Избирательное право и избирательный процесс: основы, субъекты, стадии, система и принципы

Избирательное право и избирательный процесс обычно состоят из наборов правил и процедур, которые регулируют все аспекты голосования: когда проводятся выборы, кому разрешено голосовать, кто может баллотироваться в качестве кандидата, как заполняются бюллетени, как они подсчитываются (метод выборов), ограничения расходов на кампанию и другие факторы, которые могут повлиять на результат. Политические избирательные системы определяются конституциями и соответствующим законодательством, а реализуются, как правило, избирательными комиссиями. Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс - неразрывно связанные понятия.

Избирательная система.

Общее понятие

Некоторые избирательные системы предполагают одного победителя на уникальную должность, например, премьер-министра, президента или губернатора, а другие избирают нескольких победителей, таких как члены парламента или совета директоров. Принципы избирательного права и процесса предполагают большое количество вариаций, но наиболее распространенными системами являются голосование за первое место, двухсторонняя (стоковая) система, пропорциональное представительство и рейтинговое или льготное голосование. Некоторые избирательные системы, например, смешанные, пытаются сочетать преимущества непропорциональных и пропорциональных систем.

Научный аспект

Изучение формально определенных избирательных методов называется теорией социального выбора или теорией голосования, и подобные исследования могут применяться в области политологии, экономики или социологии. Невозможность доказательств, например, теория невозможности Эрроу, демонстрирует таким образом: когда у избирателей есть три или более альтернативы, невозможно создать рейтинговую избирательную систему голосования, которая отражала бы предпочтения людей в глобальном смысле слова, и в этом роде большинство демократических избирательных систем являются лишь компромиссными моделями, требующими дальнейшего улучшения.

Избирательный процесс.

Основы избирательного права и избирательного процесса

Избирательное право, как правило, рассматривает следующие вопросы, являющиеся для него основными:

  • Какие люди имеют право голосовать на выборах (например, возраст, место жительства или требования к грамотности), и процедуры, с помощью которых такие лица должны зарегистрироваться для участия в голосовании.
  • Какие люди имеют право занимать должности (например, возраст, место жительства, требования к месту рождения или гражданству), а также должны быть изначально указаны и одобрены кандидаты, которые будут перечислены в бюллетене, и правила, регулирующие процесс регистрации кандидатов.
  • Перечень вопросов, которые могут быть поданы на рассмотрение через прямое всенародное голосование посредством референдума или плебисцита, а также правила, которые должны соблюдать правительственные учреждения или группы граждан, имеющие право размещать соответствующие вопросы на бюллетенях для общественного обсуждения.
  • Рамки, с помощью которых политические партии могут организовывать свое внутреннее правительство и как они выбирают кандидатов для участия в политической деятельности (например, первичные выборы).
  • Финансирование выборов (например, пределы взносов, правила публичного финансирования выборов, публичная открытость вкладов).
  • Требования к организации районов, которые избирают представителей в местную законодательную ассамблею (примеры включают региональные парламенты, конгрессы или палаты конгресса в пределах муниципалитета).
  • Какие ограничения распространяются на пропаганду кампании (например, правила анонимной или ложной рекламы).
  • Как голоса подаются на выборах - через бюллетень или электронным образом.
  • Как подсчитываются голоса при выборах и пересчетах.
  • Определение избирательного мошенничества и других преступлений против избирательной системы.
  • Источники избирательного права и избирательного процесса (например, конституции, национальные уставы, государственные уставы или судебные решения) и взаимодействие между ними.

Конституционное право и выборы

Французский избирательный кодекс затрагивает большую часть выборов. Конституция же фиксирует некоторые общие положения, касающиеся президентских, депутатских и сенаторских выборов. Таким образом один из предметов изучения конституционного права - избирательных процесс, но лишь в той мере, в какой он регулируется Конституцией. Конституционный совет отвечает за наиболее важные выборы: президентские и сенаторские, а также референдумы.

Фальсификации

В решениях по избирательным вопросам закон учитывает результаты: если основной принцип избирательного процесса нарушен, то выборы отменяются, но если мошенничество является «классическим» (заполнение бюллетеней, неспособность зарегистрироваться в качестве избирателей, голосование от имени умерших), и при этом выборы были выиграны с большим или очень большим результатом, отменять их и проводить заново, как правило, не имеет никакого смысла.

Если мошенничество на выборах доказано судьей, то их результат аннулируется лишь в том случае, если доказано, что без мошенничества итог был бы иной.

Символ избирательного процесса.

Российское избирательное право и процесс

Россия в этом смысле не слишком отличается от стран Запада. В дополнение к конкретному методу отбора кандидатов, избирательное право и избирательный процесс в РФ также характеризуются широкими правилами и положениями, которые установлены в конституции страны. В России, как и в Европе, правила участия определяют личность кандидата и регистрацию избирателей с привязкой к месту нахождения участков, а также доступность онлайн, почтового и заочного голосования. Другие правила включают в себя выбор избирательных устройств, таких как бумажные бюллетени, компьютеры или открытые системы голосования. Избирательное право и избирательный процесс в РФ также определяют правила и процесс регистрации кандидатур, которые должны быть одобрены Центральной избирательной комиссией.

Возраст

Большинство современных электоральных систем в мире характеризуются всеобщим избирательным правом, но существуют различия в возрасте, в котором людям разрешено голосовать. Как правило, минимальный возраст для участия в этой процедуре составляет 16 лет, а максимальный - 21. Впрочем, голосовать на выборах сенаторов в Италии могут лишь люди, достигшие 25. Российское избирательное право и процесс регистрации кандидатов в этом смысле ничем не отличаются от большинства демократических стран - в отличие от Италии у нас могут голосовать все, кто достиг 18 лет.

Избирательная система США.

Лишение права голоса

Люди могут быть лишены электоральных прав по целому ряду причин - например, по причине отбывания заключения в тюрьме, банкротства, службы в вооруженных силах и т. д. Аналогичные ограничения относятся и к кандидату, участвующему в выборах (что называется пассивным избирательным правом), и во многих случаях возрастной предел для кандидатов выше, чем допустимый возраст голосующих.

Вмешательство географии

В системах, в которых используются избирательные округа, специальный метод распределения определяет зону, охватываемую каждым избирательным округом. В тех случаях, когда создаются границы округов, это оказывает сильное влияние на вероятный результат выборов в избирательном округе в связи с географическим распределением избирателей. Политические партии могут стремиться получить преимущество во время перераспределения, добиваясь того, чтобы их избирательная база максимально расширилась. Исторически неблагополучные и слабо заселенные районы составляют избирательные округа с самым маленьким населением, и часто именно на них делают ставку во время избирательных кампаний в странах с непрямой системой голосования, таких как США.

Явка

В некоторых странах должны соблюдаться минимальные требования к явке избирателей, иначе результат голосования будет признан недействительным. В Сербии это правило вызвало многократные повторения президентских выборов. Выборы в этой стране, проведенные в 1997 году, позже были проведены заново в силу низкой явки, а с выборами 2002 года подобный казус повторился три (!) раза подряд. Требование о явке все-таки было отменено после четвертого повторного голосования в 2004 году. Аналогичные проблемы в Беларуси привели к тому, что парламентские выборы 1995 года закончились только на четвертом туре голосования.

Места для меньшинств

Зарезервированные места в парламенте используются во многих странах для обеспечения представительства этнических меньшинств, женщин, молодежи или инвалидов. Эти места отделены от общих и могут быть избраны по отдельности. Например, в Марокко, где для избрания 60 мест, предназначенных для женщин, и 30 мест, предназначенных для молодежи в Палате представителей, используются отдельные голосования. В Иордании зарезервированные места для женщин занимаются кандидатами-женщинами, которые не смогли выиграть на всеобщих выборах, но получили больше всего голосов среди кандидаток своего пола, в то время как в Кении места в Сенате, предназначенные для женщин, молодых людей и инвалидов, распределяются сторонами на основе того, сколько мест они выиграли в общем голосовании. Некоторые страны обеспечивают представительство меньшинства другими средствами, включая квоты - требования к выдвижению определенного фиксированного числа кандидатов женского пола. В Польше, Румынии и Сербии кандидатов, представляющих этнические меньшинства, освобождают от избирательного порога. Хотя голосующие граждане и являются главными субъектами избирательного права/ процесса, зачастую они не имеют права решать, будут ли женщины или меньшинства заседать в парламенте вместе с всенародно избранными представителями.

Американский избирательный штаб.

История

Голосование использовалось как главный инструмент демократии с 6-го века до нашей эры, когда она была введена Афинами. Однако в афинской демократии голосование считалось наименее демократичным среди методов, используемых для отбора государственных должностных лиц, и редко использовалось, поскольку имели право участвовать лишь богатые и хорошо известные граждане мужского пола и среднего возраста.

Более демократичными были собрания, открытые для всех граждан, с выборами при помощи жребия. Одним из примеров самых ранних выборов в Афинах было голосование, во время которого избиратели выбирали гражданина, которого они больше всего хотели изгнать из города на десять лет. Этот ритуал назывался остракизмом. Большинство выборов в ранней истории демократии проводились с использованием голосования в пользу какого-либо решения по важному для страны вопросу (референдум), но в качестве исключения государство Венеция в XIII веке законодательно одобрило голосования, позволяющие избирать Великий совет. Так и появилась первая парламентская демократия в континентальной Европе, а вместе с ней и выборы, избирательное право, избирательный процесс и другие неотъемлемые атрибуты современной политической жизни.

Очередь из избирателей.

За пределами государственных институтов

Но своеобразные варианты избирательного права и избирательного процесса могут существовать и вне государственных структур. К примеру, Жан-Шарль де Борда в 1770 году предложил ввести голосования как метод для избрания новых членов во Французскую академию наук. Его методу противодействовал маркиз де Кондорсе, который предложил вместо этого ввести метод парного сравнения, который он разработал лично. С тех пор он известен как метод Кондорсе. Он также писал о "Парадоксе Кондорсе" - феномене, характеризующемся непереходностью предпочтений большинства. Однако недавние исследования показали, что философ Рамон Ллойл разработал как счет Борды, так и парный метод, удовлетворяющий критерию Кондорсе, еще в XIII веке. Рукописи, в которых он описал эти методы, были утрачены для истории, пока не были вновь найдены в 2001 году.

Пропорциональные и полупропорциональные методы

Метод единственного передаваемого голоса (STV), также известный как пропорциональный, был разработан Карлом Андре в Дании в 1855 году и в Соединенном Королевстве Томасом Харе в 1857 году. Выборы STV были впервые проведены в Дании в 1856 году, а в Тасмании в 1896-м. Пропорциональное представительство партийных списков стало использоваться для избрания европейских законодательных органов в начале 20-го века, а Бельгия первой осуществила его для своих 1900 всеобщих выборов. С тех пор пропорциональные и полупропорциональные методы стали использоваться почти во всех демократических странах, за исключением бывших британских колоний. Избирательное право и процесс в Российской Федерации также допускают использование подобного рода методов.

Ранжированный метод

Ранжированные избирательные системы голосования в конечном итоге получили достаточную поддержку для того, чтобы их начали использовать в качестве инструмента выборов по всему миру. В Австралии они были впервые приняты в 1893 году и продолжают использоваться в комбинации с пропорциональными методами и по сей день. В Соединенных Штатах в эпоху прогрессивной эпохи начала 20-го века некоторые муниципалитеты начали использовать эту форму голосования, но позже она была отменена, а в Миннесоте даже объявлена незаконной.

Процесс голосования.

Вмешательство точных наук

Каким бы гуманитарным по своей сути ни было избирательное право, стадии избирательного процесса уже давно определяются с помощью сложных математических моделей, как и прогнозирование результатов выборов. Использование теории игр для анализа избирательных систем привело к лучшему пониманию того влияния, которое оказывают различные выборные методы на результаты голосования. Ранние разработки, такие как теорема невозможности Эрроу, уже показали проблемы с рейтинговыми системами голосования. Политологи 20-го века опубликовали много исследований о влиянии избирательных систем на выбор избирателей, партии и политическую стабильность. Несколько ученых также выяснили, какие факторы в тот или иной момент побудили страну перейти на определенную форму избирательного права и избирательного процесса. Одним из видных современных теоретиков голосования является Николаус Тидеман, который формализовал такие концепции как "стратегическая номинация" и "эффект спойлера". Помимо Тидемана тема избирательного права и избирательного процесса занимала умы многих серьезных исследователей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.