Вертолет Ми-1: история создания, технические характеристики, мощность и описание с фото

Создание летательных аппаратов, всегда интересовало инженеров. Начав с самолетов, которые могли подниматься на небольшую высоту, инженеры продвинулись до более компактных устройств, способных подниматься в воздух в условиях небольшого пространства. Они стали незаменимы во многих отраслях, но перед этим прошли долгий путь.

В сентябре 1948 года был создан первопроходец советского вертолетостроения, который получил название Ми-1. Разумеется, попытки создать винтокрылые летающие машины были еще до войны, однако их конструкции имели свои недостатки и не могли похвастаться такой же управляемостью.

Вертолет Ми-1 превратился в настоящую легенду. Создание этой машины позволило разработчикам продвинуться далеко вперед. И по сей день именно технологии 48 года являются основой для создания более мощных современных агрегатов. Поэтому неудивительно, что даже в магазинах с моделями большой популярностью пользуются игрушечные копии вертолета Ми-1 1:144 и в других масштабах.

История создания

Разработчиком этого уникального вертолета стал М. Л. Миль. Первоначально создатель назвал свое детище ГМ-1. Геликоптер разрабатывался долгие годы. Десятки инженеров изучали разработки зарубежных коллег и опыт советских разработчиков.

Памятник вертолету

Стоит отметить, что в то время на вооружении СССР был только один вертолетный двигатель, который разработал А. Г. Ивченко. Силовой агрегат мог развивать скорость до 500-550 л.с. Именно этот двигатель вертолета Ми-1 стал первым и наиболее известным.

Первоначально ГМ-1 проектировался в качестве связной машины. Предполагалось, что на борту вертолета смогут размещаться два пассажира и летчик. При этом вертолет внешне очень напоминал модели, которые можно увидеть в воздухе сегодня.

Вертолет Ми-1: описание

В машине установлен несущий винт диаметром чуть более 14 метров и рулевой – 2,5 м. Лопасти агрегата сужаются к концу и крепятся к втулке при помощи шарнирных соединений вертикального и горизонтального направления.

Уже в то время конструкция вертолет Ми-1 подразумевала наличие фрикционных демпферов. Они предназначены для того, чтобы гасить колебания, которые создаются в процессе работы лопастей. Причем последние элементы требуют особого внимания.

Особенности конструкции лопастей

Эти элементы являются одними из самых важных. Лопасти отличаются смешанной конструкцией. В ней присутствуют стальные телескопические трубы, деревянные стрингеры и нервюры. Обшивка выполнена из плотной фанеры.

Вертолет Ми-1 оснащен лопастями с переменным циклическим шагом. Он меняется в зависимости от положения автомата перекоса, который расположен под втулкой.

Также перед разработчиком встал вопрос исключения потери устойчивости механизма. Миль решил использовать в валике управления лопастями специального кардана.

Фюзеляж

Корпус летательного аппарата можно разделить на переднюю, центральную и заднюю части. Фронтальная зона состоит из сварной фермы, к которой подсоединяется каркас самой кабины вертолета (включая обшивку из дюралюминия).

Средняя часть летательного аппарата представляет собой остекленную кабину, в которой может разместиться летчик и несколько пассажиров, для которых предусмотрен диван на два места (расположен за сиденьем того, кто управляет летательным аппаратом). Позади нее находится отсек для двигателя, в котором установлен мотор, главный редуктор двухступенчатого типа, тормоз, комбинированная муфта сцепления. Также в задней части, за кабиной, установлен бензобак на 240 литров. При необходимости (в случае если предполагался более длительный перелет) можно было установить еще одну емкость с бензином.

Также в задней части фюзеляжа расположена хвостовая балка, изготовленная из цельного металла. Также тут присутствует трансмиссионный вал и редуктор промежуточного типа. В самом конце установлен рулевой винт на три лопасти.

Как происходили испытания

Первые опытные летательные машины были произведены на авиабазе в Киеве. Однако после выпуска опытной модели перед разработчиками стояла задача ее испытаний. Для этого вертолет Ми-1 было решено перевести экземпляр на другой аэродром, расположен в Захарково.

20 сентября того же года впервые был совершен полет на этом летательном аппарате. При этом вертолет смог зависнуть в воздухе на привязке. Еще через 10 дней ГМ-1 впервые совершил полноценный полет и развил скорость сначала до 50, а потом до 100 км/ч.

Однако не все шло так гладко. Например, два первых вертолета не смогли справиться с поставленной задачей и были потеряны. Первый опытный экземпляр потерпел крушение в конце осени 1948 года. Во время полета произошло замерзание смазки механизмов управления. Из-за этого летчику пришлось в экстренном порядке покинуть аппарат. В тот момент вертолетом управлял летчик К. Байкалов. Он остался жив. Следующая авария произошла весной 1949 года. Так как сварка была произведена некачественно, карданный вал вертолета просто развалился. В тот момент машиной управлял также Байкалов. К сожалению, летчик не успел покинуть агрегат и погиб.

Несмотря на то что сразу две опытные модели не смогли доказать свою пригодность и довольно скептическое отношение некоторых моделей, разработки продолжались. Поэтому летом 1949 года была создана третья машина с доработанным хвостовым валом. Инженеры исключили необходимость сварки, которая требовала бы повышенного внимания и качества выполнения. Также был разработан новый тип смазочного материала для механизмов управления. Новая жидкость отличалась устойчивостью к пониженным температурам.

Спасательная модель

Миль принял решение ограничить высоту полета агрегата до 3 тыс. метров. Осенью того же года начались первые испытания, которые были успешно закончены к ноябрю.

Доработка модели

Несмотря на довольно успешные испытания, у военных были некоторые замечания к аппарату. Прежде всего они хотели усовершенствовать технику управления, чтобы пилотирование было проще. Также требовалось понизить уровень вибрации и упростить наземную эксплуатацию.

1950 году с учетом всех замечаний ГМ-1 был доработан и прошел новую серию испытаний, включая аварийную посадку в случае, если машина находится в режиме авторотации. После этого вертолет был переданным военным. Они провели еще больше испытаний. Машина тестировалась на возможность посадки в условиях горной местности.

В 1950 году государство постановило создать серию опытных моделей из 15 машин ГМ-1, которые впервые должны были получить свое конечное название Ми-1. Как многие отмечают, в то время значимость летательного аппарата была недооценена не только военными, но и в народном хозяйстве. Поэтому «первенец» Миля вертолет Ми-1 поступил в крупносерийное производство с задержкой. Однако ситуация изменилась коренным образом, когда опытную модель показали И. В. Сталину. Также ему сообщили, что в США также проводятся разработки винтокрылой техники. Поэтому было принято решение, что пришло время заняться серийным производством десантно-транспортного вертолета Ми-1, фото которого демонстрирует, что он является основой большинства современных моделей.

Первые серийные модели

Летчики транспортной авиации проходили переобучение в Серпухове и постепенно осваивали новые летательные машины. Государство запланировало массовый запуск вертолета Ми-1 и внедрить его в транспортную авиацию. Однако большее распространение аппарат получил в мотострелковых дивизиях, которые позже преобразовались в эскадрильи. После повторных испытаний в Серпухове у военных почти не осталось претензий к вертолету. Однако были замечания касательно эксплуатации особенностей обслуживания агрегатов на земле.

Сфера использования

Вертолет Ми-1

На фото вертолет Ми-1 (изображение выше) и выглядит как военная машина, и его действительно широко применяли для самых различных целей. Например, он поступил на вооружение фельдъегерских служб. Летательный аппарат использовали в разведке и для патрулирования границ, спасательных операций и санитарных работ.

Впервые в боевых действиях вертолет Ми-1 принял участие в 1956 году, когда происходили так называемые венгерские события. Позже военные машины использовали в Чехословакии с теми же целями.

Однако мало кто знает, что первоначально планировалось использовать вертолет для тренировки пилотов, пилотирующих именно винтовые машины. Поэтому МИ-1 также поступал и в военные учебные заведения.

Также вертолету нашлось применение в хозяйственной отрасли. МИ-1 успешно применяли для транспортировки людей, посылок и других мелких грузов. При помощи летательных аппаратов этого типа осуществлялась химическая обработка хозяйств. Также вертолеты использовали для китовой разведки, проверки лесов и многого другого. С 1954 года МИ-1 появился в Гражданской авиации. Постепенно вертолет начали использовать в мирных целях по всему миру.

Отношение к летательному аппарату за границей

Модель МИ-1 обладала превосходными летными качествами. Более того, на этой машине было установлено целых 27 мировых рекордов, что для того времени было удивительным результатом. Например, в 1959 году летчик Ф. И. Белушкин сумел подняться на летательном аппарате на высоту в 6700 метров. Чуть позже был установлен рекорд скорости вертолета МИ-1. Летчик В. В. Виницкий смог разогнать машину до 210 км/ч.

Модель вертолета

Стоит отметить, что по всем своим характеристикам данная модель никогда не уступала западным аналогам. Иностранные летчики, которые получили возможность управлять этим агрегатом, отмечали, что данная модель является прорывом в области вертолетостроения. Благодаря этому Ми-1 приобрел мировую популярность и стал поступать на вооружение во многие страны.

Например, летательный аппарат получил широкое признание в Китае. Там вертолет Ми-1 использовали во многих полицейских операциях. В Египте машина принимала участие при конфликтах с израильской стороной.

Начиная с 1955 года производство Ми-1 было передано в Польшу, где началось серийное производство модели. Иностранный агрегат получил название SM-1. По большому счету именно с этой модели началось вертолетостроение в этой стране. До 1965 года с конвейеров сошло более 1680 вертолетов. Большая часть из них направлялась обратно в СССР.

Последующие разработки

Безусловно, после такого успеха продолжилось совершенствование вертолета. Инженеры сделали упор на улучшенную конструкцию, а также надежность летательного аппарата. На фоне этого к 1956 году лонжероны лопастей вертолета были заменены на цельные элементы, изготовленные из прочных стальных труб.

Через год вертолет был оборудован уже прессованными лонжеронами. Однако на тот момент металлургия страны не была на таком высоком уровне, как сейчас, поэтому у специалистов не было достаточного опыта по прессованию длинных профилей. Поэтому пришлось разработать новую технологию создания более надежных элементов.

В последующем вертолеты Ми-1 и Ми-2 (новые версии собирались в Польше из деталей, присланных из СССР в 1965 году) был оснащен более совершенным управлением. Система стала более полноценной и объединила все необходимые узлы. Также вертолет обзавелся управляемым стабилизатором, внешней подвеской и противообледенительными системами.

Последующие модернизации стали более удобными. Например, стало возможным перевозить сразу четырех пассажиров. Двухместный диван также находился за пилотом. Но появилось еще два дополнительных сиденья, которые расположили рядом с летчиком. Были улучшены технические характеристики. Вертолет оборудовали более объемными бензобаками по 600 литров. Благодаря всему этому машина получила возможность совершать более длительные полеты и подниматься на большую высоту. Были решены проблемы обслуживания аппарата на земле и в тяжелых погодных условиях.

Также появились узкоспециализированные модификации вертолетов. Например, есть модели, которые оснащены более широкой дверью, которая помогает устанавливать внутри кабины носилки с пострадавшими. Поэтому при мощи летательного аппарата стало возможным проводить спасательные работы. Примечательно, что некоторые скептически относились к тому, что носилки и прочая техника не скажется негативно на функциональности вертолета. Однако в ходе испытаний никаких проблем не возникло. По своей функциональности модернизированные модели ничем не уступают первому Ми-1 по своим техническим характеристикам и прочим показателям.

Интересные факты о вертолете Ми-2

Стоит отметить, что данный летательный аппарат по-прежнему остается очень популярной и поистине легендарной моделью. И сегодня Ми-1, Ми-2 и вертолеты более современно типа на базе ГМ-1 успешно используются для патрулирования границ с возможностью использования громкоговорителей.

Вертолет в Польше

Во время катастрофы, которая случилась в 1986 году в Чернобыле, эти летательные аппараты использовались при попытках ликвидировать последствия аварии.

Начиная с 1978 года модель этого вертолета принимает участие во всех мировых чемпионатах. Те, кто увлекается вертолетным спортом, не раз встречали упоминание этой легендарной модели.

В 2006 году вертолеты серии Ми были направлены в Ирак. Там они использовались не для боевых действий, а в качестве техники, которая была призвана помочь владельцам сельских хозяйств. Благодаря своим характеристикам вертолеты этой серии способны за несколько недель распылить пестициды на территории более 28 000 гектар. Для этих же целей они использовались и в России.

Кабина Ми-2

Частные коллекционеры готовы отдавать сумасшедшие суммы денег, чтобы заполучить такие летательные аппараты. Дети с удовольствием собирают модели вертолетов Ми-1 72:1 и в других масштабах. Также этим летательным аппаратам были установлены памятники. Например, красивые постаменты можно найти в Москве, Северной столице, Кургане, Воркуте и многих других городах. Это лишний раз подтверждает, что Ми-1 стал настоящим прорывом вертолетостроения.

Примечательно, что этот вертолет вызвал огромный интерес не только у военных и в сельском хозяйстве. Ми-2 заинтересовались даже режиссеры самых кассовых советских фильмов. Например, этот вертолет появился в картине «Мимино», «Экипаж» и многих других. В одном из самых популярных сериалов «Дальнобойщики» также можно увидеть именно этот летательный аппарат. Также его часто показывают в иностранных фильмах. Таким образом, даже своим внешним видом этот агрегат вызывает огромный интерес у людей, которые не имеют никакого отношения к вертолетостроению.

Вертолет Ми-2

В заключение

Вертолеты серии Ми, которые прошли долгий путь с 1948 года, стали истинными легендами. Их производством занялись десятки стран, которые по достоинству оценили разработки советских инженеров. До сих пор современные технологии вертолетостроения базируются именно на наработках Миля. Поэтому можно сказать, что этот летательный аппарат получил мировую известность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Красивые вертолеты жаль что так быстро кончился коммунизм .
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.