Психологический барьер - это... Понятие, определение, причины появления и советы психологов

Психологический барьер – это состояние, при котором человек не может реализовать свои потребности в полной мере. С этим понятием приходится постоянно сталкиваться, поскольку жизнедеятельность индивида предполагает общение с окружающими. С одними людьми складываются непринужденные, легкие отношения. Взаимодействие с другой категорией окружающих дается с трудом (например, начальник – подчиненный, учитель – ученик, родитель - ребенок). В этой ситуации приходится искать разумные компромиссы, чтобы и мотивировать себя на дальнейшее общение. Как справиться со своими эмоциями и преодолеть внутренние препятствия, решили подсказать психологи.

Эмоциональный барьер

Что такое психологический барьер?

Психологический барьер – это специфическое состояние индивида, которое мешает ему осуществить свои планы и занять активную позицию. Каждый человек сталкивается в жизни с подобной ситуацией, поскольку создает ее сам на подсознательном уровне. Невозможность переступить через себя, четко озвучить свои желания или отстоять свою точку зрения считается нормальным состоянием в том случае, если это случается крайне редко. Не всегда приходится иметь дело с адекватными людьми, да и обстоятельства бывают разные. Но постоянный страх перед общением, боязнь вступить во взаимодействие с другим человеком (задать вопрос, что-либо прокомментировать и т. д.) является огромной проблемой. Это говорит о том, что индивид находится в постоянном стрессе, он скован, ограничен в своих действиях и рассуждениях. В этой ситуации рекомендуется срочно искать причину такого состояния.

Типы субъектов общения

Психологические барьеры взаимодействия возникают в результате разницы в темпераментах людей. При встрече двух личностей с различными типами нервной системы, реакцией на окружающую среду и манерой воспитания, обязательно возникнет неописуемая преграда, которая навредит их общению. Психологи рекомендуют разобраться, к какому типу относится сам человек и его собеседник. Это определение поможет правильно выстроить дальнейший диалог или принять решение о прекращении общения.

Преодоление барьера

Доминантный тип

Этот индивид сам инициирует общение, не задумываясь о его целесообразности. Человек гордится тем, что сам начинает разговор, не дает возможности высказаться другим, подавляет своим напором активность партнеров. Диалог сопровождается повышением голоса, постоянным перебиванием, многократными повторениями информации. Психологические барьеры общения в системе начальник – подчиненный зачастую возникают именно в этих случаях, поскольку босс априори является доминантным субъектом для своего сотрудника. В общении с таким человеком рекомендуется придерживаться спокойствия, лояльно отстаивая свою точку зрения.

Ведомый тип

Этот субъект является полной противоположностью доминантного. Он редко первым вступает в разговор, боится высказывать свою точку зрения, идет на уступки, никогда не перебивает собеседника. Если случайно что-то пошло в разговоре не так, ведомый тип очень переживает эту ситуацию, старается извиниться, уступить, долго мучается угрызениями совести. С такими людьми необходимо быть деликатными, стимулировать его возможность к демонстрации собственной точки зрения.

Мобильный тип

Данный человек становится инициатором любого разговора, задает темп общения, постоянно высказывая свою точку зрения и перебивая собеседника. Он легко переключается с одной темы на другую, с трудом концентрирует свое внимание на чем-то одном. Поэтому с мобильным субъектом не стоит долго обсуждать серьезные темы и требовать от него тщательного анализа сути разговора.

Регидный тип

Этот тип личности отличается медлительностью и недоверчивостью. Он вступает в разговор только тогда, когда присмотрится и оценит своего собеседника. Данный тип неторопливо и подробно формулирует свои мысли, не дает себя перебивать и вставлять комментарии. Общаясь с ним, рекомендуется избегать поспешности и невнимательности. Людям с более активным темпераментом данное общение дается с трудом, поэтому для преодоления психологического барьера необходимо предварительно выработать тактику взаимодействия (если это взаимодействие является важным).

Социально-психологический барьер

Экстравертированный тип

Человек этого типа является наиболее подходящим собеседником, поскольку он подстраивается под партнера. Данный тип задает тему для разговора, тактично выражает свою точку зрения, не перебивает своего визави, уважает его, проявляет искреннюю симпатию. Общаться с ним легко, поскольку разговор сразу обретает положительный вектор.

Интровертированный тип

Этот субъект тяжело идет на контакт, слишком застенчив и не расположен к озвучиванию своих мыслей. Он избегает внешних диалогов и настроен на аутообщение. Диалог с ним возможен исключительно в режиме тет-а-тет, только так предоставляется возможность его разговорить. Если планируется интенсивное общение с таким человеком, вводить его в разговор с большим количеством людей следует постепенно.

Психологические препятствия

Психологические барьеры в деятельности

Психологический барьер – это препятствия в общении, которые возникают вследствие взаимодействия людей с разными темпераментами и взглядами на жизнь. Каждый имеет свое субъективное мнение, относительно тех или иных событий в жизни. Но не всегда взгляды совпадают, и это является принципиальным препятствием для установления контакта. Основными видами психологических барьеров являются:

  • Эстетические. Они возникают в ситуации, когда человека не устраивает вид его собеседника. Раздражает его прическа, стиль одежды, манера общения, жесты, мимика и т. д.
  • Интеллектуальные. Данные препятствия сопровождают общение двух людей с разными типами темпераментов. Например, оптимист и пессимист вряд ли найдут точки соприкосновения в разговоре, поскольку каждый из них воспринимает ситуацию по-своему. Барьером может стать уровень компетентности, когда одного человека раздражает отсутствие уровня осведомленности в том или ином вопросе. Огромную роль играет также уровень духовного развития, поскольку у каждого их собеседников по-разному расставлены жизненные приоритеты.
  • Мотивационные. Мотивационный барьер – это разные цели и стремления собеседников. Простой лаборант, лишенный здоровых амбиций и работающий ради скромной зарплаты вряд ли поймет изобретателя, который стремится к открытиям, являющимся смыслом всей его жизни.
  • Моральные. Люди, воспитанные в разных социальных условиях, традиции и взгляды которых кардинально отличаются, не смогут быстро найти общий язык. Психологический барьер в деятельности людей также может возникнуть из-за разницы в религиозных убеждениях.
  • Установочные. Данное препятствие возникает у человека, который априори отрицательно настроен на своего собеседника. Это может сложиться в результате негативного опыта общения или на основе отзывов о нем других людей. Даже самая правдивая и достоверная информация из уст оппонента воспринимается негативно, с подтекстом внутреннего протеста.
  • Отрицательные эмоции. Причинами психологического барьера могут стать: плохое физическое самочувствие, скверное настроение, нервозность, обида, гнев и т. д.

Коммуникативные барьеры

Коммуникативный барьер

Если между партнерами отсутствует соответствие словарного запаса, возникают коммуникативные барьеры. Психологический барьер будет присутствовать в результате диалога иностранцев, поскольку связан со сложностями перевода. Основными видами коммуникативных препятствий также являются:

  1. Сематические. Барьер возникает в результате разного восприятия собеседниками одного и того же понятия. Осложнения возникают, когда происходит соприкосновение микрокультур с использованием жаргонов и сленгов, понятных исключительно для их носителей. Люди не достаточно четко выражают свою позицию, это приводит к неправильному восприятию информации собеседником. Возникают недоразумения, при которых каждый из партнеров придерживается своей правды и больше не желает общаться в прежнем режиме.
  2. Логические. Барьер возникает из-за неумения человека озвучить свои мысли четко и внятно. Перепрыгивание с темы на тему, непоследовательность в повествовании и соединение отрицательных по смыслу терминов часто приводит к нарушению причинно-следственной связи диалога. Собеседник попросту не понимает, что именно ему пытался донести его визави. Он делает свои выводы, которые оказываются ошибочными, и выходит подмена понятий.
  3. Фонетические. Психологический барьер – это плохо поставленная техника речи у повествующего. Человек не выговаривает буквы, заикается, невнятно или слишком тихо говорит, «проглатывает» слова или слоги, очень быстро разговаривает и т. д. Это очень затрудняет восприятие информации и становится препятствием к общению.

Перцептивный барьер

Очень часто препятствием в общении становится социальный статус собеседников. Люди разных слоев общества редко адекватно воспринимают друг друга, поскольку возможности каждого из них кардинально отличаются. В этом случае, речь идет о социально-психологическом барьере, преодолеть который бывает крайне сложно или практически невозможно. Находящийся на самой высшей ступени социальной лестницы человек считает ниже своего достоинства общаться с простым заурядным неудачником по жизни. Он предвзято и с раздражением относится к низшему по статусу и не скрывает своего пренебрежения. А тот, в свою очередь, старается ни в коей мере не подвергать действия и решения своего «кумира» сомнению, забывая о чувстве собственного достоинства и понижая свою самооценку.

Проблемы в отношениях начальник-подчиненный

Очень часто возникают психологические барьеры общения в системе начальник-подчиненный. Эта проблема весьма актуальна для современной жизни, поскольку именно от правильного управления зависит оптимизация социально-психологической атмосферы в коллективе. А это значительно влияет на возможность реализации целей производства или предприятия. В задачи руководителя входит решение управленческих задач и возможности для самоусовершенствования и достижения успехов его сотрудников. Начальник должен построить отношения так, чтобы подчиненный понимал, что хочет от него босс, и принимал его позицию. Конфликтные ситуации возникают в процессе выдачи распорядительной информации, которая не всегда подается в надлежащем виде. Начальник может злоупотреблять своей властью и применять чрезмерно строгие меры.

Барьер начальник-подчиненный

Психологические барьеры начальник-подчиненный становятся основным препятствием для качественного выполнения работ наемным сотрудником. Когда человек ощущает на себе чрезмерное давление, предвзятое отношение и демонстративное игнорирование его интересов, его производительность резко снижается. Подчиненный находится в постоянном стрессе, что отражается не только на его показателях в работе, но и на состоянии здоровья. Очень часто нездоровые отношения в коллективе становятся причиной и личных трагедий и банкротства целых предприятий.

Как преодолеть барьер?

Как преодолеть психологический барьер

Психологи советуют, как преодолеть психологический барьер в любых отношениях. Для этого необходимо:

  • Не бояться задавать вопросы, переспрашивать, уточнять. Получить верную информацию – это первых шаг к гармоничному взаимодействию в любых аспектах.
  • Стараться общаться «на одном языке» с собеседником, применяя его привычные выражения.
  • Если в процессе разговора возникло напряжение, следует перейти в разряд «пассивного слушателя», это поможет диалогу выйти на более спокойный уровень.
  • Уметь уважать точку зрения собеседника, научиться сопереживать, снисходительно относиться к его недостаткам.
  • Не ожидать от собеседника блестящих результатов, чтобы потом не разочароваться. Следует помнить, что разговоры могут кардинально отличаться от реальных возможностей.
  • При получении информации следует делать разграничения между эмоциями и фактами. Только так можно добиться объективного понимания происходящего.
  • Всегда соблюдать субординацию, не позволять себе фамильярности, построить диалог «на равных».

Достаточно следовать некоторым правилам общения, чтобы навсегда забыть о внутренних барьерах. Для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства, искренне уважать собеседника и никогда не накалять эмоциональную обстановку при общении.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.