Сжигание мостов и отказ от прошлого, новый взгляд на новое время, эпатажный дерзкий зверь с кричащим голосом — все это авангард в архитектуре.
После революции 1917 года художественная жизнь страны стремительно менялась: молодые художники-новаторы поставили своей целью создать новое искусство, отвечающее требованиям современности. Они конструировали новую жизнь, пытались изменить окружающую их среду. Прежде всего это выразилось в самом ярком явление — архитектуре.
Производственное искусство
Многие художники и архитекторы в конце 20-х годов ХХ века изучали опыт Малевича и Татлина как пример для подражания. Молодые творцы экспериментировали в создании абстрактных геометрических форм, особенно это заметно в архитектуре авангарда. Многие художники-новаторы полностью отказались от станкового производства всевозможных произведений: станковой картины, графики и, конечно же, строений. В двадцатом столетии создается так называемое производственное искусство, которое и называется авангардом в архитектуре. Направление существует и по сей день.
Новое течение
Производственное искусство — художественное движение в культуре СССР 20-х годов. Участники движения поставили задачу: повлиять с помощью авангарда в архитектуре на промышленное производство. Они считали, что создание мебели, одежды и зданий нового типа поможет сформировать нового человека и новое общество.
До сих пор искусство русского авангарда очень популярно и известно во всем мире, а Малевич и Кандинский — это своеобразные иконы искусств. Именно они придумали абсолютно новый художественный язык, которого не было до этого в мире. Именно благодаря им появилась возможность вдохнуть в культуру новую жизнь.
Авангард в архитектуре
За период победного шествия нового течения по всей России было построено около 500 объектов, из них около сотни в Петрограде (в то время еще в Ленинграде). Этот город был выбран неслучайно, так как именно он является образчиком классических традиций в архитектуре.
Состояние многих зданий на сегодняшний день угнетающее, практически все требуют ремонта, так как их постигла незавидная участь: знаменитый Дом культуры имени Кирова, который был построен по всем законам архитектуры ленинградского авангарда, - памятник, который в современном мире представляет собой обычный бизнес-дом, который сдается в аренду. Площади сдаются всем желающим, список предприятий-арендаторов весьма разнообразен: здесь можно найти и бильярдный клуб, и кафетерии, и магазины, и даже шиномонтажные мастерские.
Коммерческие заведения располагаются внутри Федерального памятника архитектуры - это даже звучит парадоксально.
Появление термина «авангард»
Это сегодня, оглядываясь на прошлое XX века, наши современники могут деловито заявить, что искусство так или иначе шло к данному направлению, что появление русского авангарда в архитектуре было неизбежно. Однако следует понимать, что приход такого направления в мир искусства для мировой общественности было похоже на падение рояля на голову - звонкого и очень тяжелого рояля...
В 1885 год французский критик Теодор Дюре впервые использует слово "авангард" в художественной критике. Термин изначально пришел из военного дела. "Авангард" в переводе с французского означает "передовой отряд". Это именно те военные силы, которые выдвигаются в сторону противника, чтобы разведать обстановку и предупредить нападение.
Первоначально слово не прижилось в искусстве: так сложилось, что авангардисты себя так никогда не называли и были даже против данного слова. Термин стали употреблять позже, в 50-х годах ХХ века, с легкой руки французского критика Мишеля русское искусство начала XX века стали называть авангардом. Название быстро прижилось, несмотря на то что творцы нового направления были против.
Стиль авангард в архитектуре
Сегодня это понятие объединило совершенно разные направления, не только связанные со строением зданий, но и с живописью, и с литературой, и с кинематографией. Они настолько разные, что одни противоречат другим. Авангардом иногда называют почти все, что было создано в начале XX века, направление часто путают с модерном, однако это в корне неверно.
Все, что объединяет архитектуру эпохи авангарда, в той или иной степени постулирует отказ от традиционности и догматизма. Дерзкий стиль бросает вызов классическим канонам, отвергает традиционные социальные культурные ценности так, словно до определенного художника ничего не было.
Позднее течение
Конструктивизм — это крайняя стадия авангарда конца 20-х годов ХХ века, когда возникло это реалистическое искусство. Начиная с 1932 года были упразднены и ликвидированы практически все художественные группировки, все, кроме социалистического реализма. Авангард в архитектуре 20 века, точнее, его позднее проявление, просуществовал меньше 12 лет.
На самом деле конструктивизм в архитектуре появился намного раньше: яркие образчики - Эйфелева башня в Париже и Хрустальный дворец в Лондонском Гайд-парке. Первый проект русского конструктивистского здания принадлежит Владимиру Татлину, одному из лидеров русского авангарда.
В 1920 году он собирался построить в Петрограде памятник Третьему интернационалу - здание в виде башни, которое на треть превзошло бы создание Эйфеля.
Особенность стиля
Главным принципом конструктивизма стала первостепенная роль функциональности здания, именно она определяла его внешний вид. Последователями конструктивизма была развернута активная деятельность в разных сферах художественного творчества: фотографии, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Главной чертой стиля стало противопоставление роскошному быту буржуазии простотой и практичностью. Особенно это заметно в архитектуре юга России эпохи авангарда. Если говорить про другие отрасли, то новейшие предметные формы и беспредметная композиция до сих пор сохранилась в собрании екатеринбургского музея.
Конструктивизм — одно из авангардных направлений в Отечественной и мировой архитектуре. Он оставил заметный след в облике европейских городов 20-30 годов прошлого века. Архитектура юга России эпохи авангарда создавало новое общество, формировало новые интересы и ценности, например, ДК — Дома культуры. Место, где советские граждане проводили целые дни за досугом.
Запрет авангарда
Дело в том, что в 1932 году вышло постановление правительства о создании творческих Союзов художников, писателей, композиторов и архитекторов на эстетической основе социалистического реализма, то есть с 1932 года фактически перестали существовать любые авангардные формы. В советском искусстве в момент запрета новаторства во многих музеях страны оказалось большое количество произведений, выполненных в оригинальном стиле. Произошло это по одной причине: в период с 1918 по 1922 год советская власть, поддерживая новое искусство, официально скупала работы художников-новаторов и распределяла их по музеям страны.
В 40-50-е годы ХХ века, после изменения культурной политики, из Москвы стали поступать приказы о списании произведений, созданных авангардистами. Дальнейшая судьба коллекций зависела от лояльности работников музеев, некоторые прятали работы, чтобы сохранить их для будущих поколений. Так, например, сделал Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Но кто-то строго следовал приказу и уничтожал работы. Сохранившиеся картины долгие годы были под запретом и не выставлялись, о них не знали даже художники и искусствоведы вплоть до перестройки, когда авангард вышел из подполья и занял достойное место в истории мирового искусства XX века.
Модернизм
Под авангардом следует понимать полный отказ художника от традиционной эстетики, разрушение привычных форм и создание новых. Авангард абстрактен, имеет мало общего с естественностью и натурой.
Беспечность — это новое искусство, где важна не форма, а содержание. Модернизм, с которым часто путают авангард, преобразует, совершенствует и дополняет, то есть модернизирует уже сложившееся понятие. Он не стремится рвать связь с канонами, а лишь дает новое переосмысление. Модернизм предшествовал авангарду, являл собой эстетический бунт внутри искусства, в то время как авангард был течением, которое шло против самой художественной традиции.
Модернизм переосмысливает, а авангард стремится создать шедевр с нуля.
Где зародился авангард - неизвестно, но корни этого прогрессивного течения раскинулись по всему миру. Кстати, многие искусствоведы выделяют именно русское искусство начала XX века как отправную точку возникновения данного течения.