Существует немало различных социальных групп, имеющих собственные характерные черты, особенности, благодаря которым они и отличаются одна от другой. Групп, изучаемых в психологии, много, специально их ученые не выделяли. То есть предметом для изучения являются коллектив, корпорация, ассоциативное объединение и прочие сообщества людей с привычными наименованиями. В их число входит и диффузная группа.
Что это? Понятие
В психологии существуют отдельные понятия для каждой социальной группы, дающие о ней общее представление. Из понятия становится ясно не только то, какими характеристиками обладают те или иные сообщества, но и то, что отличает их от других форм людских объединений.
Диффузная группа в психологии – это сообщество, в котором практически отсутствуют такие черты, как:
- единство в чем-либо глобальном;
- совместная организованная деятельность, преследующая определенные цели;
- действия, способные опосредовать взаимоотношения людей.
Опосредовать – значит выразить что-либо посредством другого, а не напрямую, иными словами, послужить промежуточной фазой, звеном.
Что характерно для таких групп?
Характерными особенностями, которыми диффузная группа людей отличается от прочих форм сообществ, являются:
- объединение на случайной основе, хаотично, без глобальной общей идеи или принципа;
- кратковременность существования.
Как правило, диффузные сообщества характеризуются и невысокой численностью, но этот признак не является постоянным. При определенных обстоятельствах стихийное случайное объединение людей, не имеющих общих целей, вполне может быть и большим по численности.
Что представляет собой такая группа? Примеры
Несмотря на специфическое звучание термина «диффузная группа», пример ее можно наблюдать без каких-либо усилий практически везде и ежедневно.
Очередь перед дверями автобуса или трамвая, люди, находящиеся в торговом зале супермаркета или же поднимающиеся в лифте, – это диффузные сообщества. Примером того, что представляет собой диффузная группа, может быть и временное проживание нескольких человек в одном месте. То есть купе поезда, в котором едут случайные попутчики, как весь вагонный состав в целом, тоже является диффузным сообществом. К нему же относится и комната в общежитии, больничная палата или же гостиничный номер с подселением.
Разумеется, к таким же временным объединениям людей относятся и сообщества публики на концертах или иных мероприятиях, группы, участвующие в демонстрациях, пикетах, праздничных карнавалах и так далее.
Что объединяет людей в таких группах?
Объединение людей происходит случайным образом, однако некоторые закономерности в этой хаотичности все же присутствуют.
Все участники группы не имеют общих глобальных целей или же не объединены чем-либо долгосрочным, однако связь между людьми все прослеживается. Выражается она в наличии:
- совпадения в месте нахождения;
- общей сиюминутной цели;
- эпизодического взаимодействия между людьми;
- единства временных жизненных обстоятельств.
Наглядно это все можно изучить во время обычного похода за продуктами. В жизни перемещающихся в торговом зале людей совпал временной момент похода в магазин – это единство обстоятельств. Благодаря ему возникло совпадение в местонахождении. Также их объединяет одна кратковременная цель, из-за которой они и очутились в одном месте, – это покупки. Люди эпизодически взаимодействуют во время перемещения по залу между собой и с продавцами, но последствий, выходящих за рамки их нахождения в магазине, эти контакты не имеют.
Какие качества отличают эти группы от других?
Понятие группы диффузного типа подразумевает наличие у такого сообщества определенных характеризующих качеств, которые отличают его от всех прочих. Эти качества являются своеобразными преимуществами и недостатками одновременно конкретной формы объединения людей в сравнении со всеми прочими.
Диффузная группа на фоне остальных форм людских объединений выделяется следующими качествами:
- отсутствие закрытости и четких социальных границ;
- высокая динамичность;
- предельная локальность объединяющих связей;
- простота и легкость в достижении целей;
- изменчивость состава.
Эти качества выделяют сообщества диффузного типа, они же определяют те сферы и области жизнедеятельности, в которых целесообразны объединения людей в подобные группы.
К какому типу групп относятся такие сообщества?
Благодаря таким качествам или же характеризующим свойствам, как изменчивость состава, простота целей и легкость в их достижении, доступность, отсутствие четко выраженных ограничений и динамичность, диффузные сообщества являются открытыми и высокомобильными.
Также эти сообщества, в зависимости от численности входящих в них людей, могут относиться к одному из двух типов:
- большие;
- малые.
Примером большого сообщества диффузного типа может послужить население любого из городов, поселков, районов. Однако объединение людей может быть и лишено такого параметра, как фактическое нахождение в рамках отдельно взятой местности. Зрители одной и той же телепередачи или же играющие в одну онлайн-игру – тоже диффузное сообщество.
Также классификация групп диффузного типа включает в себя и такое понятие, как уровень организованности и развития. В этом параметре диффузные сообщества занимают одну из наиболее низких ступеней. Иными словами, это группы или же объединения людей, находящиеся в состоянии низкого развития и не отличающиеся высокой, сложной степенью организации.
Есть ли повод для дискуссий?
Что же касается такого характеризующего диффузное сообщество свойства, как скоротечность существования, то оно фактически является относительным и вызывает оживленные дискуссии и споры в научной среде.
Суть противоречия заключается в следующем: можно ли считать все абсолютно диффузные группы объединениями людей на кратковременный период или же нет? В качестве примера стабильной кратковременности можно использовать сообщество, образуемое зрителями на любом концерте или спектакле. Однако если в качестве примера взять зал супермаркета или салон автобуса, то краткосрочность существования группы уже не столь очевидна.
Для таких групп характерна постоянная смена состава людей. Однако само место и цель пребывания в нем участников диффузной группы остаются неизменными в течение достаточно долгого временного срока, иногда целых столетий. К примеру, Елисеевский гастроном в Москве каждое утро распахивает свои двери в ожидании покупателей более сотни лет, то же самое можно сказать и о торговых рядах ГУМа и о многих других магазинах. Меняются люди, названия, режимность, но не местонахождение и цель.
Соответственно, относить все диффузные сообщества к типу быстро распадающихся не совсем правильно. Однако этот вопрос на сегодняшний день является открытым, и о нем спорят не только психологи, но и социологи, и философы.