Первый этап становления педагогической психологии. Основоположник русской педагогической психологии

Педагогическая психология изучает процесс наилучшего преподнесения учебной информации. Это наука о том, как правильно воспитывать детей с точки зрения психологии, как эффективно преподносить материал в процессе обучения. Задачи педагогической психологии: распознать и развить способности ребенка, воспитать нравственность и способность мыслить самостоятельно, развитить желание трудовой деятельности на благо общества. Ее еще называют школьной психологией. Рассмотрим подробнее предмет изучения педагогической психологии. История становления этой науки раскроет предпосылки и начало ее развития.

Наука и ее предмет

Интерес к развитию личности с раннего возраста существовал всегда. Однако больше внимания уделялось физическому здоровью ребенка. Психология детства начала изучаться сравнительно недавно, в конце XVII века.

Чем отличается педагогическая психология от психологии личности? Первая наука изучает процесс обучения, личность ребенка в этом процессе, его способности, задачи преподавателя.

Педагогическая психология является результатом интеграции педагогики и психологии. Как наука это направление психологии связано со многими другими науками: социологией, физиологией, философией и т.д. Объектом исследований является ребенок, закономерности его психологического развития, способы воспитания. Результаты исследований педагогической психологии используют для создания дидактических материалов, программ обучения. Основная задача педагогической психологии – поиск оптимального варианта развития человека на всех этапах обучения. В современном обществе педагогика не возможна без психологии и психоанализа.

История появления науки

Сколько этапов становления педагогической психологии? Процесс ее формирования, как отдельной ветки психологии, занял несколько веков. Развитие педагогической психологии делится на:

• постановку общедидактического фундамента;

• формирование системы научного знания;

• развитие самостоятельных научных гипотез.

Для различного рода фундаментальных наук характерно скачкообразное развитие. Как правило, появившись однажды, она найдет почитателей и исследователей сразу или позднее. Первые отголоски появления педагогической психологии отмечены в 1657 году. В это время создано первое из четырехтомника произведение Яна Амоса Коменского. Книга носит название «Великая Дидактика». Через всю свою жизнь Коменский пронес идею «пансофии». Это определение означает всеобщее, великое знание. Мыслитель считал, что все беды человечества - от невежества. Он стремился распространить знание и учение повсеместно.

Ян Коменский разработал четырехступенчатую систему школьного образования. Педагог открывал свои школы. Обращал внимание на различие в способностях и фундаменте заложенных знаний, нравственности в учениках. Проводил аналогию с растениями: изначально сорняки никто не сажает, они вырастают сами. За культурными растениями — говорил Коменский — нужен особый уход. То же касается и детей. С раннего детства необходимо закладывать в человека нравственные ценности и мудрость предков. Современники Яна Асмоса не отличались особой заботой об этой составляющей детского развития. Поэтому на основании способностей и заложенного в детях материала, система школьного образования в его учреждениях имела четыре варианта — для каждого типа темперамента и интеллекта учеников. Педагог приводил в пример созревание яблок в садах: позднее, среднее и раннее. В основу воспитания по методике Коменского легла нравственность и четкое следование плану обучения. На первых этапах, для ученых, педагогическая психология имела много недоработок.

Автор методики обращает внимание, что основы мировоззрения необходимо закладывать в родительском доме. Развитие же этих знаний и их дополнение ложится на плечи школьного учителя. Дома с ребенком необходимо много читать ему вслух и учить самостоятельно осваивать литературу.

Учение Яна Коменского

Автор методики предъявлял определенные требования к учителям в своих школах:

1. Учителю необходимо с добром и любовью относиться к детям.

2. Учитель не должен проявлять агрессию и гневаться на учеников.

3. Учитель воспитывает в учениках нравственность и сам представляет собой ее образец.

4. Учитель всем существом выражает спокойствие и уверенность.

5. Учитель является экспертом в своем предмете настолько, чтобы иметь право преподавать его другим людям.

6. Учитель на протяжении всей педагогической практики развивает свой ум и продолжает узнавать новое.

Также Коменский обращал внимание, что есть вид учеников, которые плохо воспринимают материал в связи со скудными умственными способностями. Педагог настоятельно рекомендовал продолжать работать с ними, считал, что, подобно некоторым сортам яблок, которые плодоносят не ежегодно, обучение принесет свои плоды со временем.

Идеальным результатом по методу Коменского считается способность ученика самостоятельно принимать решения, руководствуясь исключительно собственным умом.

Коменский рекомендовал не перегружать ребенка занятиями, это может принести противоположный результат. Отсутствие естественного желания обучаться — то, чего можно избежать, если нагрузку ребенку давать равномерно и методично. Задача педагога — пробудить в ученике любовь к получению знаний.

Основоположник русской педагогической психологии П.Ф.Каптерев писал о теории Коменского:

«...дидактике Коменского свойственны весьма существенные недочеты: это дидактика метода, представленного в виде какого-то внешнего механического орудия; в этой дидактике еще нет речи о развитии обучением способностей учащихся;... дидактике Коменского недостает психологии»

Жан-Жак Руссо

С именем этого ученого также связан первый этап становления педагогической психологии до появления науки в России. Мыслитель отмечал, что искусства и науки стали подвластны человеческим страстям. Стремился раскрыть и сохранить природные качества человеческой личности. Отдавал должное воспитательному процессу. В 1762 году выходит в свет его произведение «Эмиль, или О воспитании». Руссо радеет за теорию воспитания в естественных условиях. На процесс не должно быть влияния религии. Воспитание, по мнению Руссо, бывает от природы (заложенные способности), от людей (помощь в развитии этих способностей) и от вещей (собственный опыт, на котором учится человек). Ученый обращает внимание современников на чувственное восприятие мира ребенком. Этот взгляд на воспитание стал революционным, так как никто не задумывался об этой стороне педагогики. Руссо первым заговорил о построении мировоззрения ученика, согласно его особенностям и способностям. Цель воспитания – создать человека, а не доброго христианина. Педагог призывал уважать интересы ученика, дать развиваться его природным способностям, обращать внимание на заложенные склонности. Обращал внимание на важность контроля за деятельностью ребенка, а не на потакание его капризам. Важно направлять ученика в правильное русло, заинтересовать и способствовать инициативе самостоятельного развития. Особо выделял формирование навыков к трудовой деятельности, которую считал главной.

По Руссо существует четыре этапа воспитания ребенка:

  1. До двух лет. Упор делать на физическое воспитание.
  2. С 2 до 12. Чувственное воспитание.
  3. С 12 до 15. Умственное.
  4. С 15 лет – нравственная составляющая воспитательного процесса

Интересно, что во второй, чувственный период, Руссо рекомендовал воздерживаться от чтения книг ребенку. Он должен учиться самостоятельно, опытным путем изучать окружающий мир. Книги дают неверное представление и заставляют принимать на веру мнение авторов. На третьем этапе позиция преподавателя должна стремиться к ответам на вопросы учеников. В нравственной составляющей воспитания ученик должен овладеть доброй волей, гуманным отношением к обществу и состраданию. Руссо отводил важную роль изучению истории как примера межличностных отношений и правильного построения взаимодействия между людьми.

Иоганн Песталоцци

Значительный вклад в первый этап становления педагогической психологии внес этот швейцарский ученый. Деятельность его приходится на конец XVII – начало XVIII веков. Стал известен как защитник угнетенных.

Песталоцци, вдохновившись идеями Руссо, разрабатывает систему воспитания на основе развития способностей в каждом ученике и строгой дисциплины. Начинает заниматься образованием бедных слоев населения и сирот. Создает научный труд «Лингард и Гертруда», принесший ему мировую известность. Автор учит прививать ребенку чувство сострадания, доброжелательное отношение к окружающим. Песталоцци стремился организовать обучение и развить трудовые качества у детей одновременно. Основой принципов педагога стал метод изучения и наблюдения. Постепенное накапливание опыта учеником формирует последующие выводы. Новый материал изучать лучше частями и после переходить к обобщению. Визуальное изучение и наглядность преподавания образовывают фундамент для развития речи и мышления. Воспитательный процесс должен проходить с минимальным количеством вербальной информации, дабы пустые слова не отвлекали учеников от познания. Речь преподавателя должна быть емкой, но краткой. Цель преподавателя – способствовать умственному развитию учеников.

Песталоцци стал основоположником опытного изучения детей и их воспитания. По мнению ученого, развитие ребенка должно быть:

1. Умственным. Педагог обязан воспитать способность к самостоятельному умозаключению и критическому мышлению.

2. Нравственным. Способность сочувствовать, иметь чувство собственного достоинства.

3. Целостным. Ученик умеет выделять главное из прочего и развивать способности.

4. Физическим. Человек способен поддерживать физическую форму и здоровье.

5. Трудовым. Навыки и умения, способствующие развитому образу жизни в обществе.

Главным вкладом Песталоцци в основы развития педагогической психологии стало стремление к стимуляции навыков саморазвития у детей, способности рационально мыслить. Ученик должен развивать логику и способность кратко и емко выражать собственные мысли. Для тренировки этих навыков Генрих Песталоцци разработал систему упражнений, стимулирующих мозговую деятельность и стремление к труду.

Мнение Каптерева о теории Песталоцци на первом этапе становления педагогической психологии приведено ниже:

«Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития».

«... преувеличение им (Песталоцци) влияния метода в обучении и некоторая наклонность к механизации школьных приемов и способов преподавания очевидны. Живая личность учителя как видный фактор школы еще не понята. Вообще, психологическая сторона образовательного процесса, его основ, частных путей и форм разработана Песталоцци весьма недостаточно».

Иоганн Фридрих Гербарт

Один из последователей гения Песталоцци. Родился и вел деятельность в Германии в конце XVIII – начале XIX века. На первом этапе становления педагогической психологии этот ученый доработал труды Генриха Песталоцци. Он считал, что чувственное восприятие мира – не главное. Следует ввести в образование точные науки, и от их исследований отталкиваться в преподавании нравственности. Конкретные суждения, по его мнению, помогают составить более целостную картину мира. Основой теории служит мысль о том, что главная способность человеческого существа – способность взаимодействовать с окружающим миром и получать информацию извне. Человек легко приспосабливается к окружающему миру. Воспитание закаляет характер и формирует нравственное содержание.

Гербарт радел за упор на нравственное воспитание. Основной целью педагогики становится закрепление этических и моральных норм, развитие силы воли и убеждений. Иоганн Гербарт стал основоположником теории воспитания образованием. Он считал, что сухое предоставление информации ученикам не дает нужных плодов, они не способны самостоятельно осознать материальный мир без экспериментального изучения. На учителе лежит обязанность распознать характер учащегося и его склонности и, исходя из этого знания, предоставлять информацию. Тогда ученик будет сам стремиться к познанию, так сформируется добрая воля и высоконравственный характер. Гербарт обращал внимание на необходимость строгой дисциплины. Необходимо утихомирить резвость ученика для того, чтобы он был способен воспринимать и впитывать информацию. Ограничение свободного времени ребенка способствует этой цели. Задачей педагога становится поиск доброго в характере ребенка. На это следует опираться при обучении. Если дисциплина не соблюдается, допускаются наказания. Система наказаний Гербарта использовалась в немецких и русских школах.

П.Ф.Каптерев писал об Иоганне Гербарте:

«... дидактика Гербарта имеет существенные достоинства: она дает психологический анализ педагогического метода, она серьезно ставит чрезвычайно важный вопрос об интересе обучения, она неразрывно связывает обучение и воспитание. К недостаткам дидактики Гербарта нужно отнести ее односторонний интеллектуализм и недостаточную разработку некоторых вопросов, например, об интересах учащихся»

Фридрих Адольф Дистервег

Сын юриста, будущий выдающийся ученый середины XIX века, он обучался в обычной школе. Это образование, как он говорил позднее, не дало ему ничего, кроме неприятных воспоминаний. В юные годы, при поступлении в университет, он ознакомился с трудами Коменского и Песталоцци. Их теории отложили свой отпечаток и стали фундаментом всей деятельности ученого. Дистервега на первой стадии развития педагогической психологии называют наставником немецких учителей. Он создал ежегодный альманах с педагогической тематикой.

Дистервег стал первым, кто открыто высказался об отделении церкви от школы. Он поддерживал идею создания единой школы, в которой могли обучаться дети вне зависимости от сословия и религии. Дистервег выделяет три возрастных группы учащихся по типу восприятия образования:

  1. 6-9 лет. Развито сенсорное восприятие, обучение успешно проходит по сказкам и в игровой форме. Педагогу следует делать упор на чувственное восприятие мира.
  2. 9-14 лет. Опыт познания уже накоплен и появляется способность анализировать, сравнивать и делать выводы.
  3. 14-16 лет. Задача педагога - привить нравственные нормы, принципы, которые со временем станут убеждениями взрослого человека.

Заслуга Дистервега в том, что он стал развивать способности учеников, в отличие от вышеописанных ученых, которые не рассматривали такую возможность.

Принципы теории Дистервега следующие:

1. Природосообразность. В ребенке следует развивать заложенные природой качества.

2. Культуросообразность. Воспитание содержит культурный уровень, достигнутый обществом.

3. Самодеятельность. В ребенке развивается способность самостоятельно мыслить, проявлять инициативу. Это способствует дальнейшей эффективной деятельности индивида.

Педагог выделил четыре группы дидактических правил для образовательных учреждений. В первой группе - правила, где главную роль играет ученик. Обучение строится с учетом индивидуальных способностей, психологического и физического развития учащегося. Во второй группе обозначены правила преподнесения образовательного материала. Третья группа правил относится к внешней, окружающей ученика среде, времени и месту обучения, социокультурной составляющей. Четвертая группа - о том, каким должен быть сам преподаватель. Дистервег считал, что вся система образования зависит от способностей педагога. Он настаивал, что учитель должен провоцировать в ученике склонность к познанию, а не просто преподносить материал. Ученик должен стремиться к анализу и построению выводов.

Каптерев об учении Дистервега писал следующее:

«... многие дидактические положения Дистервега по их ясности, определенности, сжатости и вместе педагогической практичности и толковитости, несмотря на отсутствие глубины и новизны, вошли в учебники дидактики и сделались положениями повседневной педагогической практики»

Константин Дмитриевич Ушинский

Этот ученый стал основателем педагогической научной психологии в России в конце XIX века. Основой его теории было изучение человека, как психоэмоциональное, так и анатомическое, и физическое. Ученый считал, что в России образование и воспитательская деятельность обязаны строиться согласно национальным особенностям и традициям. К. Д. Ушинский выступал за введение женского образования наравне с мужским. Основываться оно должно на национальных интересах, с учетом особенностей языка, географического положения и климатических условий. Осознание единства нации – ключ к проявлению трудолюбия, гуманности. Образование, по его мнению, должно быть неотделимо от практики, труд – главный двигатель прогресса.

Петр Федорович Каптерев

Его деятельность пришлась на конец XIX – начало XX века. П.Ф. Каптерев стал первым педагогом, опубликовавшим в России статьи по педагогической психологии. Именно после этих статей педагогическая психология наметилась как отдельное направление педагогической деятельности.

Каптерев считал важнейшими годами развития ребенка первые три. В эти годы закладывается эмоциональный и психологический фундамент характера человека. Первый и основной этап развития педагогической психологии в России отмечен активным обсуждением образования детских садов. Петр Федорович был ярым сторонником этой идеи. Огромное значение в становлении личности он предавал товариществу в детских играх. В детских садах нет места принуждению к шаблонному поведению, ребенку дается полная свобода действий. Школа же должна приучать к умственному труду, формировать мировоззрение и воспитывать характер. При этом не снижается роль родительского воспитания. Петр Федорович обращал внимание на проявление способностей ребенка в раннем детстве. Именно они откладывают отпечаток на характер и таланты ребенка в будущем.

С именем Каптерева связаны все основные этапы становления педагогической психологии в России. Воспитание начало основываться не на простой передаче знаний. Понимание и развитие природных талантов ребенка стало важнейшим этапом в формировании новой педагогической системы.

Выводы

История педагогической психологии насчитывает несколько веков. Первый, общедидактический этап развития педагогической психологии – самый длинный. Он открыл новый виток развития педагогики с учетом способностей ученика, возможности влиять на развитие талантов. Педагог становится не просто преподносящим знания человеком, а психологом, исследующим характер, ищущим подход к каждому ученику. Разрабатываются новые системы образования, уход от физических наказаний. Образование становится доступно всем сословиям и полам. Книги по педагогической психологии с середины XVII века по настоящее время претерпели массу изменений. Недостатки первоначальных теорий были доработаны и выдвинуты новые, психологически обоснованные методики. П.Ф. Каптерев внес существенный вклад в русскую педагогическую психологию. Ребенок ставится в центр всей образовательной системы. Отдельное внимание уделяется развитию памяти, фантазии, мышления, русской речи и нравственности. Педагог находится в неразрывной связи с учеником, но роль его меняется. Из локомотива, тянущего за собой ученика, он превращается в наставника, помогающего развитию ребенка и направляющего его.

Комментарии