Тимур Новиков – петербургский живописец и график, великий деятель современного искусства, организатор выставок, а также музыкант, внесший большой вклад в искусство и основавший Новую Академию Изящных Искусств. Он прожил длинную и удивительную жизнь, оставив после себя огромное наследие. Многие даже не подозревают, сколь много он сделал для отечественной культуры и, в частности, изобразительного искусства.
Детство
Тимур появился на свет 24 сентября 1958 года в городе Ленинграде. Рос будущий художник под надзором родной матери Галины Васильевны. Отца мальчик никогда не знал. В школьные годы Тимур Петрович Новиков стал ходить в кружок рисования, который был организован в Доме пионеров.
В 1967 году в возрасте 9 лет он демонстрирует свои работы на своей первой художественной выставке детского рисунка в Нью-Дели. Уже через год он переезжает на Новую Землю, но спустя 4 года семья возвращается в родной Ленинград. Позднее художник вспоминал, что природа Крайнего Севера оказала на него большое влияние. И это отразилось на его творчестве и восприятии окружающего пространства.
Первые творческие шаги
В 1973 году он становится членом Клуба юных искусствоведов, организованном при Русском Музее СПб. Вскоре Тимур поступает в техникум, где изучает технологии лаков и красок. В 1975 он покидает стены заведения по собственному желанию.
Будучи убежденным пацифистом, Тимур отказывается от армии. Вместо этого, в 1976 он присоединяется к Клубу юных любителей искусства при Эрмитаже. В этот период Новиков пишет первые картины. Он работает не только в одиночку, но и сообща с другими творцами.
Так, он объединяется с единомышленником Олегом Котельниковым и сформировывает ансамбль «Монстерз».
В 1977 году Тимур Новиков вступил в авангардистскую группу «Летопись», сформированную Борисом Кошелоховым. Будучи членом группировки, Новиков принял участие в своей первой выставке-квартирнике.
Самостоятельное развитие
В 1978 году художник Тимур Новиков воплощает в жизнь дебютный кураторский проект. Он арендует помещения у закрытой церкви Шестаковской Божьей Матери, где обустраивает мастерские. Уже 2 июня он курирует собственную квартирную выставку. На ней можно было встретить как работы молодых художников того времени, так и картины Тимура Новикова.
Через два года художник вновь объединяется со своим старым другом, чтобы вместе открыть квартирную выставку. Галерея «Асса» Тимура Новикова и Олега Котельникова находилась на ул. Воинова, д. 24. Она располагалась в коммунальной квартире, которую снимали художники, но к 1987 году квартирник прекратил существование.
Позднее Тимур заводит в Москве знакомство с художницей Марией Синяковой-Уречиной. Общие интересы и крепкая дружба сплотили их. Впоследствии Мария вручила Тимуру право называться Председателем земного шара – это прозвище прочно закрепилось за ним в узких кругах.
В 1981 году Тимур примыкает к союзу неофициальных художников Ленинграда. Уже через год на первой выставке клуба в ДК им. Кирова в паре с Иваном Сотниквым – художником-современником – он устраивает скандальную акцию: экспонирует фанерный щит с дырой. В 2014 фильм «Ноль-объект» о Тимуре Новикове вышел в свет – это яркое название созвучно наименованию той самой акции, которая принесла художнику известность.
«Новые художники»
Но на этом успехе Тимур не остановился. В 1982 году он формирует группу «Новые художники», членами которой стали Олег Котельников, Георгий Гурьянов, Иван Сотников, Евгений Козлов и Кирилл Хазанович. Стиль этой художественной группы был созвучен таким западным движениям, как «Новые Дикие» из Германии, а также «Трансавангард» из Италии, французским «Фигурасьон Либр» и «Ист Вилледж» из США.
«Новые художники» придерживались таких явлений в искусстве, как «новый романтизм», «новая фигуративность», «новая волна». Тимур Новиков и его единомышленники стремились привнести в изобразительное искусство нечто новое, расширить границы общепринятых стандартов.
1985 – год образования Новой Академии Всеческих Искусств. В названии Тимур использует позаимствованное у футуристов слово «всечество», что делает отсылку к русскому авангарду. Таким образом, новое объединение стало связывать себя с этим течением, яркими представителями которого была подруга Новикова Мария Минякова-Уречина, а также Мария Спендиарова и Татьяна Глебова, к слову, написавшая превосходный портрет Тимура Новикова. Но «Новые художники» стояли несколько в стороне от чистого авангарда: их выделяло, в первую очередь, отсутствие серьезной теоретической базы.
Помимо основателей этого объединения, в нее также включались: Евгений Юфит, Виктор Черкасов, Вадим Овчинников, Сергей Бугаев, Инал Савченков, Олег Маслов, Андрей Медведев, Андрей Крисанов, Владислав Куцевич, Олег Маслов и знаменитый Виктор Цой.
«Новые художники» быстро стали популярны и были у всех на слуху. К тому же, группа проводила совместные акции с легендарными западными художниками, такими как Джон Кейдж, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол.
Кино и музыка
Художник прославился не только благодаря выставкам. Тимур Новиков также увлекался музыкой, и имел некоторые успехи и в этой сфере. В 1983 году он создал авангардистскую группу «Новые композиторы». В это же время Новиков сотрудничал с оркестром Сергея Курехина, названным «Популярная механика».
И также с 1985 года Тимур работал с рок-клубом в качестве организатора концертов еще совсем молодой группы «Кино». А еще Новиков взял на себя роль художника-оформителя, который создавал неповторимую атмосферу выступлений. В 1987 году он даже пригласил талантливого модельера Константина Гончарова поработать над сценическими образами членов группы, в которую входил Цой, Каспарян и Гурьянов. Таким образом, Новиков много трудился над имиджем "Кино", наложив на него собственный отпечаток, отличающийся изысканным вкусом и пониманием психологии зрителя.
Примерно в то же время Новиков занимался и «Новыми художниками»: они ставили перформансы «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Идиот» и «Балет трех неразлучников» по мотивам Даниила Хармса с музыкой В. Веричева и В. Алахова. Группа также пробовала себя в кинематографе. Они работали в таких направлениях, как «некрореализм» и «параллельное кино» — многие эксперименты вышли крайне удачными и любопытными.
Творческие группы под началом Тимура Новикова были в целом весьма плодородными и многосторонними: участники также занимались музыкой и литературой, «новой критикой» и даже изобретали новые музыкальные инструменты, такие как, например, утюгон.
В 1987 году Тимур принимает участие в создании фильма «Асса», снимаясь в нем и участвуя в качестве художника-постановщика. Сотрудничая с режиссером Сергеем Соловьевым, он получил первую в истории премию за художественное оформление в советском кинематографе.
Тимур Новиков, вообще, стал одним из первых медиа-художником в Советском Союзе, став идеологом «Пиратского Телевидения», а позднее, в 1999 – режиссером-постановщиком таких известнейших картин, как «Кошмар модернизма» и «Золотое сечение». Кроме того, Новиков поучаствовал в съемках фильма «Два капитана-2», снятого Сергеем Дебижевым в 1992 году.
Тимур ни на шаг не отставал от своего времени: он принимал участие в создании рейва и клубного движения, в таком небезызвестном месте как Фонтанка-145. И также он стал одним из основателей «Гагарин пати» на ВДНХ, первое из которых произошло в 1991 году.
Свободный университет
Зимой 1988 года открылся Свободный университет, преподавателем в котором стал Тимур Новиков, а также Борис Юхананов и Сергей Курехин. Данное заведение располагалось в Центральном лектории объединения «Знание». На одном из заседаний Свободного университета Новиков заявил, что берет «курс на классику», таким образом провозглашая неоакадемизм продолжением так называемого техницизма искусства.
Тимур предпринял попытки применить новые формы в создании классического по содержанию и академического по форме искусства. Академизмом художник называл умение использовать в работе различные приемы художественного ремесла, в то время как неоакадемизм, по его мнению, – это преображенная форма искусства, включающая как использование традиционных методов, так и вкрапления новых технологий и современного содержания.
В 1990 году в Русском музее СПб прохошла выставка «Территория искусства», где он выставил свое панно «Нью-Йорк ночью». Позднее он вместе с Дуней Смирновой организовал выставку совместно с конференцией «Молодость и красота в искусстве», в которой поднял вечные темы эстетики, смерти и бессмертия, близкие каждому человеку. Вместе с Сергеем Бугаевым, носившим кличку Африка, а также Иреной Куксенайте, Виктором Мазиным и Олесей Туркиной он учредил журнал «Кабинет», в котором художники освещали важные для искусства того времени темы, поднимая новые вопросы о творчестве.
С возрастом Новикова все сильнее заботили политические темы. Имея тонкую душевную натуру, Тимур проникся громкими мировыми событиями и создал две политические инсталляции, посвященные американско-иракской войне: «Обстрел Багдада» и «Разлив нефти в Персидском заливе». Это не просто творчество, а настоящий диалог с обществом, политикой и миром – это сообщение, крик души о невыносимом ужасе войны.
Дворцовый мост
Летом 1990 года Тимур со своими коллегами пробует себя в Первой выставке на Дворцовом мосту, которую организовал Иван Мовсесян. Выставка ярко отразила идею о стремлении художников к акциям: теперь они хотят непросто творить, они хотят говорить, сообщать миру собственные мысли. Участники события создавали работы специально для данной экспозиции, в соответствии с предлагаемым городским пространством. Работы, представленные на этом мероприятии, были сохранены в собрании Музея «Дворцовый мост».
Еще через год Новиков принимает участие и во Второй такой выставке, где демонстрирует монументальное панно «Борцы». В выставке также поучаствовали сам Мовсесян, организатор выставки, Гурьянов, Тузов, Егельский и Ольга Комарова.
Неоклассика
В творчестве Новиков нередко прибегал к образности неоклассики, нарочито усиливая фактурные и декоративные эффекты. Художник делал отсылки к искусству 80-х годов, изящно подчеркивая идеи того времени. В новом периоде классические взгляды Новой Академии легко уживался с красочностью жизни людей в 90-е.
В конце 80-х Новиков навсегда бросил живопись. Будучи под влиянием эстетических воззрений своего товарища, модного дизайнера и художника Константина Гончарова, он отошел от «экспрессивного рисования» к совершенно новой для себя технике – текстильному коллажу. Тимур применял минималистичные трафареты, как можно сильнее упрощая свои работы, сводя их к разделению плоскости и установке на ней небольшого символа. Этот прием делал его творчество более абстрактным и вместе с тем глубоким. Отходя от академической точности, Новиков обращался к интуитивной образности, которая вторила современным воззрениям на искусство того времени.
Серия «Горизонты» Тимура Новикова, созданная в этот период, имела громкий успех и широкую огласку. Отголоски этих идей ныне нашли воплощение в настоящее время: мотивы произведений Новикова ныне применяются в оформлении одежды, такой как, например, свитшоты.
Новые идеи
В 1991 году Тимур Новиков провел выставку «Неокадемизм» в Русском музее. Участие в выставке приняли все те же Гончаров, Гурьянов, Бугаев и Егельский. Тимур экспонировал свою работу «Нарцисс», а также «Аполлон, попирающий красный квадрат». Гончаров же продемонстрировал зрителям «Рыцарские плащи», которые выглядят как просторные плащи из бархатистого материала, декорированные экстравагантными вставками из открыток.
Начиная с этого времени Новиков стал активно использовать фотографии и открытки с репродукциями классической живописи. И также после этой выставки Тимур стал прибегать к образам греческих божеств, которые, по его мнению, символизировали «живую силу творчества». На его произведениях стали появляться Афродита, Аполлон, Эрос. Целая серия картин была посвящена истории Амура и Психеи.
В творчестве художника стали мелькать великие эстеты с тяжелой судьбой – Оскар Уайлд, Людвиг Баварский. В их честь были даже проведены отдельные выставки «О красоте», «Тайный культ», «Риджина», «Людвиг Второй Баварский и «Лебединое озеро», «Лебединая песня немецкого романтизма».
НАИИ
К 1993 году неоакадемисты объединились в институт «Новой академии изящных искусств». В него вошли сам Новиков, а также Медведев, Гурьянов, Тузв и Егельский, которые получили звания почетных профессоров. НАИИ заняла помещения в ныне легендарном местечке по адресу Пушкинская, 10.
Здесь же прошли выставки профессоров – Ольги Тобрелутс (в девичестве Комаровой), Герьянова, Беллы Матвеевой, а также Маслова, Гончарова, Егельского и Кузнецова. Также показы работ здесь организовали студенты НАИИ Егор Остров и Станислав Макаров.
К 1995 году Тимур Новиков переехал в Берлин, где не прекратил свою творческую деятельность. Он организовал выставку «Закат немецкого романтизма», которая также имела название «Архитектура в Третьем Рейхе». Она была основана на проектах монументов на границах Третьего Рейха. Однако скандальную выставку закрыли по велению цензуры.
В 1997 году Тимур уже вернулся в Россию и продолжил активную деятельность. Он устраивал праздник неоакадемизма в Павловском дворце. Музыку для мероприятия исполнял композитор и музыкант Брайан Ино.
В то же время художник формировал учебные классы НАИИ в Михайловском замке. И также он принимал участие в создании Европейского общества классической эстетики с участием профессора Александра Зайцева. Таким образом, Тимур не забывал о своем детище, регулярно прилагая усилия к его развитию.
Поздняя деятельность
В 1998 году Тимур стал основателем «Института Истории Современного искусства» и организации «Художественная Воля», которые выступали за сохранение новейшей художественной культуры. Вместе с Андреем Хлобыстиным он учредил газету «Художественная воля» и журнал «Сусанинъ».
В этот период художник поменял взгляды в сторону консерватизма, утверждая, что классика – форма воспевания российской государственности. Таким образом, он объявил необходимость укрепления репутации Петербурга как культурной столицы, при этом не конкурируя с международными центрами современного искусства, такими как Нью-Йорк или Лондон. В 90-е Новиков занялся преимущественно издательской деятельностью.
23 мая 1998 года на 7-м форте Кронштадта НАИИ Тимур совместно с «Художественной волей» провел художественную акцию памяти. В пустом форте они устроили «Сжигание сует» в честь 500-летия казни Савонаролы на флорентийской Пьяцца Синьория. Во время акции живописцы жгли свои картины.
Последние годы
Во время поездки в Америку в 1997 году художник тяжело заболел. Болезнь привела к потере зрения. Несмотря на этот тяжкий недуг, он продолжил руководить Новой академией, а также проводить лекции в СПбГУ и других крупных учебных заведениях города. Кроме того, Тимур являлся ведущим передачи «Новая Академия» на радиостанции «Порт FM», на которой популяризируется классическая музыка. Часть своей художественной коллекции он передал Русскому музею и Эрмитажу.
В 2001 году Тимур участвовал в выставке «Между землей и небом», посвященной неоклассическим тенденциям в современном искусстве, которая была проведена в Бельгии, Остенд.
Смерть
В свое время многие современники задавались вопросом, от чего умер Тимур Новиков. Этот деятельный, активный, творческий человек не рисковал жизнью понапрасну, не прожигал годы, и даже не сдался после того, как полностью ослеп. Но скоропостижно скончался великий деятель искусства от банальной пневмонии 23 мая 2003 года. Захоронен Новиков на Смоленском кладбище в родном Санкт-Петербурге.
Не статья, а гавно какое-то!
Перепишите пожалуйста. Я знаю и знал всех этих людей. Моя почта, если вдруг, slons_i@mail.ru