Порт-Артурская икона Божьей Матери: история, молитвы, фото
Среди чудотворных образов Пресвятой Богородицы есть один, уникальность которого состоит как в особенностях композиционного построения, так и в самой истории. Речь идет о Порт-Артурской иконе Божией Матери, фото которой представлено в статье. Это единственное в мировой иконографии изображение, на котором плат с Нерукотворным Ликом Иисуса Христа держит в руках сама Пречистая Дева. Согласно установившейся традиции, ее празднование в православных храмах совершается ежегодно 29 августа. Этот же образ известен под названием "Торжество Пресвятой Богородицы".
Явление Пресвятой Богородицы старому матросу
История Порт-Артурской иконы Божией Матери столь же необычайна, как и ее композиция. Прежде всего надо отметить, что это был первый чудотворный образ, явленный в XX веке. Обстоятельства же его обретения также достойны самого пристального внимания. Предание повествует, что в декабре 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел из Бессарабской губернии необычный паломник. Им оказался старый матрос Феодор Катанский, полвека назад участвовавший в обороне Севастополя.
Поклонившись святыням и получив благословения настоятеля, он поведал ему и всем присутствующим, что недавно сподобился узреть во сне Пречистую Богородицу, стоявшую на морском берегу и державшую в руках плат, окаймленный сиреневой полосой. На нем был отчетливо виден Нерукотворный Лик Иисуса Христа. Позади Нее из тумана проступали очертания города, охваченного огнем.
Видение, положенное в основу будущей иконы
Весьма подробно поведал старый матрос и все прочие детали увиденного. Так, по его словам, хитон, или риза, Пресвятой Девы был синим, а верхнее облачение коричневым. Над Ее главой ангелы держали златую царскую корону, а ногами она попирала лежащие на земле обнаженные остро отточенные, но изломанные мечи.
Упомянул он и о двух архангелах, парящих в небе. Один из них – Архистратиг Михаил – держал в руках священную хоругвь, а напротив него Архангел Гавриил осенял Богородицу цветущей ветвью. В заоблачной выси узрел Феодор Катанский Самого Бога Саваофа, распростершего руки и как бы благословляющего сотворенный Им мир. На небесах же невидимым перстом было начертано: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Забегая вперед, отметим, что именно такое сюжетное построение впоследствии легло в основу Порт-Артурской иконы Божьей Матери.
Повеление Царицы Небесной
Но более всего поразили старика обращенные к нему слова Пресвятой Богородицы. Разомкнув уста, Она поведала ему, что вскоре на восточной оконечности России вспыхнет кровавая война, и для того, чтобы обрести Ее помощь и покровительство, необходимо все увиденное запечатлеть на иконе и, отослав ее затем на Дальний Восток, поместить в одном из храмов города Порт-Артура. В этом случае Пречистая Дева предсказывала победу православному российскому воинству.
Настоятель лавры и многие из тех, кому довелось слышать рассказ бывалого матроса, отнеслись к его словам с недоверием – мало ли что может присниться старому человеку. Но когда в январе следующего года пришло сообщение о нападении японской эскадры на российские военные корабли, всем стало ясно, что это был не пустой сон, а Божие пророчество, явленное устами Пречистой Девы.
Общенародное дело
Незамедлительно объявили всенародный сбор средств, необходимых для изготовления Порт-Артурской иконы Божией Матери. В России исстари было принято всем миром жертвовать на богоугодные дела, но данный случай был по-своему уникален. Для того чтобы установить равенство между людьми разных социальных слоев и разного достатка, постановили более пяти копеек от одного жертвователя не принимать. Таким образом, и сиятельные князья, и «Иваны, родства не помнящие» получили одинаковую возможность послужить делу защиты Отечества. Для контроля за соблюдением установленного правила учредили специальный комитет.
На призыв, прозвучавший в феврале 1904 года, откликнулись тысячи россиян, и вскоре из пожертвованных ими пятаков сложилась необходимая сумма, после чего приступили к исполнению задуманного дела. Написание Порт-Артурской иконы Божией Матери поручили известному киевскому мастеру Павлу Федоровичу Штронду, который приступил к выполнению заказа, предварительно уточнив у Феодора Катанского все мельчайшие подробности увиденной им сцены. Отмечается, что и во время работы над образом старый матрос находился в мастерской и помогал иконописцу советами и замечаниями.
Иконография созданного образа
По завершении написания иконы мастер от положенного ему гонорара отказался, заявив, что участие в столь важном для России деле само по себе является для него достойной наградой. Созданный им богородичный образ без рамы, в которую он был затем помещен, имел высоту 124 см (1 ¾ аршина) и ширину 77 см (1 ½ аршин). По иконографическим особенностям его можно отнести к типу «Оранта» («Молящаяся»), характерному тем, что на относящихся к нему иконах Богородица изображена с воздетыми в молитвенном жесте руками и обращенными к зрителю ладонями.
Преступная нерадивость столичного адмирала
Далее история Порт-Артурской иконы Божией Матери приняла неожиданный и весьма неприятный оборот. На Страстной седмице Великого поста 1904 года образ был торжественно освящен и по железной дороге отправлен в Санкт-Петербург адмиралу В. П. Верховскому, который, согласно договоренности, должен был незамедлительно переправить его защитникам Порт-Артура. Однако, несмотря на крайнюю срочность дела, флотоводец не счел нужным торопиться. Более двух недель он продержал образ в своем доме, а затем отдал в иконописную мастерскую для снятия копии. Между тем время шло, и новости, приходившие с театра военных действий, становились все более угрожающими. Но даже это не заставило адмирала поторопиться.
В конце апреля он по служебным делам отбыл в Севастополь, захватив с собой порученную его заботам икону Порт-Артурской Божией Матери. В результате, когда В. П. Верховский, наконец, направился на Дальний Восток, было уже слишком поздно. Из поступивших сводок стало известно, что в районе Харбина японцы перерезали железнодорожное сообщение с Порт-Артуром.
Медлительность адмирала вызвала крайнее недовольство у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая по телеграфу приказала ему немедленно отправить икону во Владивосток и выставить на всеобщее поклонение в Успенском кафедральном соборе, поскольку доставить ее по назначению более не представлялось возможным. Однако и это высочайшее распоряжение было исполнено им лишь по истечении трех месяцев.
Тщетные и запоздалые попытки исполнить волю Богородицы
За истекшее время Порт-Артур был полностью отрезан неприятелем от внешнего мира, и положение его защитников стало безнадежным. Спасти их могло только чудо. Дважды отчаянные казаки пытались доставить в осажденный город предназначавшуюся для него икону, и оба раза потерпели неудачу. Помочь делу пытался и ветеран русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отставной ротмистр Лейб-гвардии полка Николай Николаевич Федоров.
Получив благословение у своего духовника – протоиерея отца Иоанна Кронштадтского, он направился из Санкт-Петербурга во Владивосток, где хранилась Порт-Артурская икона Божией Матери. Там он поместил святыню в специально изготовленный для нее контейнер и поднялся с ней на борт норвежского парохода, надеясь под видом иностранца проникнуть в осажденный город и доставить туда свой бесценный груз. Но и эта последняя попытка оказалась безрезультатной. Когда же 20 декабря 1904 года защитники Порт-Артура, так и не дождавшись обещанного чуда, подняли белый флаг, необходимость в иконе отпала.
Печальный итог войны
Впоследствии ротмистр Федоров писал, что вина за падение Порт-Артура и поражение России в русско-японской войне целиком лежит на адмирале В. П. Верховском, который проявил преступную медлительность и не доставил своевременно защитникам города чудотворную икону. Этим он прогневал Царицу Небесную и навлек неминуемую беду. Что же касается экономической отсталости государства, ее устаревшего вооружения и коррумпированности, разъедавшей тогда высший эшелон власти, то их почтенный ветеран не принял во внимание.
Свой «боевой путь» Порт-Артурская икона Божией Матери продолжила в походной церкви при ставке Главнокомандующего российскими войсками генерала А. Н. Куропаткина, где и встретила конец столь бесславной для России войны. Дальнейшие следы этого уникального богородичного образа затерялись, и в течение почти девяноста лет он считался безнадежно утраченным, пока вдруг…
Второе обретение иконы
Это самое «вдруг» произошло в 1998 году в одной из антикварных лавок Иерусалима, куда случайно заглянули российские паломники. В ней между «стульями мебельного мастера Гамбса и гобеленом Пастушка» они увидели необычную богородичную икону, оказавшуюся впоследствии тем самым образом, на который возлагались надежды по спасению Порт-Артура. У хозяина лавки они узнали, что к нему икона попала от русских эмигрантов из Гонконга, где являлась собственностью местной православной общины.
Заплатив установленную цену и оформив все необходимые документы, паломники доставили икону Порт-Артурской Божией Матери в Екатеринбург, где после тщательно проведенной экспертизы была заверена ее подлинность и поставлен вопрос о необходимости реставрации. Причиной тому стало повреждение части живописного слоя, а также плохое состояние деревянной основы, изъеденной жучком.
Образ, возвращенный на родину
Для проведения необходимых работ из храма в Екатеринбурге икону Порт-Артурской Божией Матери отправили в Троице-Сергиеву лавру, где высококвалифицированные специалисты-реставраторы устранили все повреждения и вернули ей первозданный вид. Вскоре после этого она была доставлена во Владивосток и помещена в Свято-Никольский кафедральный собор, являющийся мемориальным памятником воинам, отдавшим свои жизни во время русско-японской войны 1904-1905 гг. С этого времени возобновилось ее всенародное почитание, и ежегодно 29 августа в стенах храма стал звучать специально написанный по этому случаю акафист Порт-Артурской Божией Матери.
В 2007 году во Владивостоке завершили восстановление и торжественно освятили Покровский кафедральный собор, разрушенный в годы коммунистического правления. В него среди прочих святынь был помещен и образ Пресвятой Богородицы, обретенный столь чудесным образом в одной из антикварных лавок Иерусалима. Там он находится и по сей день.
Владивостокский храм Порт-Артурской иконы Божией Матери
В конце 90-х годов прошлого века группа православных активистов Владивостока выступила с инициативой создания в городе храма в честь знаменитой богородичной иконы, исторически связанной с событиями русско-турецкой войны. Воплотить задуманное в жизнь им тогда помешал ряд экономических и организационных сложностей. Тем не менее, проявив изрядную настойчивость, они добились того, что в 2003 году Владивостокская епархия получила в свою собственность здание бывшего кинотеатра «Маяк», находившегося по адресу: ул. Гамарника, д. 18. В этом частично перестроенном и реконструированном помещении ими был основан ныне действующий храм Порт-Артурской иконы Божией Матери. Символично, что столь отрадное событие совпало со столетием явления Богородицы матросу Феодору Катанскому, ставшему инициатором создания святого образа.
Храм, появившийся в Екатеринбурге
Весьма примечателен и храм Порт-Артурской Божией Матери в Екатеринбурге. Его строительство, начатое по инициативе митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, продолжалось с 2010 по 2015 год. Находится он на пересечении улиц Шевченко и Восточной, что само по себе весьма символично.
Дело в том, что в 1918 году здесь находилась железнодорожная станция, на которую 30 апреля прибыли святые царственные страстотерпцы, и откуда они начали свой крестный путь к Ипатьевскому дому. Кроме описанных выше, за последние десятилетия по всей стране было основано еще несколько храмов в честь этого уникального богородичного образа. В них неумолчно возносятся молитвы ко Пресвятой Деве Марии, одна из которых приводится в начале нашей статьи.