Психологическая безопасность: понятие, определение, факторы, возможные проблемы и методы их решения
В психологически безопасных командах члены команды чувствуют себя принятыми и уважаемыми. Это также наиболее изученное благоприятное условие в групповой динамике и исследовании командного обучения.
Определение понятия
Психологическая безопасность была важной областью обсуждения в психологии, здравоохранения и управления поведением. Результаты ряда эмпирических исследований, проведенных в разных регионах и странах, показывают, что она играет важную роль в эффективности работы. Она последовательно играет важную роль, способствуя свободному выражению идей и продуктивной деятельности на совместном предприятии. Психологическая безопасность среды также позволяет командам и организациям учиться и работать, и в последние годы она стала более значительным организационным явлением из-за повышенной необходимости обучения и инноваций. Игнорировать этот феномен и его эффективность уже попросту невозможно.
Групповой уровень
Психологическая безопасность - явление группового уровня. На групповом уровне она существует как модель эффективности команды и в некотором смысле использует некоторые формы модели ввода-вывода. Психологическая безопасность приводит к успеваемости команды посредством командного обучения.
Условия и результаты
Важным условием этого феномена является доверие, которое играет большую роль в обмене знаниями между членами коллектива. Ряд исследований показывает, что психологическая безопасность создает посредничество в отношениях между коллегами, задавая организационный контекст, характеристики команды и лидерство в команде, а также результаты (аналогичные «выходным переменным», в модели IPO) инноваций, производительности, обучения и улучшения в команде или в коллективе. Хотя она и играет значительную роль в качестве посредника в объяснении результатов команды, она также является своеобразным модератором.
Практическое значение
Когда члены команды мотивированы на работе и хотят поделиться идеей повышения производительности, они часто не говорят, потому что опасаются, что их будут сурово судить. Когда же в компании налажено обеспечение психологической безопасности, члены команды меньше думают о потенциальных негативных последствиях выражения новой идеи. В результате они говорят больше, когда чувствуют себя в безопасности и мотивированы улучшить свою команду или компанию. Таким образом, в выигрыше остается и коллектив, и руководство.
Проблемы психологической безопасности и способы их решения
Существует ряд проблем в обеспечении этого, несомненно, важного условия. Вот три главных:
- Излишне конфликтный или психологически несовместимый персонал.
- Чрезмерная консервативность или бестактность начальства.
- Плохой менеджмент.
В первом случае мы имеем дело с целым персоналом или некоторыми сотрудниками, идущими на конфликт со всеми остальными и, таким образом, понижающими общую социально-психологическую безопасность. Решается эта проблема честным и прямым разговором с конфликтными представителями персонала, а в случае, если разговор не помогает, такие люди должны покинуть компанию, ибо наносят ей прямой вред.
Второй пункт описывает косность руководителей, недооценивающих необходимость психологической безопасности среды, в которой работают люди, а посему не желающих принимать меры по ее обеспечению.
И в последнем случае мы имеем дело с плохими менеджерами, не умеющими организовать коллектив должным образом, в результате чего в нем возникают конфликты и взаимное непонимание.
Последствия
Психологическая безопасность приносит пользу организациям и командам по-разному. Ниже приведены наиболее широко эмпирически подтвержденные последствия правильного ее обеспечения:
- Повышает вероятность успешной попытки инноваций в процессе.
- Увеличивает количество членов, учась на ошибках.
- Увеличивает взаимодействие сотрудников.
- Улучшает инновации в команде.
Психологическая безопасность детей
В отрыве от маркетинга этот феномен можно рассматривать как нечто, без чего не может существовать современная педагогика. Действительно, в детских коллективах наши дети часто подвергаются издевательствам и давлению, как со стороны сверстников, так и со стороны старших (воспитателей, учителей и т. д.). Задача последних - заниматься обеспечением психологической безопасности, чтобы наши дети чувствовали себя комфортно и безопасно в любых условиях.
Групповая динамика
Групповая динамика - это система поведения и психологических процессов, происходящих внутри социальной группы (внутригрупповая) или между социальными группами (межгрупповая). Спросите, причем здесь тема статьи? Дело в том, что психологическая безопасность изучается именно в рамках групповой динамики, и эти явления неразрывно связаны друг с другом.
Изучение динамики групп может быть полезно для понимания поведения и принятия решений, отслеживания распространения заболеваний в обществе, создания эффективных методов терапии и повышения популярности новых идей и технологий. Групповая динамика лежит в основе понимания расизма, сексизма и других форм социальных предрассудков и дискриминации, а также в основе психологической безопасности.
Суть групповой динамики
История групповой динамики (или групповых процессов) имеет последовательную основную предпосылку: «целое больше, чем сумма его частей». Социальная группа - это сущность, которая обладает качествами, которые нельзя понять, просто изучая людей, входящих в группу. Точно так же нельзя добиться обеспечения психологической безопасности, опираясь лишь на качества отдельного индивида.
Как поле обучения групповая динамика имеет корни как в психологии, так и в социологии. Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.), вошедший в историю науки как основатель экспериментальной психологии, проявлял особый интерес к психологии сообществ, которая, по его мнению, обладала явлениями (человеческим языком, обычаями и религией), которые не могли быть описаны посредством изучения индивидуумов. С социологической стороны Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.), который находился под влиянием Вундта, также признавал коллективные явления, такие как общественное (коллективное) сознание. Другие ключевые теоретики, включая Густава Лебона (1841-1931 гг.), полагали, что толпы обладают «расовым бессознательным» с примитивными, агрессивными и антиобщественными инстинктами, а Уильям Макдугалл (психолог) верил в «групповой ум» как особую форму существования, порожденную взаимодействием индивидов.
Все эти концепции напрямую связаны с психологической безопасностью, которая может быть обеспечена либо путем трансформации общества (коллектива), либо путем грамотного управления им.