Классификация психодиагностических методик: виды, характеристики, требования, надежность
Классификация психодиагностических методик позволяет оценить весь спектр инструментов, которыми в настоящее время обладают специалисты в этой области. В этой статье мы подробно расскажем об их видах, характеристиках, требованиях и надежности. Приведем примеры самых успешных и распространенных.
Уровень формализации
В основе классификации психодиагностических методик лежит уровень формализации. Именно по нему их разделяют на две ключевые группы.
Для формализованных методик характерно существование определенного регламента, соблюдение строгих инструкций при проведении обследования. Они позволяют собрать информацию максимально быстро, качественно и количественно сравнив ее между собой. К ним в первую очередь относят опросники, тесты, психофизиологические и проективные методики. Стоит отметить, что среди них немало экспериментальных видов.
Малоформализованные методики не подвержены проверке, но при этом дают ценные сведения об испытуемом. Особенно, когда предметом изучения становятся психические явления, слабо поддающиеся объективизации. Это трудоемкие методики, к которым относятся: беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Тесты
В классификации психодиагностических методик по уровню формализации одним из их основных типов являются тесты. Как правило, это короткие, стандартизированные испытания, которые ограничены во времени. Они разрабатываются для установления качественных и количественных различий между индивидуумами. Ключевое отличие этой методики психодиагностического исследования заключается в необходимости дать верный ответ на поставленный вопрос.
Признаками теста является существование четкой инструкции, которая способна жестко определить поведение испытуемого. К тому же им однозначно должен восприниматься стимульный материал, а конечная оценка всегда проводится по критерию правильности.
В классификации методов и методик психодиагностических обследований важно выделить отличия тестов по форме, цели и содержанию. По форме они бывают групповыми, индивидуальными, компьютерными, аппаратурными, вербальными, бланковыми и невербальными.
По цели отличают тесты, проводимые для классификации, отбора или распределения испытуемых. Наконец, по содержанию выделяют текста на креативность, интеллект, для определения специальных или общих способностей, достижений, характеристики личности. Вот какова классификация психодиагностических методов и методик, относящаяся к тестам.
Во время индивидуальных тестов общение испытуемого с экспериментатором происходит строго один на один. У данного типа методики психодиагностического исследования есть неоспоримое преимущество, которое заключается в том, что существует возможность наблюдать за тестируемым человеком, фиксировать его ответы, оценивать то, как он относится к данному обследованию.
Во время групповых тестов одновременно в испытаниях участвует большое количество людей. В этом случае особенно важным становится соблюдение единообразия при проведении данного тестирования. Предметные, бланковые, компьютерные и аппаратурные тестирования отличаются между собой исключительно по материалу, который используется.
Различие невербальных и вербальных тестов заключается в характере стимульного материала.
Опросники
Теперь разберем классификацию психодиагностических методик по формализованному типу. Вторыми по популярности после тестов являются опросники. Задания в них представлены не только в виде вопросов, но и утверждений. При этом они могут отражать отношение человека к определенным высказываниям, меру его согласия или несогласия с ними. Конечной целью опросника является не только получение ответа на вопрос, но и согласия или несогласия с каким-то утверждением. Считается, что это одна из эффективных разновидностей самонаблюдения.
Среди особенностей этого метода стоит отметить возможность косвенной самооценки, а также то, что полученные результаты не оцениваются по принципам их правильности или неправильности.
В частности, личностные опросники рассматриваются в виде стандартизированных самоотчетов. При этом по форме они могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
В классификации психодиагностических методик выделяют опросники-анкеты, которые призваны получить информацию о человеке, которая не будет иметь прямого отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают фиксированный и жесткий порядок формы и содержания вопросов, формы ответов четко прописаны. В первую очередь они требуются для получения биографических данных об истории жизни человека.
Проективные техники
В классификации методов и методик психодиагностических обследований важная роль отводится проективным техникам. Эти методики разработаны для определения личностных особенностей человека. Характерным для них является глобальный и масштабный подход к оценке личности в целом, при этом отдельным чертам уделяется минимальное внимание.
Впервые разработаны проективные техники были швейцарским психиатром Карлом Юнгом. Он считал, что если оказывать косвенное воздействие на значимые и важные области переживаний человека, то это может вызвать изменения в его экспериментальной деятельности. Поэтому Юнг настаивал на том, чтобы испытуемый самостоятельно интерпретировал, дополнял и развивал неопределенные стимулы. Интересно, что цель этих методик замаскирована, что минимизирует возможность давать те ответы, которые ждут от исследуемого объекта.
Особенностью этой методики считается то, что действия не определены строгими стандартами, не определены и стимульные условия. Ответы на вопросы имеют смысл только в связи с личностным значением. Поэтому ответы не оцениваются по их правильности или неправильности.
Психофизиологические методики
Даже рассматривая кратко классификацию психодиагностических методик, необходимо уделить внимание психофизиологическим моделям. С их помощью удается диагностировать природные особенности человека, которые обусловлены конкретными свойствами его нервной системы. Они были разработаны отечественными психиатрами, в частности, Небылицыным и Тепловым. Их последователи развили целое научное направление, известное сегодня как дифференцированная психофизиология.
В его основе лежит гипотеза о том, что индивидуальные различия каждого человека обусловлены конкретными свойствами его нервной системы. При этом они не предопределяют содержания его психического развития, находя свое проявление в формально-динамических особенностях поведения и психики индивида. Например, в его выносливости, быстроте, работоспособности, темпе и ритме жизни. В целом, они лишены оценочного подхода к индивиду. Это аппаратурные методики, которые носят исключительно индивидуальный характер.
Малоформализованные методики
Среди классификаций и типов психодиагностических методов и методик выделяют малоформализованные. Среди них старейший метод в диагностике, которым является наблюдение. Решающее значение он приобрел при изучении психологических особенностей несовершеннолетних.
В России в 20-е годы XX века наблюдение активно применялось Басовым при изучении им детского поведения. В частности, он разработал общие принципы воспитания и саму методику психологических наблюдений. Основной принцип его работы заключался в максимальной фиксации внешних объективных проявлений. Также он уделял внимание тому, чтобы процесс наблюдения был непрерывным, а запись избирательной.
Примечательно, что в качестве своеобразного измерительного инструменты выступал сам наблюдатель. Басов при этом проводил четкую грань между научным и педагогическим наблюдением, отмечая, что педагогическое отличает пассивность, случайность и не целенаправленность. В то же время при научном наблюдении перед исследователем ставится конкретная проблема, он сам выбирает ситуацию, в которой будет работать, а наблюдение основывается на продуманном плане особенностей поведения и конкретных качеств объекта.
Выделяется конкретное и поисковое наблюдение. Если цель заранее известна и определена, следует производить отбор только самых необходимых явлений и фактов.
Схема наблюдения за объектом включается систему единиц, а также форму и способ описания данного наблюдаемого явления. Прежде чем начать наблюдение, следует определить конкретные акты и стороны, которые будут доступны прямому наблюдению. В частности, речь может идти о единице поведения.
При поисковом наблюдении принято использовать форму записи в виде дневника или сплошного и подробного протокола. При исследующем наблюдении подразумеваются категории, в которых осуществляется запись конкретных единиц наблюдения.
Специалисты по классификации методов психодиагностических обследований выделяют три основных вида наблюдения.
- Хронологические проводятся на протяжении длительного времени при постоянно и непосредственном контакте с испытуемым. Также существуют периодические, для которых отводится заранее известное определенное время, и единичные.
- Условия наблюдения могут быть лабораторными, полевыми, а также спровоцированными в естественной среде.
- По отношению наблюдателя к объекту его позиция может быть скрытой, открытой, включенной.
Среди основных достоинств этого метода следует отметить возможность максимально достоверно оценить поведение индивидуума в его естественной среде. В процессе наблюдения есть возможность выделять основное и отделять его от малого. К тому же для его осуществления не требуется налаживания контакта с испытуемым и получение от него разрешения. При этом у наблюдения хватает недостатков. В первую очередь они связаны с тем, что метод требует много времени, дать количественную оценку результатам весьма затруднительно, да и сами они часто получаются слишком субъективными.
Среди малоформализованных методик всегда выделяют беседу или опрос. Этот метод сбора первичных данных основан на вербальной коммуникации. Характеристика психодиагностической методики заключается в том, что исследователь должен четко знать, какие вопросы задавать, как спрашивать, убедиться, что полученным ответам можно доверять. Основная сложность данного метода как раз заключается в сложности формулирования вопросов.
Опросы проводятся письменно или устно, в групповой или индивидуальной форме. Могут быть разовыми или многократными, формулироваться в косвенной или прямой форме, иметь закрытый или открытый характер.
Опрос преследует вполне определенную цель: снизить тревожность, создать мотивацию к обследованию, получить необходимую информацию. Обязательно накануне опроса следует подготовить вопросы, составить план беседы.
Наконец, высокую эффективность демонстрирует такой метод, как интервью. Так в психодиагностике определяют беседу, проводимую по определенному плану. Интервью может быть стандартизированным, частично стандартизированным или совершенно свободным. Делится оно на клиническое (это метод терапевтической беседы, который должен помочь человеку осознать внутренние конфликты, проблемы, скрытые мотивы поведения) и диагностическое, применяемое для получения информации о свойствах личности.
В рамках контент-анализа исследователь проводит качественный и количественный анализ материальных и документальных источников, который позволяет изучать природу человеческой деятельности. Чтобы информация была максимально достоверной, разработан специальный метод анализа содержания. Он появился в 20-е годы XX века с целью обработки материалов средств массовой информации. Для этого были выделены количественные и смысловые единицы.
Операциональная классификация
Также существует операциональная классификация психодиагностических методик. В ее рамках выделяют степень влияния исследователям на испытуемого. В итоге результат может быть субъективным или объективным. В объективных методиках данное влияние минимизировано, а при субъективных все (по большому счету) зависит от интуиции психодиагноста, его опыта и квалификации.
Среди объективных методик следует выделить тесты-опросники, объективные задания, аппаратурные и приборные поведенческие методики, методики объективного шкалирования. Последние предполагают оценку испытуемым каких-то понятий или объектов. За счет этого делается вывод о строении его когнитивной сферы, ценностных ориентирах.
Рассматривая подходы к классификации психодиагностических методик, следует отметить, что среди субъективных методик выделяют стандартизированное аналитическое наблюдение, проективные методики, контент-анализ.
При классификации по мере "объективности-субъективности" стоит признать, что жесткой границы между двумя классами не существует. Каждый тип в той или иной мере обладает субъективными и объективными признаками.
Технологическая классификация психодиагностических методик предполагает привязку к решению практических задач узкого класса, которые направлены на диагностику определенных свойств. В психодиагностике это и называют методом. При этом по технологической классификации психодиагностических методик сам метод определяется родством технологических процедур и приемов.
По методу Шванцаре
Существуют всевозможные классификации психодиагностических методик по разным авторам. Например, по Й. Шванцаре.
Она предполагает распределение всех методик на четыре типа.
- По используемым материалам Шванцаре выделяет невербальные и вербальные, манипуляционные, так называемые тесты "карандаша и бумаги".
- По количеству получаемых показателей - комплексные и простые.
- Тесты с возможностью различных ответов и только с "правильными" ответами.
- Наконец, в классификации видов психодиагностических методик по Шванцаре существует тип, отличающийся психической активностью испытуемых. Он делится на несколько категорий: экстроспективные, интроспективные, исполнительные и проективные.
Требования
Требования к психодиагностическим методикам едины и универсальны. Их необходимо строго придерживаться, чтобы результат получился надежным и достоверным. У надежных методов должны быть четыре составляющих: валидность, надежность, однозначность и точность.
Валидность оценивает, насколько пригодна та или иная методика для оценки именно того психологического качества, для которого она применяется. Надежность демонстрирует возможность получить результат, основанный на постоянных и устойчивых показателях.
Точность любой методики отражает ее способность реагировать на любые возможные изменения свойства индивида, которое оценивается. Среди требований к психодиагностическим методикам точности уделяется особое внимание, так как условия эксперимента время от времени могут меняться совершенно непредсказуемым образом. В данном случае эту точность вполне можно сравнить с точностью измерительных технических инструментов.
Наконец, важно, чтобы данный метод был однозначным, не мог трактоваться двояко. Отражал именно те свойства, для которых был использован.
Надежность
Остановимся подробно на надежности данных методик. Ее степень зависит от целого ряда причин, поэтому важной проблемой становится установление факторов, которые могут снизить точность измерений.
При попытке классифицировать такие факторы чаще всего среди них называют несовершенство самой диагностической методики, нестабильность диагностируемого свойства, изменяющаяся ситуация во время обследования, различия, которые присутствуют в манере поведения экспериментатора. Также определенное влияние может оказывать состояние самого испытуемого, субъективные моменты при оценке особенностей его поведения.
Если в каждом из факторов добиваться устранения условий, которые влияют на снижение точности измерений, то становится возможным добиться приемлемого уровня надежности. В последнее время в современных исследованиях надежность все чаще определяют на однородных выборках. Надежность при этом может отражать степень согласованности двух совершенно независимо полученных друг от друга показателей.
Определение надежности измерительного инструмента, конкретной психодиагностической методики зависит от того, как она составлена. Насколько верно подобраны задания с точки зрения их согласованности, однородности, объективности и точности для любого психологического измерения. В частности, их внутренняя методика может демонстрировать, что задания актуализируют какой-то один признак или его свойство.
Чтобы проверить надежность данного измерительного инструмента, используется метод расщепления. В этом случае задания делят на четные и нечетные. Результаты обрабатываются отдельно, а затем коррелируются между собой. Чтобы применить на практике данный способ, необходимо, чтобы испытуемые оказались в условиях, в которых они смогут совершенно спокойно решить все задания. Если методика однородна, то принципиальных различий в успешности решения по данным половинкам наблюдаться не должно. В этом случае высоким будет и коэффициент корреляции.
При желании можно выбрать другой метод деления заданий. Но именно "расщепление" на четные и нечетные представляется для большинства практиков самым целесообразным. В этом случае способ считается наиболее независимым от влияния внешних факторов, то есть тренировки, утомления и т.д. На этом основании методика может быть признана надежной, если итоговый коэффициент будет не ниже отметки в 0,75.