Сегментация рынков труда в современном мире

Сегментация рынков труда играет важную роль в эффективном функционировании экономики любой страны. Правильное понимание принципов сегментации позволяет компаниям оптимизировать подбор персонала, а работникам - найти наиболее подходящую работу.

Основные понятия и виды сегментации рынков труда

Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих мест на отдельные группы (сегменты) по определенным критериям. К основным критериям сегментации относят:

  • Географический (регион, город)
  • Демографический (пол, возраст, семейное положение)
  • Социально-экономический (образование, квалификация, стаж)
  • Психологический (личностные характеристики)
    работница на заводе

Наиболее распространенное деление рынка труда - на первичный и вторичный сегменты. К первичному относятся рабочие места с высокой зарплатой, стабильностью, возможностями карьерного роста. Ко вторичному - низкооплачиваемые работы с плохими условиями труда.

Также выделяют внутренний (в рамках одной компании) и внешний (между разными компаниями) рынки труда. Их взаимодействие определяет мобильность рабочей силы в экономике.

Причины и факторы сегментации рынков труда

К основным причинам сегментации рынков труда относятся:

  1. Экономические - различия в эффективности производства между предприятиями;
  2. Социальные - разный уровень социальной защищенности работников;
  3. Технологические - внедрение новых технологий, требующих иной квалификации.

Кроме того, на сегментацию влияют особенности спроса и предложения на рынке труда. Например, в период экономического спада компании чаще увольняют работников вторичного сегмента, сохраняя ядро высококвалифицированного персонала.

Первичный и вторичный рынки труда

Первичный рынок труда характеризуется стабильной занятостью, высоким уровнем оплаты труда, хорошими условиями работы и возможностями карьерного роста. К первичному сегменту относятся высококвалифицированные специалисты - менеджеры, юристы, врачи и другие профессии, требующие специальной подготовки и обучения.

Вторичный рынок труда, напротив, предполагает низкоквалифицированную работу с плохими условиями труда и нестабильной занятостью - официанты, курьеры, временные рабочие. Здесь наблюдается высокая текучесть кадров и слабая мотивация для повышения квалификации.

Взаимосвязь первичного и вторичного сегментов

Хотя первичный и вторичный сегменты существуют как бы параллельно, между ними происходит определенная ротация рабочей силы. Например, часть сотрудников вторичного сегмента может получить дополнительное образование и перейти на более квалифицированные позиции. Однако в целом масштаб такого перетока невелик.

современный офис

Особенности внутреннего рынка труда

Внутренний рынок труда функционирует в рамках отдельно взятой компании. Для него характерна высокая стабильность персонала, обусловленная как высоким уровнем лояльности сотрудников к компании, так и стремлением самой компании сохранить квалифицированных работников.

К преимуществам внутреннего рынка труда можно отнести:

  • Экономия на найме и адаптации новых сотрудников
  • Возможность обучения персонала "под себя"
  • Наличие корпоративной культуры и традиций

Особенности внешнего рынка труда

В отличие от внутреннего, внешний рынок труда охватывает трудовые отношения между разными компаниями и предприятиями. Здесь формируется баланс спроса и предложения рабочей силы в масштабах всей экономики.

Для внешнего рынка характерны:

  • Высокая мобильность рабочей силы
  • Конкуренция за талантливых специалистов
  • Более высокие риски при найме персонала

Взаимодействие внутреннего и внешнего рынков труда

Хотя внутренний и внешний рынки труда существуют параллельно, они тесно взаимосвязаны. В частности, внешний рынок является источником пополнения персонала компаний. А сокращение персонала на внутреннем рынке увеличивает предложение рабочей силы на внешнем.

Гендерная сегментация

Одним из важных аспектов сегментации рынков труда является гендерное неравенство, когда представители разных полов занимают разные ниши на рынке труда. Например, сегменты "женских" и "мужских" профессий, а также значительная разница в оплате труда мужчин и женщин.

Сегментация по уровню образования

Уровень образования работников также является важным фактором сегментации рынков труда. Выделяют сегмент неквалифицированного труда, не требующего специальной подготовки, сегмент специалистов со средним специальным образованием и сегмент высококвалифицированных кадров с высшим образованием.

Региональные различия сегментации рынков труда

Сегментация рынков труда имеет выраженные региональные различия как внутри отдельных стран, так и между развитыми и развивающимися экономиками.

Сегментация в развитых и развивающихся странах

В развитых странах сегментация более выражена за счет широкого развития высокотехнологичных отраслей и сферы услуг. Здесь наблюдается устойчивый спрос на высококвалифицированных специалистов при относительно небольшом количестве рабочих мест для неквалифицированных кадров.

В развивающихся странах сегментация менее заметна. Здесь преобладает сегмент низкоквалифицированного и низкооплачиваемого труда при остром дефиците высококвалифицированных кадров.

Перспективы сегментации рынков труда

По мере развития новых технологий сегментация рынков труда, вероятно, будет только усиливаться. Возрастет спрос на высокотехнологичные профессии при сокращении рабочих мест, не требующих квалификации. Это потребует выработки новых подходов к регулированию занятости.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.