Компетентностный подход в образовании предполагает использование определенных методик и педагогических подходов. Термин стал использоваться только после существенной модернизации отечественной науки. В настоящее время появились серьезные научно-методические и теоретические работы, анализирующие проблемы формирования ключевых компетенций. К примеру, в качестве такого пособия можно рассматривать монографию А. В. Хуторского «Дидактическая эврика», а также авторскую методику Л. Ф. Ивановой, направленную на модернизацию образования в начальной, основной, старшей школе.
Отличительные черты
Компетентностный подход в образовании является совокупностью принципов определения цели, отбора содержания, организации учебного процесса, оценки универсальных результатов. Среди них выделяют:
- развитие у школьников самостоятельного решения поставленной проблемы в разных сферах и вариантах деятельности на базе применения собственного социального опыта;
- адаптацию дидактического и социального опыта решения мировоззренческих, политических, нравственных, познавательных проблем.
Компетентностный подход в образовании предполагает оценку образовательных навыков путем анализа уровня образованности, достигнутого учащимися на конкретном этапе обучения.
Инновации в образовании
Для рассмотрения подобного подхода важно затронуть вопросы, касающиеся модернизации российского образования.
Проблема компетентностного подхода в образовании рассматривалась еще в 20 веке, но в практику эта инновационная концепция вошла только в 21 веке.
Из-за ускоренных темпов развития общества детские сады и школы вынуждены были изменить специфику своей деятельности.
В образовательных учреждениях стали развивать в подрастающем поколении россиян мобильность, конструктивность, динамизм.
Структура работы школ и ДОУ существенно изменилась после введения ФГОС.
Специфика рынка труда
Компетентностный подход в образовании появился после детального изучения ситуации, сложившейся на современном рынке по отношению к работнику.
В понятие «хорошего сотрудника» включают не только профессиональную подготовку, но и способность принятия самостоятельных решений, инициативность.
Сотрудник должен обладать психологической устойчивостью, готовностью к стрессам, перегрузкам, умением выходить из сложных жизненных ситуаций.
Цель инноваций
Для того чтобы удовлетворить запросы общества, подготовка к полноценной социализации должна начинаться с дошкольного учреждения, продолжаться в школе на всех ступенях обучения.
Подобный процесс не должен ограничиваться усвоением детьми нужного количества политических и экономических понятий.
Целью компетентностного подхода в дошкольном образовании является выработка умений эффективного применения навыков, мобильности в современных реалиях.
В последнее время среди изменений, которые оказали влияние на школы, выделим и информатизацию.
Реализация компетентностного подхода в образовании предполагает создание некоторых условий для беспрепятственного доступа к информации. Это приводит к утрате школой позиций монополиста в области образовательных знаний.
При неограниченном доступе к различной информации в выигрыше будут те ребята, которые могут в минимальные сроки отыскивать требуемую информацию, применять ее для решения поставленной перед ними задачи.
Школа всегда пыталась реагировать на те изменения, которые происходят в обществе. Подобная реакция выражалась во внесении изменений в учебный план, в совершенствовании учебного плана.
Например, в программу вводилась производственная практика, курс «Этика и психология семейной жизни», начальная военная подготовка, дополнительный час физической культуры, информатика, ОБЖ. Подобный подход направлен на экстенсивный путь развития образовательного учреждения, который является тупиковым, так как те ресурсы времени, что выделяются на учебные занятия, являются весьма ограниченными.
Нельзя достичь новых образовательных результатов, которые соответствуют потребностям развития общества, только увеличивая объем знаний, меняя содержание отдельных предметов.
Для достижения желаемых результатов важно найти иной способ – изменить характер отношений и связей между разными учебными дисциплинами.
Отличительные характеристики
Компетентностный подход в современном образовании – способ акцентирования внимания на способности применять полученные знания. Цели образования описываются в специальных терминах, которые отражают новые возможности школьников, отражают их личностный рост. В качестве «конечных результатов» образования рассматриваются сформированные ключевые компетенции.
Значение термина
В переводе с латинского языка «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек имеет определенный опыт, познания.
Компетентностный подход в образовании – это способность человека действовать четко и оперативно в неопределенной ситуации. Выделим основные его характеристики:
- сферу деятельности;
- степень неопределенности ситуации;
- вариант выбора способа действия;
- обоснование взятого способа.
Об уровне образованности можно судить по сфере деятельности, количестве ситуаций, в которых у школьника будет возможность проявить свою самостоятельность.
Ключевые компетенции
Целью школы стало формирование ключевых компетентностей, которые позволят школьнику реагировать на малейшие изменения, происходящие в современном мире. Приведем некоторые из них:
- речь идет о возможности действовать эффективно не только в учебной, но и в иных сферах деятельности;
- поведение в ситуациях, где необходимо проявление самостоятельности;
- решение вопросов, которые актуальны для школьников.
Компетентностный подход в высшем образовании позволяет согласовывать ожидания обучаемых и учителей. Определение целей обучения с позиций данного метода предполагает описание таких возможностей, благодаря которым ребята овладевают навыками в рамках образовательной деятельности.
Педагогическая задача
Компетентностный подход как основа образования – это способ выделения цели познавательной деятельности. Он позволяет педагогу выбирать нужные источники информации, определять способы достижения поставленной цели, оценки полученных результатов, организации своей деятельности, сотрудничества с иными школьниками.
Цели компетентностного подхода в образовании в полной мере удовлетворяют требованиям ФГОС второго поколения. Он успел показать свою результативность и эффективность на разных ступенях обучения.
Задачи подхода
Модернизация российской науки поставила перед педагогами новые задачи, решать которые помогает компетентностный подход. В профессиональном образовании идеи такого подхода способствуют успешному решению следующих задач:
- рассматривать познавательные проблемы;
- ориентировать подрастающее поколение в основных проблемах современной жизни: политических, экологических, аналитических;
- ориентироваться в мире духовных ценностей;
- решать проблемы, которые касаются реализации социальных ролей: потребителя, гражданина, организатора, избирателя;
- развивать коммуникативные навыки.
Под ключевыми компетентностями понимают универсальные варианты деятельности, освоение которых дает человеку возможность воспринимать ситуацию и достигать конкретных результатов в профессиональной и личной жизни в рамках отдельного общества.
Дошкольное образование
Основной целью компетентностного подхода в дошкольном образовании является привитие малышам первоначальных коммуникативных навыков. Конечным результатом подобной развивающей деятельности станет не только способность решать стандартные задачи, действовать по определенному алгоритму, но и овладение ключевыми компетентностями.
Цель компетентностного подхода в дошкольном образовании состоит в развитии творческой, активной личности, способной принимать серьезные и своевременные решения.
Среди особенностей современной системы образования выделим:
- открытость, способность к количественному и качественному обогащению и преобразованию;
- формирование вариативных форм дошкольного образования как условие увеличения доступности и качества;
- предпочтение отдается индивидуальной работе и групповым занятиям;
- взаимоотношения между детьми и учителями партнерские, педагог учитывает возрастные и индивидуальные особенности малышей;
- применение современных информационных и компьютерных технологий как средства модернизации развивающего процесса.
Для работы с родителями учитель использует различные формы работы: семинары, конференции, клубы по интересам. Для широкого общения детей со сверстниками и взрослыми в дошкольном образовании появилась новая образовательная парадигма.
Актуальность данного подхода при формировании у детей дошкольного возраста ключевых компетенций состоит не только в усвоении ими определенных навыков, умений, знаний, но и в их личностном развитии.
ФГОС нового поколения предусматривает пять различных образовательных областей развития:
- речевую;
- познавательную;
- социально-коммуникативную;
- художественно-эстетическую;
- физическую.
Для приобретения детьми дошкольного возраста необходимых компетенций педагоги систематически должны повышать свою профессиональную подготовку:
- посещать различные тренинги;
- осуществлять методическую деятельность;
- принимать активное участие в семинарах, мастер-классах;
- пройти курсы компьютерной грамотности.
Компетентностный подход в профессиональном образовании помогает ДОУ в полной мере выполнять социальный заказ, воспитывать ключевые компетенции, следить за динамикой развития ребенка.
Исследования свидетельствуют о том, что педагоги, использующие в своей профессиональной деятельности компетентностный подход, более успешны, достигают высоких результатов.
На педагогические цели влияют различные факторы: дидактические и методические материалы, система аттестации педагогов и учащихся; квалификация педагогов.
В качестве общих целей, которые ставятся в учебной области, помимо образовательной задачи, выдвигается развивающая, а также воспитательная функция.
В образовательную область входит не только непосредственный учебный процесс, но и дополнительное (внеурочное) образование, направленное на внедрение теоретических навыков в практическую деятельность.
В структуре целей учебного предмета можно отметить несколько основных компонентов:
- усвоение знаний;
- выработку навыков и умений;
- формирование взаимоотношений;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Данная структура в полной мере соответствует новым федеральным образовательным стандартам.
С точки зрения компетентностного подхода для определения целей предмета сначала нужно отобрать его содержание, выяснить, для чего необходим конкретный учебный предмет, и только после этого приступать к отбору содержания, при освоении которого можно рассчитывать на получение желаемого результата.
Первая группа целей любого предмета – это цели, которые определяют направление движения. Они связаны с формированием ценностных ориентиров, мировоззренческих установок, формированием потребностей, развитием интересов. Ученик получает возможность выстраивать для себя собственную образовательную траекторию, заниматься самообразованием.
Вторая группа целей связана с воспитанием вне учебных занятий, предполагаются следующие группы:
- моделируют метапредметные результаты (формирование коммуникативных, общеучебных навыков и компетенций);
- цели, выявляемые в рамках предмета;
- ориентируются на профессиональную ориентацию школьников;
- способствуют формированию общекультурной компетентности учащихся.
Заключение
Любая образовательная программа школы не может ориентироваться только на программы по конкретным учебным дисциплинам. В рамках компетентностного подхода используется сложная структура, включающая не только учебные планы, но и серьезную внеурочную деятельность. В каждом учебном заведении создаются элективные и факультативные курсы с учетом интересов школьников, их родителей.
Подобный подход к осознанию сути образовательной программы способствовал появлению комплексных программ, предназначенных для гармоничного развития личности.
Специальные надпредметные программы, которые ориентируются на достижение и иных образовательных результатов. Они рассчитаны не только на ступень дошкольного либо школьного образования. Суть подхода, применяемого при их разработке, состоит в том, что каждая программа позволяет решать актуальные проблемы, формировать у школьников и дошкольников ключевые образовательные компетенции.
В программах указывают ключевые компетентности, для которых они разработаны, учебные предметы, виды практической и познавательной деятельности.
По таким программам педагог работает на уроках, во внеурочное время, достигает желаемого метапредметного результата.
Их содержание должно соответствовать запросам ребят, удовлетворять запросы родителей. Разработка подобных предметных программ является одним из приоритетных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, так как содержание подобных программ учитывает специфику конкретной школы: состава учащихся, социальной среды, потенциала педагогов.
В рамках новых федеральных образовательных стандартов именно компетентностный подход стал отличным способом формирования творческой личности, обладающей активной гражданской позицией.
В дошкольном учреждении воспитатели в рамках компетентностного подхода разрабатывают для детей сюжетные и ролевые игры, предлагают им разнообразные виды деятельности, способствующие формированию ключевых компетенций. Такая деятельность соответствует требованиям ФГОС. Компетентностный подход в образовании – это вариант формирования гражданина и патриота.