Игровая деятельность дошкольников

В педагогической литературе утверждается, что игровая деятельность – это главный вид деятельности ребенка. Это, конечно, так, но не совсем. Точнее будет, если сказать, что вся жизнь детей – это игра. Ребенок создает в воображении собственное игровое пространство и не мыслит себя вне его. Он на полном серьезе ведет беседы с игрушками, с персонажами сказок, на самом деле видит их силуэты в своей комнате. Он верит в то, что ночью игрушки оживают, да и не только ночью – достаточно лишь закрыть глазки.

Игровая деятельность должна сопровождать даже самый легкий процесс обучения малыша. И в то же время любая игра, не важно, индивидуальная она или групповая, подвижная или спокойная, ролевая или проводится на словах, является для него и развивающей. Родители и воспитатели должны лишь определить, какие способности и навыки развивают те или иные игры. И уже, исходя из этого, несложно будет подобрать дидактический материал, помогающий закрепить эти навыки.

Считается, что игровая деятельность, направленная на развитие, обязательно должна сопровождаться участием взрослого, планироваться им заранее. Однако как раз спонтанная игра приносит гораздо больше пользы ребенку. Очень важна для развития та игровая деятельность дошкольников, к которой они приступают по собственной инициативе, самостоятельно или вместе со сверстниками. Так ребенок может сам понаблюдать, сделать выводы, применить умения и навыки на практике.

Спонтанная игровая деятельность помогает раскрытию творческих способностей малыша, стимулирует его фантазию. Когда он общается со сверстниками без вмешательства взрослых, то одновременно постигает непростые для него правила детской субкультуры, приобретает неоценимые навыки жизни в социуме. Иногда со стороны может показаться, что малыш просто смотрит в одну точку и мечтает или всего-навсего качает куклу, то есть, с точки зрения взрослых, теряет время попусту. Все же не стоит ему мешать и переключать на занятия более «важные». А вот, когда он сам попросит с ним поиграть, желательно отложить бесконечные домашние дела и уделить ему время.

Бывает, что на подготовку к игре уходит больше времени, чем на само проведение. Это зависит от возраста ребенка, ведь чем он младше, тем меньше способен заниматься одним делом. Концентрация внимания увеличивается с возрастом.

Бывают также периоды, когда ребенок предпочитает играть только самостоятельно или только со сверстниками. Он выбирает ролевые, подвижные игры и не реагирует на просьбы родителей заняться чем-то спокойным и полезным. В таком случае не стоит волноваться и тем более паниковать. Нужно дать ребенку время, и он, усвоив из самостоятельной игры что-то важное, новое для себя, обратится и к развивающим играм, но уже с удовольствием, а не по принуждению.

Встречаются и такие дети, которые словно ничем не интересуются, их невозможно «зажечь», они пребывают в мире своих фантазий. Таких малышей тоже не следует дергать и торопить. Как правило, они догоняют своих сверстников в чтении, счете чуть позже. Если же такой ребенок и будет отставать по какому-то предмету, он обязательно проявит себя в других областях (например, в музыке, пении, танцах, рисовании или в ином виде творчества).

Когда проводится игровая деятельность в детском саду, воспитателю нужно устроить все так, чтобы каждый из участников выиграл хотя бы по одному разу. Если есть возможность победителей наградить, то и призы надо подготовить совершенно одинаковые. В командных играх должно быть равноценное распределение сил. Если дети очень маленькие, в каждую команду должен входить и взрослый участник.

Пока у дошкольников есть время до скучных уроков, воспитатели и родители должны постараться заполнить его познавательными, веселыми играми, интересными событиями и открытиями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.