенности, а также ряд иных факторов, которые позволяют обеспечивать поддержание высокого уровня здоровья. Выделяется как индивидуальное (отдельных личностей), так и общественное (например, коллективный иммунитет) здоровье. Дополнительно можно выделить важные нематериальные факторы (социальные, духовно-нравственные, политические, условия жизни населения). Чтобы лучше разобраться со всем этим, необходимо начать с организационных начал, то есть с закона 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения». Какие интересные сведения можно из него почерпнуть?

Что нам законодательство подготовило

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» сформировал нормативно-правовую основу для всех понятий и последующих регулирующих документов. Внимание уделяется людям, условиям нашего проживания, факторам среды обитания, вредному воздействию, благоприятным и безопасным условиям, обстановке, а также ряду бюрократических понятий.

Чем с позиции законодательства являются обычные для нас словосочетания? Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения рассматривается как здоровье общества и среды обитания индивидуумов, в которой отсутствует вредное воздействие на них различных факторов, что обеспечивает благоприятные условия для жизнедеятельности. Что может влиять на людей, согласно законодательству? Оно выделяет такие факторы среды обитания:

1. Биологические (к ним относят паразитарные, бактериальные, вирусные и иные).

2. Химические.

3. Физические (вибрация, ультразвук, шум, инфразвук, тепловое, ионизирующее и иные виды излучений).

4. Социальные (водоснабжение, питание, условия труда, отдыха, быта).

Все это должно быть учтено в санпросвет работе. Если она проводится по частной инициативе, то положения закона должны восприниматься как рекомендации по осуществлению. Если проводится санитарно-просветительная работа в рамках государственной программы, то руководствоваться изложенными выше положениями – дело обязательное.

На каких принципах строится просветительная работа

Рассмотрим, какие моменты положены в основу данной деятельности. Основные принципы санитарно просветительской работы – это:

1. Необходимо охватывать широкие слои населения и вести повсеместную деятельность в данном направлении.

2. Нужно воспитывать санитарно-гигиенические навыки с целью обеспечения сохранения и последующего укрепления здоровья людей.

3. Вся деятельность должна быть комплексной и способствовать получению высокого результата.

4. Распространяемая информация должна быть актуальной для конкретных условий. Например, в наших широтах малярия – это не очень большая проблема. Для наших широт более актуальны клещи.

5. Осуществляемые мероприятия должны быть дифференцированными и целенаправленными, должны предусматривать влияние на определенные группы населения, а также быть органически связанными с деятельностью лечебно-профилактических учреждений.

6. Деятельность проводится с учетом местных условий и задач.

Если сформулировать вышесказанное более кратко, то следует сказать, что основные принципы - это:

1. Научность. Продвигаемые положения должны быть рациональными, подтвержденными и соответствовать современному состоянию практики.

2. Массовость. Это значит, что в санитарном просвещении должен принимать участие весь персонал с целью охватить как можно большую аудиторию.

3. Целенаправленность. Предполагает выбор основного направления работы, а также выбор целевой аудитории, для которой она будет проводиться.

4. Доступность изложенных материалов.

Кто проводит просветительскую работу

Вполне закономерно, что это в наибольшей мере поручено медицинским работникам. Согласно действующему приказу Министерства здравоохранения, сотрудники среднего звена должны уделять пропаганде ведения здорового образа жизни четыре часа в месяц за счет своего рабочего времени. Но только этим дело не ограничивается. Так, санитарно-просветительская работа медсестры предусматривает ознакомление с правилами пребывания в лечебных учреждениях, использование различного оборудования и вспомогательного инструментария. На высшее руководство также возложены функции, но уже более контролирующего характера по отношению к медицинским работникам, хотя ничто не мешает руководству клиник работать с пациентами и широкими массами населения в рамках специальных мероприятий.

Отдельно следует вспомнить о службе санитарного просвещения. Дополнительно существует ряд служб, отделов и подразделений, которые занимаются организационно-методической работой. В их обязанности входит разработка планов, координация деятельности разных учреждений, учет задач здравоохранения, а также предложений и пожеланий населения.

Как это осуществляется

Санитарно-просветительская работа среди населения проводится с использованием методов индивидуального, группового и массового информирования. Она приобретает устную, печатную и изобразительную формы. Особо важную роль в этом процессе играет печать, телевидение, радио, кино. Охрана здоровья и воспитание полезных гигиенических навыков представляют значительный интерес для популярной медицинской литературы.

Кроме того, данные вопросы регулярно или периодически затрагиваются на страницах ряда журналов и газет. Массовыми тиражами производятся памятки, листовки, брошюры, буклеты и плакаты. Также значительное внимание уделяется так называемым малым формам. К ним относятся микроплакаты на закладках для книг, спичечных коробках, на обертках различной продукции. Параллельно этому проводятся собеседования, лекции, групповые дискуссии, тематические вечера, школы здоровья, беседы за круглым столом, конференции, устные журналы.

Где такой работе уделяется особенное внимание

Особенное внимание уделяется санитарно-просветительской работе в ДОУ и начальных классах школы. Что там преподают? В дошкольно-образовательных учреждениях большое внимание уделяется вопросам личной гигиены и правильного поведения. Детей учат мыть руки перед едой, соблюдать чистоту в постели и прочим подобным моментам. По мере взросления этому уделяется все меньшее внимание, ведь множество моментов подросшие дети могут контролировать самостоятельно. Если в первом классе напоминание о мытье рук происходит регулярно, то в четвертом в таком контроле со стороны взрослых уже, как правило, нет необходимости.

Но проводить это нужно разумно. Должен быть составлен грамотный и адекватный план санитарно-просветительской работы, который необходимо взять за основу. Если действовать неорганизованно и хаотично, то можно получить в итоге меньшую эффективность от осуществляемых действий. То же санитарное просвещение в школе должно завершать основной цикл, формируя уже подготовленную и образованную личность. Если начинать проводить работу, например, с шестого класса, это будет не так эффективно и более затратно, учитывая, сколько средств придется потратить на лечение из-за несоблюдения учащимися гигиены.

Используемые средства

Целей санитарно-просветительной работы достичь не удастся, если не использовать широкий арсенал подходов. Рассмотрим, что они собой представляют:

1. Санитарный бюллетень. Ему отведена роль одного из самых доходчивых средств пропаганды. Выполняется он в виде иллюстрированной санитарно-просветительной газеты, которая посвящается исключительно одной теме. Она должна быть актуальной и учитывать задачи, стоящие перед современным здравоохранением. Также она может соответствовать сезонной эпидемиологической обстановке. Санитарный бюллетень состоит из двух частей – текста и иллюстраций. Информация должны быть написана доходчивым и понятным широким массам языком, без использования медицинской терминологии.

Дополнительно иллюстрируются примеры правильного гигиенического поведения, описываются случаи из врачебной практики. Дополняет все это художественное оформление: фотографии, рисунки, аппликации. Они должны быть изящными и иллюстрировать материал, но ни в коем случае не дублировать его. Возможно использование нескольких изображений, но основную смысловую нагрузку должно нести одно из них. Заканчивается санитарный бюллетень призывом или лозунгом.

2. Уголок здоровья. В нем внимание уделяется пользе физкультуры, спорта и рационального питания, рассказывается о вреде наркомании, курения, пьянства. Можно сделать фотомонтаж. Не лишней будет доска вопросов и ответов, которые должны быть полезными и краткими. Перед созданием уголка здоровья не лишним будет провести определенную подготовительную работу: согласовать его организацию с руководством, выбрать место, материалы для изготовления.

Другие средства

Как проведение санитарно-просветительской работы возможно еще? Следует упомянуть о таких средствах пропаганды:

1. Устные журналы. Это комплексная форма подачи информации. Ее можно рассматривать в качестве имитационной, поскольку строится она на тех же принципах, что и периодические журналы. Здесь к просветительской работе можно привлекать не только медработников, но и сотрудников правоохранительных структур, инспекторов по делам несовершеннолетних, юристов. Необходимо рассматривать не только вопросы медицинского характера, но и те, которые затрагивают социальные, нравственные и правовые аспекты.

2. Диспуты. Они являются способами полемического обсуждения актуальной, воспитательной или нравственной проблемы. Решающее значение здесь имеет выбор темы. Диспут используется в качестве инструмента коллективного поиска, обсуждения и последующего разрешения проблем, которые волнуют население. Очень хорошо, когда в диспут вовлекаются не только специалисты, но и простые граждане. Столкновение, борьба мнений, различия во взглядах, запросах, жизненном опыте, вкусах и знаниях ведет к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы выделить и поддержать передовое мнение, а также убедить всех в его правоте.

3. Конференция. Является формой пропаганды, близкой к диспуту. Ее особенностью является наличие заранее разработанной программы, а также фиксированных выступлений как специалистов, так и просто привлеченных граждан. К устным формам можно отнести тематические вечера, круглые столы, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была подготовлена к восприятию темы. Для этого могут быть созданы стенды, организована книжная выставка, проведены беседы и лекции.

Заключение

Санитарно-просветительская деятельность должна охватывать все аспекты, которые влияют на здоровье населения. Трудовая и профессиональная деятельность (создание здоровых производственных и бытовых условий), профилактика инфекционных заболеваний, улучшение водоснабжения и водопользования – все это представляет интерес и должно быть рассмотрено.

Например, одной из наиболее важных задач является просвещение о мерах гигиены труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Необходимо предупреждать травматизм, отравление ядохимикатами, разъяснять требования к доставке, хранению и очистке воды в полевых условиях. Также особенное внимание следует уделять противоалкогольной пропаганде, разъяснять вред курения. Сейчас уже почти каждый человек знает, что курение и употребление алкоголя отрицательно влияют на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, ведут к возникновению проблем ментального характера, способствуют возникновению инфаркта миокарда, ишемической болезни, хроническим заболеваниям бронхов и гортани, негативно воздействуют на ЖКТ, способствуют развитию рака.

Комментарии