Организационная структура компании. Основные законы и принципы ее построения

Эффективность и конкурентоспособность любой фирмы будет в той или иной мере определяться особенностями ее построения. Организационная структура компании должна учитывать следующие законы:

  • соответствие ее стратегической цели развития фирмы;

  • адаптивность функций и структуры, то есть приспособленность к новейшим условиям и непредвиденным обстоятельствам;

  • эффективное воздействие на итоговые экономические показатели проекта на каждой фазе его жизненного цикла;

  • обеспечение оптимального уровня руководства, которое должно грамотно делегировать свои полномочия;

  • формирование системы индивидуальной ответственности, когда за реализацию какой-либо функции либо проекта будет отвечать конкретный исполнитель (тот, кто ее реализует);

  • она должна обладать стандартным уровнем управляемости.

Организационная структура компании может быть нескольких типов. Рассмотрим более подробно основные из них.

Классическая линейно-функциональная организационная структура компании является устаревшей, поскольку отличается своей простотой. Процесс управления осуществляется "сверху-вниз", а каждый отдел четко выполняет свое назначение. Но в настоящее время она редко используется. Исключение составляют мелкие и средние фирмы, а также подразделения крупных.

Дивизиональная организационная структура компании характерна для больших предприятий. Здесь обычно выделяются крупные автономные производственно-хозяйственные подразделения (отделения, дивизионы) и соответствующие им уровни управления. Помимо этого, им предоставляется оперативно-производственная самостоятельность и ответственность за получение доходов.

Существуют следующие дивизиональные типы:

  • Продуктовые фирмы, которые выделяются с учетом предоставляемых услуг и выпускаемой продукции. Например, организационная структура страховой компании.

  • Региональные фирмы, которые формируются по региональному признаку, в зависимости от тех территорий, которые они обслуживают.

  • Организационная структура управляющей компании, которая ориентируется на определенного потребителя. Подобных вариантов имеется большое количество.

Адаптивная организационная структура компании характеризуется рядом показателей:

  • отсутствует бюрократическая регламентация деятельности в органах управления;

  • нет разделения труда в соответствии с видами работ;

  • гибкость в структуре управления с децентрализацией в принятии решений, индивидуальной ответственностью каждого сотрудника за общий результат;

  • она способна сравнительно легко и быстро изменить форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям;

  • ориентирована на ускоренное исполнение даже очень сложных проектов, проблем и комплексных программ, и все это при ограниченном времени;

  • органы управления являются временными.

Среди выделенных структур самой распространенной в современных экономических условиях является дивизиональная. Но она станет наиболее эффективной и наиболее предпочитаемой при учете следующих условий:

  • в крупных компаниях, если планируется расширение производственных и хозяйственных операций;

  • на предприятиях с наличием широкой номенклатуры выпускаемой продукции;

  • в организациях, в которых сильно диверсифицировано производство;

  • на стабильных фирмах, где производство практически не подвержено рыночным колебаниям;

  • если компания начинает интенсивное проникновение на зарубежный рынок либо же она осуществляет деятельность в расширенных международных масштабах, на нескольких рынках.

Но каждая компания должна структурироваться в соответствии со своими стратегическими и тактическими целями.

Комментарии