Методика "Перепутанные линии": лучший способ для проверки концентрации
Методика «Перепутанные линии» была разработана для того, чтобы как можно точнее оценить степень устойчивости внимания и концентрации. Для этого используются специальные бланки с двадцатью пятью перепутанными извилистыми линиями, которые нумеруются с двух сторон. Нумерация идет сверху вниз. Нужно, не касаясь посторонним предметом или пальцем, проследить путь линий и назвать соответствующие номера их окончания.
Суть методики
Что такое концентрация внимания? Это способность сосредоточиться на одном предмете, не распыляясь на окружающих. А устойчивость – это временной показатель, он определяет, насколько долго человек может оставаться сконцентрированным. Проверять концентрацию и устойчивость внимания при помощи переплетенных линий догадался в 1958 году Андре Рей. В его тесте было шестнадцать ломаных линий с достаточно сложным переплетением.
Мистер Рей засекал время, за которое тестируемый проследит линии от начала до конца. Считал количество допускаемых ошибок и на основе этого делал выводы.
Методика перепутанных линий существует уже более пятидесяти лет, и за это время она прекрасно себя зарекомендовала. Ее много раз модифицировали и сейчас применяют во многих странах мира. На территории нашей родины ее тоже используют. Методику перепутанных линий для дошкольников вообще можно назвать находкой. Ведь детки воспринимают ее как игру.
Отечественные профессиональные психологи чаще всего отдают предпочтение модифицированной методике «Перепутанные линии», которую предложил доктор психологических наук К. К. Платонов. В его версии количество линий увеличивается до двадцати пяти, а ломаные превращаются в кривые. Также Платонов нашел возможность определить влияние утомляемости на прохождение теста. Но эта методика «Перепутанные линии» - для младших школьников и старших. Для малышей она сложновата. Им больше подходит вариант, предложенный М. Н. Ильиной. Тут все гораздо проще. Например, линий становится всего десять, а время исследования – пять минут.
Тест для средних и старших классов
В первую очередь нужно создать правильные условия. Подразумевается качественное освещение и полнейшая тишина. До окончания теста в окружении ребенка не должно быть раздражающих факторов.
Для проведения теста необходимо иметь при себе бланк с линиями, секундомер, карандаш, лист бумаги. Методика «Перепутанные линии» для подростков имеет два варианта бланков.
В первом варианте на листе изображены перепутанные линии. Они все начинаются слева и заканчиваются справа. Нужно проследить все линии, начиная с первой по порядку. В клетке, где линия заканчивается, необходимо поставить ее порядковый номер, который указан в ее начале. Ни в коем случае нельзя помогать себе пальцами или другими сторонними предметами. Нужно пройти тест как можно быстрее и с минимальным количеством ошибок.
Второй вариант принцип имеет тот же, но все же немного отличается. Все те же двадцать пять линий, только теперь нумерация есть и правой стороны. Также глазами необходимо проследить ход каждой линии, но теперь результат записывается на отдельный листик двумя числами, первое – это номер ячейки, где линия началась, второе – номер ячейки с ее «хвостом».
Как обрабатываются результаты
Если не было установлено ограничение по времени, то показатель высчитывается по следующей формуле:
P = t * 25 / n,
- где Р – показатель продуктивности деятельности;
- t – количество секунд, потраченных на тест;
- n – правильные ответы.
Полученные коэффициенты необходимо сравнивать со следующими значениями:
- 861 и выше – совсем невысокий уровень концентрации;
- 455-860 – этот показатель относится к средним;
- 454 и меньше – высокая концентрация внимания.
Если же время ограничивалось, то просто нужно перевести правильные ответы в баллы. Ниже приведена таблица.
Количество правильных ответов | Количество баллов |
25 24 23 22 21, 20 19-17 16-14 13,12 11-8 7 и меньше | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Тут с выводами все понятно, чем ниже балл - тем хуже концентрация.
Тестирование детей младшего возраста
Для того чтобы воспользоваться методикой «Перепутанные линии» с дошкольниками и первоклассниками, нужно создать те же условия. Только сами тесты имеют упрощенный вид. Задача перед ребенком будет стоять та же. Ему нужно проследить линии взглядом от начала до конца. Точно так же пальцем или карандашом помогать себе нельзя.
Конечно, за малышом нужно следить более внимательно, отслеживать скорость, правильность действий, внимательно вслушиваться в комментарии, которые он делает. Мало кто из деток пяти-шести лет с большим энтузиазмом будет выполнять задание. Вряд ли малыша заинтересуют черные линии.
В такой ситуации можно обставить все в виде игры. К примеру, можно сказать, что герою любимого мультика срочно нужны цифры с концов дорожек для того, чтобы победить злодея.
Оценка результатов
Если малыш легко и верно справляется с заданием за одну-две минуты – это прекрасно, значит устойчивость его внимания на самом высоком уровне. Если же было затрачено чуть больше времени и допущены некоторые неточности, которые ребенок сам же исправил, то уровень его концентрации выше среднего. Средний результат – это если малыш начал ошибаться ближе к концу работы, пытался помогать себе пальцем. Если же ошибок было допущено слишком много - значит результат ниже среднего.
Стоит также отметить, что методика "Спутанные линии" создана не только для проверки уровня концентрации внимания, но и для ее стимуляции.