В наше время под транспортной безопасностью в первую очередь понимается предупреждение терроризма. Обусловлено это тем, что в мире участились террористические акты. По этой причине и были сформированы компетентные органы. О них и расскажем.
Понятие
Прежде чем рассказывать о компетентных органах в области обеспечения транспортной безопасности, разберемся с понятием.
Итак, транспортная безопасность — состояние, когда происходит защита транспортных средств и объектов инфраструктуры транспорта от незаконного вмешательства.
Кроме этого, есть еще понятия, которые раскрывают определение безопасности транспорта. Это:
- Система осуществления целей государственной безопасности в транспортном комплексе.
- Система, которая противодействует, предупреждает, пресекает преступления, в том числе террористические акты, в транспортной области.
- Система, которая направлена на повышение экоустойчивости транспортной системы и экобезопасности перевозок.
- Система, предупреждающая чрезвычайные происшествия техногенного или природного характера на транспорте.
- Система, которая минимизирует или не допускает моральный ущерб, возникающий от чрезвычайных происшествий или преступлений.
Системой все называется потому, что только комплексные действия приносят результат.
Кого защищает
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности призваны защищать:
- Владельцев транспортных средств.
- Пассажиров.
- Пользователей и владельцев транспортных средств.
- Перевозчиков и получателей грузов.
- Работников транспортного комплекса.
- Окружающую среду от угроз транспортного комплекса.
- Бюджет и экономику страны.
Кроме того, компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности обязаны формировать:
- Безопасную перевозку багажа, груза или грузобагажа.
- Безопасные условия проезда для пассажиров, а точнее, для их жизни и здоровья.
- Экономическую безопасность.
- Безопасность эксплуатации и функционирования средств транспорта и объектов.
- Информационную безопасность.
- Экологическую безопасность.
- Санитарную безопасность.
- Пожарную безопасность.
- Постоянную готовность всех ветвей транспортного комплекса.
- Ядерную, бактериологическую, радиационную и химическую безопасность.
Так как причины происшествий имеют разный характер, то и угрозы транспортной безопасности появляются не только снаружи, но и внутри системы. Разберемся же в том, что считать угрозами.
Угрозы безопасности
Что считать угрозами? Угрозой считается противоправное действие или намерение его совершить, сюда же относятся процессы техногенного или природного характера, которые препятствуют реализации государственных интересов, интересов личности в транспортной области. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности должны распознавать эти угрозы и предотвращать их.
К угрозам относятся:
- Случаи незаконного вмешательства в работу транспорта. Например, это может быть телефонный терроризм, разборка железнодорожных путей. Иными словами, все действия, которые направлены на причинение вреда жизни пассажиров, здоровью, а также ущерба транспортной сфере.
- Диверсионные и террористические акции. Захват морских или воздушных судов, взрывы в аэропортах, вокзалах и прочих местах также относятся к этой категории.
- Криминальные действия, которые направлены против жизни и здоровья пассажиров.
- Криминальные действия, которые направлены против грузов.
- Внеплановые происшествия, например, аварии. Они обусловлены технической изношенностью транспортных средств, а также нарушением требований по экологической безопасности и природными факторами, которые и создают аварийную обстановку с последующими человеческими жертвами и материальным ущербом.
Соответственно, все силы транспортной безопасности должны быть брошены на предупреждение или ликвидацию последствий.
Задачи транспортной безопасности
Какие же задачи у органов в этой области и на что должны быть брошены силы транспортной безопасности?
- Правовое регулирование в области безопасности транспорта.
- Выявление угроз совершения незаконного вмешательства.
- Объективная оценка уязвимости технических средств и объектов инфраструктуры транспорта.
- Разделение на категории транспортных средств и объектов инфраструктуры.
- Разработка и осуществление требований по организации транспортной безопасности.
- Подготовка специалистов для работы в этой сфере.
- Осуществление надзора и контроля в сфере безопасности транспорта.
- Научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение безопасности транспорта.
Законом о транспортной безопасности определены принципы, которые должны соблюдать компетентные органы. К ним относятся:
- Соблюдение интересов личности, государства и общества в равной степени.
- Законность.
- Непрерывность.
- Взаимная ответственность общества, личности и государства в этой сфере.
- Взаимодействие органов госвласти, местных органов самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры.
Что должны делать компетентные органы
Законом о транспортной безопасности определена сфера деятельности органов, которые осуществляют транспортную безопасность.
Итак, они должны:
- Обеспечивать транспортную безопасность объектов инфраструктуры, транспортных средств.
- Проводить оценку уязвимости объектов инфраструктуры. Порядок, в котором органы транспортной безопасности это делают, установлен федеральным органом исполнительной власти. Оценку уязвимости проводят специальные организации в том порядке, что установил федеральный орган.
- Органы транспортной безопасности обязаны также утвердить результаты проверки и не разглашать их. Так как эти сведения относятся к государственной тайне.
- Разделять объекты транспортной инфраструктуры и вносить их в реестр. Также этот реестр необходимо вести.
- Разрабатывать планы обеспечения инфраструктуры и транспортных средств.
- Реализовывать эти планы как самостоятельно, так и с органами местного самоуправления.
Какие органы осуществляют транспортную безопасность
Компетентными органами в области транспортной безопасности являются:
- Росавтодор. Это федеральное дорожное агентство.
- Росавиация — федеральное агентство воздушного транспорта.
- Росжелдор. Это федеральное агентство железнодорожного транспорта.
- Росморречфлот — федеральное агентство речного и морского транспорта.
- Ространснадзор. Федеральная служба, которая осуществляет надзор в области транспорта, а также проводит проверки обеспечения безопасности физическими и юридическими лицами.
- Органы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
На последнем остановимся подробнее.
Орган аттестации
Органы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности — это органы, имеющие компетенцию в области безопасности транспорта. Имеют территориальные подразделения. Сюда же относятся организации, которые имеют право проводить аттестацию сил безопасности транспорта. Такие организации находятся в ведении компетентных органов в этой сфере.
Орган аттестации по транспортной безопасности проводит аттестацию для того, чтобы выявить соответствие знаний, навыков, а также личностных качеств работе в сфере безопасности транспорта.
Аттестация проводится один раз в пять лет, если необходимо проверить:
- Работников субъекта транспортной сферы, которые отвечают за обеспечение безопасности.
- Других работников транспортной сферы, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности.
Органы аттестации сил транспортной безопасности могут проводить процедуру и раз в три года. И вот в каких случаях:
- Для работников сферы транспортной безопасности, занимающих руководящие должности.
- Для работников инфраструктуры, которые включены в группу быстрого реагирования.
- Для тех работников, которые осуществляют досмотр, а также повторный или дополнительный досмотр.
- Для работников, которые осуществляют собеседование или наблюдение.
- Для тех работников, которые управляют техническими средствами обеспечения безопасности транспорта.
По результатам проверки выдается свидетельство об аттестации.
Кроме того, аттестация проводится и при приеме на работу. Есть перечень требований, которым необходимо соответствовать кандидату, иначе его просто не примут. Кто не может рассчитывать на работу в сфере транспортной безопасности:
- Человек, который имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
- Кандидат, который состоит на учете в медицинском учреждении по причине алкогольной, наркотической зависимости или психического заболевания.
- Человек, который был уволен с госслужбы или досрочно прекратил свои полномочия. Это относится к бывшим работникам судебных или правоохранительных органов, которые были отстранены от деятельности в связи с дисциплинарным проступком или проступком, который опорочил честь служащего или стал причиной утраты доверия к нему. Правило действует лишь в том случае, если после увольнения не прошло трех лет.
- Человек, который по результатам проверки не может быть допущен к деятельности, которая непосредственно связана с объектами, представляющими высокую опасность для здоровья и жизни людей и окружающей среды.
Список должностей, профессий и работ, которые связаны с обеспечением транспортной безопасности, устанавливает правительство нашей страны.
Как проводится аттестация
Орган аттестации транспортной безопасности начинает проверку только после того, как будет подано заявление на проведение аттестации. Его может подать субъект транспортной сферы или юридическое лицо, которое имеет аккредитацию как подразделение безопасности транспорта. Заявителем может стать и юридическое лицо, которое только претендует на подобную аккредитацию.
Так как аттестационные отделы есть не во всех городах, то орган оказывает выездные услуги с предоставлением заказчиком необходимых условий для проведения проверки.
Проверка проходит в несколько этапов, про которые мы и расскажем.
- Подача документов. Заявитель предоставляет в аттестационный орган набор документов, которые соответствуют девятому пункту правил аттестации.
- После чего начинается проверка персональных данных и документов и их обработка. Документы проверяются службой в течение трех дней. Некоторые категории сил проверяются в течение сорока пяти дней. Согласно результатам проверки, заявителя информируют о том, что необходимо заключить договор на проведение аттестации. Делается это для того, чтобы можно было решить, допускать аттестуемых к прохождению проверки или нет.
- Следующим шагом и будет принятие решения о допуске. Если все условия выполняются, то орган аттестации решает допустить человека к прохождению проверки. Чтобы работник прошел проверку, нужно заключение ОВД о возможности допуска, отсутствие ограничений на выполнение работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, полное соответствие пакета документов заявленному списку, наличие договора с органом аттестации. Если принято решение о прохождении аттестации, то каждому человеку присваивают идентификационный номер, по которому и проводится проверка.
- Сколько будет проверок, зависит от того, какую категорию сотрудников проверяют. Если речь идет о проверке личностных качеств отдельных органов в области обеспечения транспортной безопасности, то проводится психофизиологическое обследование сотрудников. В процессе определяют важные для работы качества и наличие риска общественно опасного поведения. Согласно результатам проверки, человека либо допускают к дальнейшим ступеням, либо нет. Следующей проверкой будет соответствие физической подготовки сотрудников. Испытуемые выполняют физические упражнения, и их результаты проверяют на соответствие нормативам. Результатом такой проверки станет допущение или недопущение к дальнейшим проверкам. Третьим этапом будет проверка умений, знаний, навыков сотрудников. Проводится тестирование, в котором сотруднику нужно будет ответить на пятьдесят вопросов с несколькими вариантами ответа. Также билет содержит два практических задания, которые необходимо решить. По результату последней проверки аттестационный орган решает, соответствует сотрудник нормам или нет.
- Последним этапом становится выдача свидетельства об аттестации. Важно знать, что все свидетельства заносятся в реестр органов аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
Сертифицирующий орган
Сертифицирующим органом по транспортной безопасности является ФКУ НПО «СТиС» МВД России.
Что он делает:
- Утверждает сертификаты соответствия.
- Утверждает способы проведения сертификационных испытаний техсредств, требований к ним.
- Рассматривает жалобы.
- Обеспечивает распространение информации о проведении сертификации.
Чтобы сертификация была проведена, нужно написать заявление на проведение. Оно должно быть написано на имя руководителя учреждения. Далее нужно подать заявку и предоставить в учреждение конструкторскую документацию. Орган сертификации по транспортной безопасности рассмотрит заявку и вынесет решение.
Необходимо иметь при себе и документы, которые подтверждают качество транспортного средства. Заявление нужно оформить в одном экземпляре и ждать в течение семи дней. После того как орган принял положительное решение по транспортному средству, он отправляет заявителя в испытательную лабораторию. Испытания проходят в течение тридцати дней. После того как испытания закончились, в течение трех дней составляют протокол испытаний, он должен быть в трех экземплярах. Один из них оставляет себе испытательная лаборатория, а два других передают в сертификационный орган. Потом в этой же форме передачи информации компетентным органам транспортной безопасности и происходят дальнейшие действия.
Федеральный орган
Этим органом является Министерство транспорта нашей страны. Оно осуществляет контроль и координацию этой области, а также разрабатывает нормативно-правовое регулирование и соблюдает государственную политику.
Кроме того, федеральный орган транспортной безопасности контролирует федеральные службы по обеспечению безопасности и федеральные агентства. К службам относятся Росавиация, Росжелдор, Ространснадзор, Росморречфлот, Росавтодор.
Что касается нормативно-правового регулирования, то эти действия напрямую затрагивают аттестующие организации сил обеспечения, субъектов транспортной безопасности и специализированные организации в области безопасности транспорта.
Заключение
Мы разобрали с вами, что такое компетентные органы в сфере безопасности транспорта. Как видите, работа эта очень ответственная и довольно-таки сложная. Ведь на кону не просто технические средства, а жизни и здоровье людей, а также состояние окружающей среды.
Компетентные органы наделены многими полномочиями, но обязанностей у них еще больше. Аттестация же проходит именно для того, чтобы можно было оставить только надежных и квалифицированных сотрудников. Они смогут показать результат работы, чего не скажешь о работниках, которые не имеют достаточных знаний или физической подготовки.
По этим же причинам и были введены требования при приеме на работу. Ведь не может же осужденный распоряжаться жизнью и здоровьем людей. Так же, как и не может этого делать человек с зависимостями или психическими отклонениями или который ранее уже совершал серьезные проступки.
Хочется сказать, что люди, которые обеспечивают транспортную безопасность, достойны искреннего восхищения. Ведь именно они делают так, чтобы мы ездили и летали на качественных техсредствах и живыми добирались из одного пункта в другой. Низкий поклон им за это, безграничное уважение и почтение.