Афанасьевская культура: локализация, датировка, носители
Афанасьевская археологическая культура принадлежала раннебронзовому веку – вторая половина III–первая половина II тысячелетия до нашей эры. Выделил ее С. А. Теплоухов в 1927 году, а назвал по горе в Хакасии, где был обнаружен первый ее могильник.
О местоположении
Нужно отметить, что в ходе анализа Афанасьевской культуры в Южной Сибири было получено множество дат, которые доходили до 32-35 веков до нашей эры, но имеются и отдельные даты 39 века, а также 5000 лет до нашей эры.
Культура была распространена в верховьях Енисея, на Алтае. Она восходит в Хакасско-Минусинской котловине, Восточном Казахстане, Западной Монголии. Это была одна из первых культур европеоидов на юге Сибири. Она сменила монголоидное население.
О могилах
Главные памятники Афанасьевской культуры представлены могильниками. Следов поселений было исследовано не так много. Могильники не были большого размера, они представляли собой ямы, которые сверху покрывали каменные вымостки, насыпи.
Могилы окружали кольца из камня либо ограды из каменных плит, а в центре их помещались земляные и каменные сооружения. У ограды находились маленькие детские оградки. Усопшие Афанасьевской культуры укладывались с согнутыми ногами либо на правом боку. Их сверху посыпали охрой. Все лежали в одинаковых позициях, имеются парные захоронения – мужчины и женщины, женщины с ребенком, мужчина и несколько женщин.
Об изделиях
Афанасьевская культура оставила небольшое число изделий из бронзы – это ножи, игры, украшения. По большей части ее носители были вооружены каменными наконечниками для стрел, топорами, скребками. Имелись керамические сосуды, донце которых было подостренным. Их украшал елочный орнамент гребенчатыми штампами либо притупленными палочками.
Огромные котлы для приготовления еды носители Афанасьевской культуры вкапывали в очаг. Имелись у них и большие сосуды, емкость которых достигала 200 литров. Найдены были и чаши-курильницы на четырех ножках.
Представители Афанасьевской культуры вели оседлую жизнь, занимались разведением коров, овец, лошадей. Они охотились, ловили рыбу сетями.
В соседних районах, в Казахстане, проживали люди неолита, которые представляли собой китойскую культуру. На западе жили представители полтавкинской культуры. В районах Казахстана афанасьевцы сменились окуневской культурой, представленной монголоидным населением.
Об антропологическом типе
С учетом проживания в Центральной Азии, на карте эта культура должна была быть отмечена монголоидными чертами. Однако тип ее носителей – протоевропеоидный. Исследования показали, что люди здесь обладали длинными черепами средней высоты, лоб их был сильно наклонен, надбровье – развито. Орбиты были низкими, а носовое отверстие – высоким. И в то же время это не монолитный тип.
О происхождении
Анализ внешнего облика посуды, обрядов погребения, антропологического типа позволил сказать о проживавших в Синьцзяне Уйгурского автономного района людях, что это были пришельцы из понто-каспийских степей. Они представляли собой ответвление ямной культуры. Именно этой точки зрения придерживаются археологи, которые непосредственно успели поработать с Афанасьевской культурой на Алтае.
Благодаря анализу геномов удалось установить, что действительно преемственная связь с ямной культурой у этих лиц существовала. В то же время антропологические исследования показали пестроту культуры – она была смешанной.
Имеют здесь место и достаточно странные факты – так, чаши-курильницы здесь напоминают катакомбные. Но Афанасьевская культура опережала по времени катакомбные.
Многие считают афанасьевцев прото-тохарами, так как они были индоевропейцами. Появление их в Средневековье в соседних районах можно объяснить передвижением афанасьевцев. Ведь ареалы обитания этих народов расположены близко друг к другу.
Но чтобы точно это утверждать, нужно подтвердить тот факт, что ямная культура была праиндоевропейской. Но если ямную культуру отнести к арийской, то афанасьевцы не могли быть пратохарами, это отрасль ариев. Помимо этого, на роль пратохаров претендует чумерчекская культура.
О металлах
Появление афанасьевцев связывается с перемещением на Алтай протоевропеоидов-скотоводов. Когда сюда пришли афанасьевцы, началась эпоха бронзового века. Пришлые племена понимали, в отличие от местных жителей, как в горах найти камни, из которых при накаливании получается необычный материал. Когда куски остывали, ударами они придавали материалу разные формы, которые недоступны для изделий из камня, кости, дерева. Это была медь. Добавляя в медь мышьяк, они получали твердую бронзу.
Именно из данных материалов они создавали иголки и шилья, которые демонстрировали гораздо больше прочности, нежели костяные. Из данного материала создавались ножи, которые, в отличие от каменных, легче было заострять. Ими прорезались глубокие желобки в костях и дереве.
В рыболовстве афанасьевцы применяли крючки из меди, которыми было пользоваться гораздо удобнее, чем громоздкими каменными и костяными. Благодаря медным оковкам эти люди осуществляли ремонт деревянной посуды.
Более того, им были известны и другие металлы. Они высоко ценили золото, серебро, изготавливая из них проволочные спирали-украшения, кольца. Когда-то в одной из могил был найден и браслет из метеоритного железа, которое легко поддается ковке.
О браках
Примечательно, что афанасьевцы не заключали браков с местным монголоидным населением, и благодаря этому на долгие годы сохранился их расовый тип. Самые глубоко исследованные памятники этой культуры относятся к загробному миру.
В могильниках было найдено по 5-20 курганов. Порой на одну ограду приходилось по две-три могилы. Обычно усопших хоронили в теплое время года. Если же человек умирал зимой, до весны его оставляли во временном хранилище, отделив голову от тела. В могилы помещали по 1-2 керамических сосудов. Достаточно редко оставляли здесь же и каменные топоры, песты, ножи, шилья и иглы. Обычно вооружение не оставляли в погребениях. Отдельно хоронили старейшин.
О жизни
На протяжении долгих миграций афанасьевцев окружали враждебно настроенные племена, с которыми происходили стычки. Было трудно договариваться, будучи носителями разных языков. Если переселенцы были европеоидами, то местные – монголоидами, которые охотились, но не знали о том, что скот можно разводить.
Считается, что афанасьевцы добрались до Хакасии, пройдя несколько тысяч километров. Бытовали верования о том, что где-то вдалеке их ждет новая родина. Попав в Хакасию, они заметили богатые травой пастбища, на которых не было скотоводов.
Приход этих пилигримов ознаменовал собой начало производящего хозяйства в данной местности. Именно с этих пор в Хакасии начала распространяться традиция сооружать каменно-земляные погребальные сооружения. Вероятно, круглая ограда вокруг погребальных холмов служила разделителем для мира живых и мертвых, которые, как считали эти древние люди, не должны соприкасаться.
Курганы власти
Наряду со стандартными погребениями практиковались и отдельные захоронения вождей. Так, если ширина рядовых могил составляла 0,5-1 м, то здесь она достигала 5 м. Диаметр таких курганов был 20 м. Изначальная высота подобных могил – 2 м, и это вдвое превышает обычные показатели.
В одном из таких курганов был похоронен старый вождь с супругой. Головы их были отсечены, а окружали их останки младенцев. В могиле имелся сосуд-корчага с жезлом власти, его украшали гвоздики. Вероятно, тут был похоронен тот самый вождь, благодаря железной воле которого афанасьевцы дошли до Хакасии.
О пище
Весьма важным был тот факт, что афанасьевцы перешли от охоты к скотоводству и земледелию. Установить его помогли остатки мяса, которые положили в могильники рядом с посудой. Среди останков домашних зверей здесь были найдены и кости барана, коровы, лошади.
Но в качестве еды для погребенных оставляли нередко и мясо диких животных – быков, бурундуков, лис, зубров. Таким образом, охота была такой же важной для афанасьевцев, как и скотоводство.
О посуде
По большей части посуда представителей данной культуры была примитивна. Она крошилась быстро, тело ее было пористым. Обжигали каждый сосуд на костре, до этого накладывали на него орнаменты. Гладкой посуды обнаружено очень мало. Вероятнее всего, в сосудах люди здесь варили овощи и мясо.
О поселениях
Проживали афанасьевцы в маленьких поселениях, которые, скорее всего, были представлены землянками и срубами. Вероятнее всего, вокруг их поселений имелись посевы и ограды для скота. И это отразилось в том, как они организовывали курганы.
Свет на общественный строй этих племен проливают также погребальные памятники. В них не отражается ни один признак неравенства, зависимости мужчин либо женщин. Парные захоронения редки. При этом редко встречаются захоронения мужчины и женщины в паре, обычно лежат две женщины, два мужчины, два ребенка.
Равенство поселенцев отражается в больших коллективных могилах, которые имеются в каждом могильнике. В таковых могли хоронить до 8 человек. И среди захороненных нет никого, кто бы выделялся положением в могиле или богатством сопутствующих предметов. Наоборот, пища была оставлена для всех и единовременно. По этой причине нельзя говорить о том, что это могли быть похороны значимого лица с подчиненными либо членами семьи. Это были братские могилы.
Многое указывает на тот факт, что, как и везде, в первобытном обществе из-за плохого питания и тяжелых условий жизни высока была смертность детей. Умершие дети составляли половину всех похороненных.
Хоронили их точно так же, как и взрослых. Они помещались в те же ограды, где лежали их родственники. Но не во всех могильниках имеются дети, а значит, существовали особые детские кладбища.
Чаще всего в могилах имеются следы охры. Она сохранилась на костях многих скелетов. Вероятно, это был символ крови, жизни. Представители Афанасьевской культуры могли разукрашивать тела охрой, как их потомки – окуневские племена – с магической целью. Охру размешивали в вазочках-курильницах, которые также использовались для окуривания и одурманивания. Вероятно, охра защищала их от порчи и болезни. На то, что в здешних племенах имелись представления о магии, указывают особенности украшений – просверленные клыки хищных животных, когти медведей. Помимо этого, головой погребенные всегда укладывались исключительно строго на запад либо юго-запад, что свидетельствует о наличии культа солнца.