Основная инструкция по охране труда для механика автотранспорта на предприятии
Каждая профессия имеет свои достоинства и недостатки. И каждая профессия по-своему сложна, трудоемка, энергозатратна, просто условия труда могут существенно отличаться. Так, работа одного специалиста может быть максимально безопасной и защищенной от возникновения непредвиденных ситуаций, а специфика труда другого мастера тем временем может быть обусловлена такими обстоятельствами, которые способны сопровождаться возможными угрозами и опасностями.
Как раз к такой специфике и относится работа мастера по ремонту автотранспорта – механика. Инструкция по охране труда для главного или рядового инженера-техника на производстве предусматривает массу требований к подготовке рабочего процесса, непосредственному выполнению должностных обязанностей и окончанию трудовой деятельности. Это вызвано тем, что рабочее оборудование электрифицированного и механизированного характера может представлять реальную угрозу в случае неправильной его эксплуатации. Кроме того, причиной возникновения аварийной ситуации может быть банальная халатность механика. Инструкция по охране труда для инженера ремонтно-монтажных работ с автотранспортом на предприятии в данном случае служит своеобразным руководством, помогающим специалисту обезопасить условия своей трудовой деятельности и свести к минимуму риски получения производственных травм.
Условия труда и задачи автомеханика на предприятии
Для того чтобы понимать, какая опасность угрожает автомеханику при работе с различными механическими инструментами и электроприборами, необходимо иметь представление о выполняемых им функциях, прописанных непосредственно в его должностной инструкции. Охрана труда для механика по ремонту, оборудованию и техническому обслуживанию автотранспортных средств предусматривает соблюдение всех правил безопасности и всех норм эксплуатации приборов, что дает возможность свести к минимуму причины возникновения несчастного случая. Что входит в функциональные обязанности механика автотранспортных средств?
- Ходовая часть: обслуживание и ремонтные работы.
- Двигатели внутреннего сгорания (ДВС): ремонт, мойка.
- Форсунки инжекторных двигателей: промывка, обслуживание.
- Коробка переключения передач: ремонтные работы.
- Топливная аппаратура: ремонт бензобака.
- Ремонт антиблокировочной системы тормозов (ABS).
- Настройка и подгонка подушки безопасности (SRS).
- Обслуживание системы управления пробуксовкой колес (EDS).
- Поддержка многорежимной трансмиссии (SUPER SELECT).
- Обслуживание агрегатов и узлов.
- Монтажные работы, регулировка развала-схождения.
- Работы по балансировке и шиномонтажу.
- Услуги по установке защиты картера.
- Проведение технического обслуживания.
- Фиксация выполненных работ в рабочем листе и многое другое.
Любой автогараж с предоставлением соответствующих услуг предусматривает присутствие нескольких специалистов данной категории на объекте. Более того, каждое предприятие, в распоряжении которого на балансе учитывается определенное количество транспортных средств, также содержит в штате сотрудников данной категории в лице одного или нескольких механиков и главного механика. Инструкция по охране труда для каждого специалиста монтажно-технического отдела предполагает изучение работниками каждого из ее разделов. В разделах излагаются сведения об общих положениях, правилах подготовки рабочего места, обязательности определенных действий в момент непосредственного проведения монтажно-ремонтных работ и норм поведения на момент окончания выполнения работы. Помимо всего прочего, отдельным разделом выведена информация о правилах поведения при аварийных ситуациях.
Общие положения
Первоначальную опасность в себе может нести трудовой инвентарь и специальное техническое оборудование. Типовая инструкция по охране труда для механика автотранспорта начинается с общих положений. Они включают в себя перечень тех пунктов, ознакомление с которыми обязательно для каждого специалиста, занявшего эту должность на предприятии.
- Прием на работу мастера по техническому монтажу автомобильного транспорта предусматривает достижение соискателем восемнадцатилетия. При этом он должен в обязательном порядке пройти медицинский осмотр, где в заключении будет зафиксировано отсутствие каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья.
- Занятие должности механика подразумевает наличие третьей и выше группы допуска по части электробезопасности. Специалист должен пройти вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, а также быть знаком с безопасными методиками ведения работ.
- Будущий работник проходит стажировку на конкретном рабочем месте с обязательной сдачей теоретических знаний. Это своеобразная проверка новой штатной единицы руководством автотранспортного предприятия. Кроме того, регулярный инструктаж по охране труда сотрудник отдела автомеханики должен проходить не реже, чем раз в полгода, и не реже, чем раз в год он должен проходить медосмотр в поликлинике – данные решения предусмотрены приказом Минздравсоцразвития № 302Н, утвержденным 12.04.2011 г.
- Кроме плановых инструктажей, механик обязан проходить внеплановые, которые могут быть обусловлены изменением технологических процессов, корректировкой правил по охране труда, заменой или совершенствованием одного из автомобилей, его деталей и специфических приспособлений, а также изменениями условий труда на рабочем месте.
- В своей непосредственной трудовой деятельности автомеханик обязан руководствоваться правилами внутреннего штатного распорядка и соблюдать требования инструкции по охране труда, а также пункты положения о мерах пожарной и электробезопасности.
- Выданные в распоряжение штатного работника средства индивидуальной защиты и элементы спецодежды должны использоваться им исключительно по назначению. Помимо этого, выданный инвентарь и рабочая экипировка требуют бережного к ним отношения и соответствующего приведения в порядок по мере необходимости (чистка, мойка).
- После осуществления трудовой деятельности обязательным фактором является соблюдение мер предосторожности в плане личной гигиены: остатки средств, используемых механиком в процессе работы, должны быть тщательно смыты мылом, особенно перед приемом пищи, что принципиально важно.
- Сотрудник отдела автомеханики обязан быть в курсе месторасположения аптечки, инвентаря для пожаротушения и уметь ими пользоваться в случае возникновения аварийных ситуаций. Кроме того, он, как и любой другой работник предприятия, должен быть ознакомлен с базовыми понятиями оказания первой помощи.
Помимо всего прочего, согласно типовой инструкции по охране труда для механика автомобильного транспорта, как, в принципе, и в любой другой сфере деятельности, связанной с ремонтно-техническим обслуживанием, непозволительно покидать свое рабочее место, не имея на то разрешения главного механика. Рядовой сотрудник не должен также выполнять ту работу, которая ему не поручена руководством. Запрещается курить или принимать пищу в рабочее время на рабочем месте – это делается исключительно в отведенных для этого местах: курить дозволено в курилке, обедать – в столовой или специальной комнате для приема пищи.
Факторы, несущие в себе угрозу
На самом деле существует ряд всевозможных моментов, которых техническому специалисту по транспорту стоит остерегаться, выполняя свои непосредственные обязанности. Их перечень также прописан в основной инструкции по охране труда для механика гаража. Опасность представляют такие аспекты:
- перемещающиеся механизмы и машины, а также движущиеся части рабочего оборудования;
- чрезмерно высокая или низкая температура самого оборудования и материалов, с которыми приходится работать механику (карбюратор, инжектор, запчасти двигателя);
- высокое напряжение электросети, которое может грозить коротким замыканием;
- повышенное статическое электричество;
- острые края, зазоры и шероховатости в заготовках, инструментах и оборудовании, которыми непосредственно пользуется в рабочем процессе механик;
- дислокация рабочего места механика на относительно высоких уровнях поверхности от пола или, наоборот, под землей – в кессоне (гаражной яме);
- повышенная запыленность и загазованность рабочего пространства (выхлопные газы автомобиля, осадок от эксплуатации рабочих инструментов и прочее);
- отсутствие шумоизоляции – чрезмерная вибрация и шум работающих двигателей, оборудования, инструментов негативно сказываются на концентрации внимания в рабочем процессе;
- серьезные отклонения от нормы уровня влажности воздуха в гараже;
- аномальные изменения температуры воздуха на рабочем месте механика;
- слабая освещенность зоны труда мастера-техника в гараже;
- скользящие поверхности пола, столов, станков, за которыми осуществляет работу сотрудник гаража.
Во избежание повреждений и производственных ранений механика в обязательном порядке снабжают спецодеждой, а также специальной обувью и другими необходимыми средствами, обеспечивающими индивидуальную защиту и предусмотренными действующими нормами охраны труда на предприятии подобного рода деятельности. Не допускается использование защитных средств, срок пригодности которых уже истек.
Во избежание потери внимательности и ориентации за рабочим местом в рабочем процессе также категорически запрещено употребление алкогольных и наркотических средств, равно как и пребывание на работе в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). Если какая-либо непредвиденная ситуация угрожает жизни и здоровью сотрудников на данном секторе рабочего процесса, механик должен в обязательном порядке доложить о происходящем непосредственному руководству. При выявлении несоблюдения рядовым или главным механиком инструкций по охране труда и выпуску автотранспорта по рейсовому назначению, сотрудника гаража могут привлечь к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Правила подготовки к началу рабочего процесса
Перед непосредственным началом выполнения своих трудовых обязанностей специалист по ремонту и обслуживанию автотранспорта должен следовать определенным требованиям охраны труда на производстве. Инструкция для механиков предусматривает ряд подготовительных процедур на начальной стадии выполнения функциональных обязанностей.
- Первое, что должен сделать технический мастер гаража, – это надеть свою рабочую униформу и специальную обувь, а также подготовить все средства индивидуальной защиты (СИЗ) – перчатки, очки, маску при необходимости. Нужно отметить, что волосы в этот момент должны быть убраны под головной убор, а карманы проверены им на наличие посторонних вещей и предметов.
- В начале рабочего дня механик получает от своего руководителя непосредственные задания к выполнению, если в этом есть необходимость. Кроме того, при надобности он также получает информацию в виде инструктажа на предмет безопасности проведения предстоящих работ.
- В начале смены перед непосредственным разъездом транспорта по пунктам назначения механик обязан провести визуальный осмотр всех легковых и грузовых автомобилей, подлежащих скорому отправлению в рейс. К примеру, в логистических центрах в гараже предприятия имеется масса транспортных средств, посредством которых развозится товар на торговые точки со склада. И, согласно инструкции по охране труда и техники, механик для предотвращения и сведения к минимуму рисков возникновения аварийной ситуации тщательно и досконально осматривает все рабочие системы авто: проверяет тормозную систему, двигатель, систему безопасности, прочность крепления колес и т. д.
- Непосредственно на рабочем месте в гараже специалист должен осмотреть поверхность полов на предмет скольжения и загромождения ненужным гаражным или посторонним инвентарем. Если необходимо усилить освещение, механик должен позаботиться об организации дополнительных ламп, прожекторов, источников света.
- Также, согласно инструкции по охране труда, у главного механика, как и у рядового, стоит задача контроля за исправностью действующего оборудования и рабочих платформ обслуживания.
- В течение всего рабочего дня механик обязан убеждаться в том, что оборудование, которым в данный момент никто не пользуется, отключено от электропитания. В случае необходимости он определяет участки проведения ремонтных работ посредством установления заграждений и выставляет по периметру данного сегмента соответствующие плакаты с надписями наподобие: «Внимание! Ведутся работы, не включать!».
- В ходе работы механик также проверяет степень износа оборудования и его соответствия условиям труда. Если какой-то инвентарь превысил норму своей эксплуатации, механик сообщает об этом руководству, а далее уже решается вопрос о списании такого оборудования.
Работа с немеханизированным инструментарием
Инструкция охраны труда механика на предприятии предусматривает особенности эксплуатации как оборудования, подключенного к электропитанию, так и немеханизированных инструментов. Что касается последних, специфика работы технолога-монтажника гаража предусматривает соблюдение им некоторых мер предосторожности. Что сюда входит?
- Проверка внешнего вида и прочности сборки (инструмент с деревянной рукояткой должен быть оснащен твердыми материалами, гладко обработанными поверхностями без выбоин и сколов, а также других дефектов).
- Осмотр инструментов на предмет насаждения на консоли с прочной расклиновкой в свободном крае рукояти (зубила, бородки должны быть оснащены наконечниками из мягкой стали, а ручки не должны иметь трещин, зацепок, расколов).
- Соизмерение размеров гаечных ключей соответствующим гайкам и головкам болтов.
- В случае резки металла осуществляется обязательная проверка надежности закрепления дисков на верстаке, а также исправности насечки.
- Проверяется надежность закрепления рукояти отвертки, чтобы стержень прочно сидел в ручке с боковыми гранями.
- Особое внимание уделяется работе с домкратом: механик в обязательном порядке перед его применением должен осмотреть оборудование на исправность, выявить сроки эксплуатации с учетом данных из технического паспорта, оценить плотность пневманических и гидравлических соединений. Кроме того, специалист гаража должен проконтролировать, чтобы домкраты имели стопорные приспособления, исключающие возможность выхода винта и самопроизвольного опускания авто на момент снятия с рычага.
Работа с электрифицированным инструментом
В случае использования в работе электрифицированного инструмента инструкция по охране труда инженера-механика предусматривает также некоторые обязательные мероприятия в процессе подготовки электротехники к рабочему процессу. Действия механика направлены в этом случае на проверку:
- защиты всех электроприборов и электроинструментов изолированными контактами электрических проводов: для предотвращения их взаимодействия с влагой и возможности механического повреждения провода защищаются резиновыми шлангами и закрепляются на свободном конце штепселем со специальной вилкой;
- расположения в безопасном и удобном для использования месте всего инвентаря, подключенного к электрическому питанию;
- наличия и исправности предупредительной системы оборудования, а также заземления обнуляющих проводов (при необходимости нужно осмотреть и систему вентилирования);
- безопасности траектории движущегося оборудования – все поверхности должны быть ровными, устойчивыми, не скользкими;
- исправности переносных лестниц и стремянок при работе с электроприборами в руках на возвышенности – необходимо изучить прочность конструкции и надежность креплений, а также поверхность материала на наличие сучков, трещин, торчащих болтов, способных ранить; кроме того, на ножках лестниц должны присутствовать резиновые или силиконовые «башмаки» для упора, которые предназначены для препятствия скольжению по поверхности пола, а на тетиве стремянки должен быть обозначен срок использования с инвентарным номером, определяющим принадлежность к конкретному предприятию.
Механику запрещается приступать к выполнению своих обязанностей в случае, если обнаружена неисправность технической оснастки приспособлений, приборов и инструментов, которая указана в инструкциях изготовителя продукции. Также запрещено приступать к работе при отсутствии материалов личной защиты. Если механик обнаруживает какую-либо из описанных проблематик в гараже с автотранспортом, он в обязательном порядке сообщает о ней своему непосредственному руководству.
Правила техники безопасности механика в момент непосредственного выполнения должностных обязанностей
Работа технического монтажника важна не только в сфере обслуживания автомобильного транспорта: услугами специалиста подобного профиля пользуются железнодорожные компании, авиалинии, судовые предприятия. Так, за контроль над выполнением функциональных обязанностей специалиста-технолога на самолете отвечает пилотирующий экипаж, на корабле – капитан. Инструкция по охране труда механика судового транспорта, в отличие от автомобильного, предусматривает необходимость в любое время, в течение всех 24 часов в сутки, будучи в рейсе, реагировать на поломки и неисправности машинного отделения корабля. Механик же гаража включается в работу с приходом на рабочее место и покидает его в момент окончания рабочего дня. Поэтому перед ним стоит задача изучения правил поведения на рабочем месте на этапе подготовки к началу рабочего процесса, в период непосредственного проведения ремонтных и технических работ и на момент окончания трудового дня.
В момент непосредственного проведения рабочего процесса инструкцией по охране труда предусмотрено соблюдение следующих аспектов деятельности механика:
- Приборы грузоподъемных средств, страховочные, переносные и передвижные приспособления, а также средства индивидуальной защиты должны быть в целости и исправности.
- Ограждающие, блокировочные и прочие устройства, обеспечивающие безопасную трудовую деятельность, должны присутствовать непосредственно в зоне проведения работ – убирать и перемещать их строго запрещено.
- Траектория движения маневрирующих приспособлений и вращающихся частей машин не должна пересекаться с местонахождением сотрудников гаража, чтобы не зацепить их и не нанести увечья.
- Не допускается соприкосновение с оборудованием под напряжением.
- Рабочее место должно содержаться в строгом порядке и чистом виде.
- При запуске машины, верстальной аппаратуры, станочного оборудования нужно лично убедиться в том, что в зоне осуществления работы машины отсутствуют работники, и никто не может пострадать от ее передвижения.
- Ремонт и профилактический осмотр электроустановок должны производиться при снятых клапанах и предохранителях.
- Проверить отсутствие повышенного уровня напряжения на ведущих областях оборудования можно посредством вольтметра или индикатора измерения напряжения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время работы с коммутационной аппаратурой и рубильниками-выключателями присутствовали предостерегающие плакаты с надписями наподобие: «Осторожно, работает прибор под напряжением» и т. п.
- При работе с электрическими приборами нужно использовать инструменты с присутствующими на них ручками-изоляторами, препятствующими пропусканию тока. Такими инструментами могут быть плоскогубцы, кусачки, пассатижи. Отвертки также должны быть оснащены диэлектрическим покрытием.
- Оборудование наподобие трансформатора, паяльника должно своевременно и систематически проверяться, а также ремонтироваться.
- Укладка приборов должна осуществляться в правильном для работы месте – необходимо следить за надежностью закрепления обрабатываемой детали на верстаке или в тисках. Резка металла должна производиться в сетчатых очках, а образованная после резки металлическая стружка подлежит обязательной уборке исключительно щеткой, не перчатками. Сдувать и сгребать руками такую стружку категорически запрещено.
- При работе с электроприбором механик должен следить за заземлением корпуса электроинструмента, а также обезопасить себя посредством надевания диэлектрических перчаток. Под ногами должна находиться подложка или резиновый ковер. Провода должны оберегаться от механического повреждения. В случае их перегрева необходимо сразу же отключить прибор от электропитания.
- При сборке и разборке механизмов и узлов механик обязан следить за предохранительными кожухами на устройствах, которые обеспечивают невозможность слетания пружин.
- В случае работы со шлангами гидросистемы необходимо следить за исправностью и надежностью их крепления на стендах гидравлических устройств.
Запрещенные приемы
Инструкцией по охране труда предусмотрен перечень запрещенных действий:
- Нельзя использовать неисправный инструмент или тот, который не соответствует поставленной задаче – приспособления и механизмы применяются исключительно по назначению.
- Запрещено производить удлинение гаечных ключей посредством присоединения одного ключа к другому.
- Противопоказано пользоваться неисправными механизмами, обеспечивающими подъем груза и его захват.
- Нельзя осуществлять крепеж деталей и инструментов, находясь на подвижном оборудовании. Кроме того, запрещено спрыгивать с движущихся установок, а также лестниц и стремянок.
Помимо всего прочего, запрещено поднимать тяжелые грузы. В случае плохого самочувствия нужно прекратить работу и обратиться в медпункт.
Аварийные ситуации
В случае аварийных ситуаций – при наблюдении искрящихся приборов, неисправности оборудования, сильного перегревания аппаратуры, возгорания – необходимо в незамедлительном порядке прекратить все работы и отключить электроприборы от питания. Механик обязан оповестить об аварии всех работающих людей, обеспечить их безопасность выведением их на улицу или ограничением доступа к очагу распространения опасности. Руководство должно быть моментально уведомлено о произошедшем. В случае возникновения пожара необходимо вызвать бригаду пожарников, набрав по телефону номер 101 или 112.
Окончание работы
На момент окончания работы механик должен осуществить проверку на предмет:
- сборки и укладки инструментов в положенном для этого месте;
- уборки разлитого масла или топлива, если таковое имеется, при помощи песка или древесных опилок с последующим их смятением в металлические боксы с крышками;
- уборки использованных материалов в металлические мусорные боксы;
- приведения в порядок рабочего места.
Сам механик должен снять спецодежду, принять душ или хотя бы тщательно вымыть руки и лицо с мылом.