Научный стиль речи
Быстрое развитие человечества, стремительный и постоянный прогресс науки и техники требуют формирования специального стиля речи, который самым лучшим образом приспособлен для выражения и передачи научных знаний. Так сформировалась одна из основных функциональных вариаций литературной речи - научный стиль.
Этот стиль характеризует стремление к точности называния: преобладают термины, однозначные слова, прямые значения слов. В основном научный стиль речи используется в письменной форме, что приводит к неизбежному употреблению полных структур в предложениях.
Язык науки выполняет функцию сообщения; он выступает только как язык-знак. Так, ученый обобщает свои наблюдения при помощи понятий, абстракций и сообщает сведения о предмете. Научный стиль речи, являясь орудием создания формул, понятий и подобного, тяготе к речевым средствам, которые лишены индивидуальной эмоциональности, и знакам, которые обладают научно-логичными признаками и свойствами, системой взаимосвязанности и абстрактной условности.
Впрочем, научный стиль речи не ограничен в образности – ученые часто используют сравнения, стремясь объяснить какую-нибудь мысль особенно доходчиво. Опять же, в научных текстах встречается достаточно речевых элементов, которые выражают субъективное отношение автора к объекту речи. Однако это не делает образность и субъективность существенными чертами данного стиля.
Основной задачей научного стиля является предельно ясное и точное объяснение читателю сообщаемой информации. А это лучше всего достигается без привлечения эмоциональных средств речи. Ведь наука обращается, прежде всего, к разуму человека, а не к его чувствам.
Основные особенности научного стиля речи:
1. Использование в научных и технических трудах, научных выступлениях (докладах, лекциях и прочем).
2. Задачами стиля является конкретное сообщение общих основных признаков предмета, объяснение причины явлений.
3. Характерные черты стиля. Высказывание обычно бывает:
- обощенно-отвлеченным (описывается волк в общем, как порода),
- подчеркнуто логичным (наличие смысловых связей и выводов),
- объективным (указание ссылок, цитат, анализ разных точек зрения),
- доказательным (аргументация, насыщенность фактической информацией).
- Используются слова книжные и нейтральные с отвлеченным и обобщенным значением: человечество, природа; сопротивление, магнит и прочее.
- Научные термины (среди которых очень много интернациональных слов): префикс, уравнение, электричество, диаграмма.
-Употребление составных союзов: ввиду того что, в связи с тем что, тогда как и другие.
-Использование глаголов первого лица во множественном числе и местоимения мы (авторское мы): сравним, сделаем вывод.
- Глаголы в форме третьего лица настоящего времени, которые обозначают постоянное (вневременное) действие: пингвины живут на Южном полюсе.
- Употребление распространенных повествовательных предложений.
- Сказуемое зачастую выражено существительным или прилагательным.
В устной форме, используется нейтральная интонация, четкое, полное произнесение слов характеризуют научный стиль речи. Примеры этого стиля можно найти в учебниках, словарях, научных трудах, статьях и прочем:
Тезис – это положение, которое кратко излагает основные идеи лекции, доклада, научной статьи и прочего. Тезисы должны включать только главные положения научного сообщения, которое записывается в форме утверждающего суждения или в форме перечисления явлений. Тезисы могут составляться из цитат или формулироваться отдельно, возможно соединение цитат и переформулированного суждения. Конкретные факты обычно в тезисы не включаются. Главными качествами тезиса является его смысловая насыщенность и доступность для восприятия.