С давних времен на Руси вошел в обиход термин «казаки», употреблявшийся в отношении независимого, но всегда вооруженного населения различных малозаселенных окраин государства. Как правило, это были выходцы из крестьян, бежавших от тягот крепостничества, или раскольники, подвергавшиеся со стороны государства преследованию за свои религиозные убеждения. По месту своей оседлости они получали то или иное конкретное наименование. Яркий пример тому − это волжские казаки, что в царствование Ивана Грозного поселились на берегах великой русской реки. Остановимся подробнее на их истории.
Первые сведения о волжских казаках
Середина и вторая половина XVI века были отмечены массовым притоком беглых крестьян в районы Средней и Нижней Волги. Оказавшись вдали от правительственных войск, они образовывали общины, жизнь в которых строилась на принципах местного самоуправления. Первое упоминание о них как о волжских казаках встречается в исторических хрониках, относящихся к завоеванию Астрахани Иваном Грозным в 1554 году.
Однако в этих документах они именуются не местными жителями, а выходцами с Дона, занимавшимися разбоем и грабежом в районе Жигулей. Так или иначе, но значительная часть этой вольницы участвовала в покорении Астрахани и после ее присоединения к России осталась служить в царских войсках.
С этого периода история волжских казаков имеет достаточно полное документальное освещение. Известно, в частности, что в 1718-1720 гг. их количество значительно увеличилось за счет бывших московских стрельцов. После подавления бунта 1698 года Петр I выслал их в различные отдаленные районы страны, но затем решил собрать на Волге для создания Царицынской сторожевой линии. Это военное формирование, укомплектованное прежними бунтовщиками и дополненное потомками участников астраханских походов XVI века, и стало основой получившего впоследствии известность волжского казачьего войска.
На службе Российской империи
В период правления Анны Иоанновны численность волжских казаков значительно увеличилась ввиду того, что ее указом от января 1734 года к этой категории были официально приписаны выходцы с Дона, польстившиеся на высокое жалование и изъявившие желание переселиться для несения воинской службы в районы Царицына и Камышина. С этого времени начался почти сорокалетний период относительно спокойной жизни казаков, успешно совмещавших несение пограничной службы с заботами о собственном хозяйстве.
Из истории волжского казачьего войска известно, что, согласно распоряжению военной коллегии, оно было устроено на тех же принципах, что и все прочие подобные им воинские формирования. Каждый казак получал от государства материальную помощь для постройки дома и создания собственного хозяйства. Кроме того, выплачивалось денежное и хлебное жалование, что обеспечивало ему и его семье безбедное существование.
Участие казаков в Пугачевском восстании
Однако при Екатерине II времена благоденствия закончились, и причиной тому послужил указ государыни о массовом переселении казаков на Терек для создания там оборонительных форпостов на участке между Моздоком и Азовом. За один лишь 1770 год на Северный Кавказ было отправлено в принудительном порядке 518 семейств. Необходимость покидать насиженные места, разоряя налаженное за долгие годы хозяйство, вызвала крайнее недовольство среди казаков и повлекла за собой весьма серьезные последствия.
В 1773 году, когда вспыхнуло восстание Емельяна Пугачева, почти все они присоединились к мятежному войску. Из их числа в те дни был образован отдельный Дубовской полк. Когда же «бессмысленный и беспощадный» бунт был подавлен, и кровавый пир уступил место тяжелому историческому похмелью, воинство волжских казаков было официально упразднено. Наиболее активных пугачевцев казнили или сослали в остроги, а остальных спешным порядком переселили на Серный Кавказ, откуда некоторые из них бежали и тайно возвращались в покинутые края.
Создание Моздокского полка
Основной задачей бывших волжан, оказавшихся волею государыни императрицы на берегах Терека, была защита края от кабардинцев, регулярно совершавших грабительские набеги и создававших тем самым обстановку политической нестабильности. С этой целью из числа переселенцев был сформирован Моздокский полк, во главе которого власти предпочли поставить не выборного войскового атамана, как это было в традиции казачества, а присланного из столицы полкового командира.
В 1777 году была сделана попытка увеличить численность его состава за счет включения 250 калмыков, которые ради благосостояния своих семей согласились перейти из буддизма в православие, что было обязательным условием их приема. Со временем они вновь обратились к вере своих отцов, но, как примерные служаки, были оставлены в войске. Несколько позже, уже в конце 90-х годов, указом военного ведомства в состав казачьего полка включили и гарнизон Моздокской крепости, выполнявшей задачи, связанные с обороной города от набегов кабардинцев.
Дальнейшее участие казаков в военных действиях
В тот же период из-за возросшей роли оборонительной линии Моздок-Азов осуществлялось ее дальнейшее развитие, и волжским казакам в этом была отведена весьма важная роль. На участке протяженностью около 200 верст было устроено пять станиц, в которых расселили семьи военнослужащих передислоцированного сюда Моздокского полка, общая численность которого к тому времени составляла более 500 человек. Характерная особенность этих военных поселений состояла в том, что они не оставались длительное время на одном месте, а постоянно выдвигались вперед по мере завоевания Кавказа регулярными частями российской армии.
Поскольку война на Северном Кавказе имела затяжной характер и для выполнения поставленных задач требовался все больший контингент сил, в 1832 году Моздокский казачий полк был значительно увеличен. В его состав включили около тысячи жителей селений, расположенных по берегам реки Кумы.
Несмотря на то что в данном случае от них не требовали обязательного перехода в православие, все они достойно служили русскому царю и честно отрабатывали свое жалование. В дальнейшем из волжских казаков и тех жителей местных аулов, которые сражались в одних рядах с ними, было образовано Терское линейное войско со штабом, находившимся вначале в Пятигорске, а позже переведенном в Ставрополь.
Судьба казаков, оставшихся на берегах Волги
Что же касается казаков, сумевших избежать насильственного переселения на Кавказ во времена правления Екатерины II, и тех, кому удалось тайно вернуться в родные края, то в начале царствования Александра I они получили официальный статус. Все мужчины были записаны в Астраханский казачий полк, и тогда же образовали две крупные станицы – Краснолинскую и Александровскую. Обе они сохранились до наших дней и известны как Пичужинская и Суводская соответственно.
В новой и непривычной обстановке
На новом месте службы станичники, выросшие среди людей, с которыми их объединяла не только вера, но и общий для всех жизненный уклад, оказались в весьма непривычной обстановке. Дело в том, что Астраханский полк хотя и назывался казачьим, но сформирован был из лиц самых разных национальностей и вероисповеданий.
Его основу составляли калмыки, из которых еще в 1750 году по распоряжению Сената было создано трехсотенное вооруженное формирование. Впоследствии к ним примкнули татары и представители иных народов. Здесь же несли службу и выходцы из стрельцов, разночинцев и донских казаков. Для полного укомплектования состава были произведены наборы среди жителей Красного Яра и Астрахани. Непривычной была для волжских казаков и форма, отличавшаяся от той, которую привыкли носить их отцы и деды.
Защитники российских рубежей
Однако постепенно адаптировавшись в новой среде, они вместе со всеми выполняли те задачи, ради которых и был образован полк. В круг их обязанностей входила охрана Московского тракта и нескольких расположенных поблизости соляных промыслов, защита от кочевников русских поселений, а также тех населенных пунктов, в которых жили инородцы, принявшие российское подданство. Но главная их задача состояла в охране проходившей здесь же государственной границы Российской империи и пресечении любых попыток проникновения на ее территорию как иностранных военных формирований, так и разного рода контрабандистов.