Директор по маркетингу: должностная инструкция, компетенции, функции, ответственность
Успех компании в большой степени зависит от продаваемости продукции и эффективной маркетинговой стратегии. Поэтому директор по маркетингу занимает далеко не последнее место в руководящем составе организации. Что такое маркетинг? Простыми словами – это попытка понять, чего хочет клиент, чтобы дать ему это.
В большинстве случаев от сотрудника, который претендует на эту должность, требуются определенные личные качества, среди них самыми важными являются умение аргументированно объяснить собственную точку зрения, грамотно говорить и знать деловую этику, а также аналитическое и стратегическое мышление.
Поскольку такая работа напрямую связана с управлением, кандидат должен обладать отличной стрессоустойчивостью, уметь управлять большим числом сотрудников и быть целеустремленным.
Понятие маркетинга
Этот процесс представляет собой прогнозирование потребностей возможных клиентов и удовлетворение спроса потенциальных покупателей путем предоставления им интересующих товаров. Маркетинговая деятельность включает в себя разнообразные исследования, ценовую политику, упаковку, планирование, рекламу, продажи и обслуживание. Что такое маркетинг простыми словами? Это ряд мероприятий, направленный на изучение клиентов и удовлетворение их потребностей.
В компании специалисты по данной сфере выполняют множество функций, и все это с одной целью - сделать продукт максимально полезным и нужным для целевой аудитории. При этом учитывается совершенно все: и финансовое положение покупателя, и его половая принадлежность, и даже сфера его деятельности. На самом деле это огромное количество статистической и аналитической деятельности, благодаря которой потом строятся маркетинговые стратегии и просчитывается эффективность их внедрения.
Требования к кандидату
Компетенции директора по маркетингу включают в себя ряд характеристик, которыми должен обладать человек, чтобы получить должность. Он должен иметь специализированное образование в сфере маркетинга, предпринимательства, менеджмента или социологии. В некоторых компаниях могут принять в штат сотрудника, не имеющего диплома, но при этом он должен более пяти лет проработать на руководящей должности в соответствующей сфере. У него должен быть опыт в постановке маркетинговых функций, задач и контроля их реализации.
Причем учитываются лишь те случаи, где реально был получен значительный результат. От руководителя отдела маркетинга требуется практический опыт проведения маркетинговых исследований всех типов, прогнозирования продаж и ценообразования, в организации рекламной деятельности. Помимо этого, он должен уметь управлять персоналом, минимизировать расходы компании на продвижение продукции, и достаточно часто в компаниях необходимо знание иностранных языков.
Положения
Назначить или уволить специалиста с этой должности может только генеральный директор компании, у которого он находится в непосредственном подчинении. Этот сотрудник является руководителем. В его подчинении находятся отделы маркетинга, рекламы, связи с общественностью, бюро дизайна и прочее, в зависимости от масштаба и сферы деятельности компании, где он трудоустроен. Получить эту должность может дипломированный специалист с пятилетним стажем работы на руководящих должностях в той же сфере, что и компания наниматель. В процессе выполнения своей работы он должен руководствоваться нормативами, актами, уставом компании и инструкцией.
Что должен знать директор по маркетингу
Предполагается, что поступая на работу, сотрудник ознакомился со всеми нормативными и правовыми актами, которые затрагивают его сферу деятельности. В том числе сбыт товаров, предоставление услуг, оценку экономического и финансового состояния рынка, его емкость и структуру.
Он знает все методики, использующиеся для определения платежеспособности спроса на товары, которые выпускает фирма, где он трудоустроен. Он в курсе, как разрабатывать перспективные и текущие планы выпуска продукции и ее реализации на рынке. Он должен знать финансовое, хозяйственное, налоговое и трудовое законодательство, прогрессивные методики сбыта и торговли, уметь определять потребности отрасли деятельности компании и перспективы ее развития.
Другие знания
Должностная инструкция директора по маркетингу предполагает, что он знает методики анализа рыночной конъюнктуры, умеет составлять прогнозы востребованности продукта, разбирается в рекламном деле и умеет заключать коммерческие контракты, доводить информацию о товарах и услугах до потенциальных покупателей. Его знания включают в себя метод анализа мотивации и отношения потребителей к товарам, выпускаемым компанией, где он трудоустроен. Работник должен постоянно быть в курсе, какие изменения происходят в организации реализации товаров и услуг. Помимо этого, от него требуется знания в сфере экономики, психологии и организации труда.
Функции
В задачи директора по маркетингу входит осуществление разработки маркетинговой политики компании. Он осуществляет это, основываясь на результатах проведенного анализа потребительской возможности, спроса на продукцию и прочих важных характеристик. Помимо этого, он занимается составлением текущих и перспективных планов, привлекает к процессу подчиненные ему отделы. В составе плана учитывается масштаб производства, реализация товаров, поиск новых рынков для сбыта изготовляемой продукции.
Директор координирует деятельность всех подразделений относительно сбора и анализа экономических и коммерческих данных, а также снабжает информацией все отделы компании. Также он должен заниматься организацией сбора и анализа данных, касающихся мнения потенциальных клиентов фирмы относительно изготавливаемого продукта. На основе этой информации он готовит предложения, направленные на увеличение конкурентоспособности компании и повышения качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.
Обязанности
Функции директора по маркетингу включают в себя организацию разработки стратегии рекламных кампаний с привлечением средств массовой информации. Он занимается участием компании в выставках, на ярмарках и на прочих мероприятиях, связанных с отраслью деятельности организации с целью информирования потенциальных клиентов и поиска новых рынков для сбыта продукции.
Занимается формированием фирменного стиля, рекламной продукции и ее реализации. Вместе с другими отделами компании занимается анализом и разработкой мероприятий, которые помогут определить, какие технические, экономические и прочие характеристики выпускаемой продукции следует изменить. Это делается для повышения конкурентоспособности товаров и стимулирования их реализации.
Другие функции
Должностная инструкция директора по маркетингу предполагает, что он занимается защитой документации и информации компании, которые принадлежат к конфиденциальным сведениям, в том числе данные о сотрудниках и иные документы, относящиеся к коммерческой тайне. Именно этот сотрудник проводит повышение квалификации работников и влияет на их продвижение по карьерной лестнице на основании их личных заслуг и уровня мастерства.
Он контролирует, чтобы все подчиненные сотрудники соблюдали правила и устав компании, включая инструкцию по охране труда по работам. На основании работы сотрудников компании занимается привлечением их к ответственности или поощрением за хорошо выполненную работу. Он обязан создать все условия, чтобы безболезненно можно было внедрить и использовать передовые маркетинговые технологии. Также он занимается их совершенствованием и оптимизацией. Сотрудник координирует планирование и отчетность работы отдела маркетинга.
Другие обязанности
Должностная инструкция директора по маркетингу предполагает, что он распределяет задания между подчиненными и контролирует их своевременное и качественное выполнение. Он должен постоянно следить за передовым опытом в сфере своей деятельности и уметь его обобщать и внедрять в качестве инструмента в компании, где он трудоустроен. В его обязанности входит консультирование других сотрудников компании по вопросам, связанным с маркетинговой политикой организации.
Помимо этого, руководитель отдела маркетинга обязан вести всю документацию, в том числе своевременно делать отчеты и представлять их руководству и прочим должностным лицам, которые могут их просматривать с учетом своих полномочий. Эта должность подразумевает, что при необходимости сотрудника могут привлечь сверхурочно выполнять свои обязанности, но не выходя за рамки, предусмотренные трудовым законодательством. В случае необходимости этот работник замещает своего руководителя, принимая на себя его обязанности и полномочия. Но только в том случае, если поступило соответствующее распоряжение.
Права
Как предполагает должностная инструкция директора по маркетингу, в права этого работника входит принятие решений, направленных на надлежащее выполнение маркетинговых работ и обеспечение деятельности подчиненных ему подразделений в пределах компетенции. Его могут привлечь к ответу за материальный ущерб компании, где он трудоустроен, в случае, если он возник по вине его действий и принятых им решений.
Такой сотрудник имеет право предлагать руководству поощрить или привлечь к ответственности работников компании и в пределах своих полномочий самостоятельно принимать подобные решения. Также он вправе составлять и корректировать инструкцию по охране труда по работам. Сотрудник может предложить руководству обеспечить дополнительное материальное или техническое обеспечение, если это необходимо для повышения эффективности работы отдела маркетинга. Также он вправе принимать участие в рассмотрении вопросов маркетинга коллегиальными органами.
Ответственность
Сотрудник, занимающий эту должность, ответственен за надлежащее выполнение своих обязанностей и своевременное завершение возложенных на него задач. Его могут привлечь к ответу за превышение своих полномочий или использование их в личных целях, за предоставление руководству недостоверной информации о своей трудовой деятельности или работе подчиненных, или если он не принял меры, чтобы предотвратить нарушение правил и стандартов, принятых в компании.
Ответственность директора по маркетингу также включает в себя обеспечение надлежащего выполнения работ по составленному маркетинговому плану. Он должен следить за исполнением подчиненными трудовой дисциплины, а также обеспечивать своим сотрудникам безопасные условия труда и выполнение правил трудовой безопасности. Также его могут привлечь к ответственности за разглашение конфиденциальной информации, нарушение коммерческой тайны и недолжное обеспечение сохранности важной документации.
Работу начальника оценивает его непосредственный руководитель и специальная аттестационная комиссия на основании документов, отражающих результаты его деятельности.