Фердинанд Ходлер: краткая биография, карьера художника, известные произведения
Фердинанд Ходлер (1853-1918) - один из самых успешных художников конца XIX и начала XX столетия, который в глазах современников был одним из самых важных и известных художников. Около 100 картин большого формата и более 40 рисунков иллюстрируют, какие этапы и события в карьере художника внесли значительный вклад в его национальный и международный успех.
Краткая биография
Фердинанд Ходлер родился в семье с небольшим достатком, в Берне. Его отец работал плотником, мать - кухаркой в тюрьме. Фердинанд был старшим ребенком в семье. Его братья и сестры умирали от туберкулеза. Эта болезнь унесла в могилу и его родителей, сначала в 1860 году отца, а через семь лет мать.
После смерти отца его мать вторично вышла замуж за художника-декоратора Готтлиба Шулбаха. Отчим Фердинанда был тем человеком, который разбудил в ребенке интерес к живописи. Работая в художественной мастерской, он учил мальчика рисовать. В тринадцатилетнем возрасте Фердинанд решает пройти стажировку у других художников.
Стажировка у известных художников
С 1868 по 1870 год Ходлер учится ремеслу у пейзажиста Фердинанда Зоммера из Ведуты в Туне. Он создает пейзажи по образцам женевских альпийских художников Франсуа Дидай (1802-1877) и Александра Каламэ (1810-1864), которые продает как сувениры непритязательным туристам.
Когда отчим с младшими детьми эмигрировал в Бостон (1871 год), Фердинанд уходит от своего наставника, пейзажиста, чтобы стать учеником Бартелеми Менна. Не имея достаточного количества денег, часть пути до Женевы он преодолевает пешком. Его поступок мотивирован желанием освоения новых техник.
Учеба в Женеве
С 1873 по 1878 год Фердинанд Ходлер учится в Женеве в Школе изящных искусств у Бартелеми Менна, ученика Жана-Огюста-Доминика Энгра (1780-1867). Менн обратил внимание на рисунок начинающего художника, а также на точную передачу света и цвета. В 1874 году Ходлер написал набор из десяти заповедей, в которых он суммировал основы своей теории искусства, а в конце года 21-летний Ходлер впервые выиграл конкурс Concours Calame с работой Waldinneres [Le Nant de Frontex].
Ходлер нарисовал своего брата Феофила Августа, а также несколько портретов своего дяди Фридриха Нейкомма и продемонстрировал свой «Автопортрет (студент)» на одной из своих первых национальных выставок в Женеве. Работа "Студент" - по большому счету, создание художником обобщенного образа молодого поколения, присущего любой эпохе.
В 1876 году Фердинанд Ходлер принимает участие в национальной выставке ротации Швейцарской ассоциации искусств (с марта по октябрь). В 1877 году, будучи впервые в Париже, посещает Лувр.
Путешествия Фердинанда
Два года (1878-1879) Фердинанд посвятил путешествиям. Это были поездки через Лион, Марсель и Барселону в Мадрид, где Ходлер открыл искусство Франсиско де Гойи. В Прадо восемь месяцев занимались живописью итальянского ренессанса и французского, фламандского и испанского 17-го века.
Его палитра прояснилась, и Ходлер нарисовал в районе Женевы пейзажи в стиле пленэра. В картинах Фердинанда, написанных на бытовые темы, сказываются манеры итальянских мастеров, изученные им во время поездки в Испанию. В работах Ходлера проявляется сочетание стилей: постимпрессионизма и символизма. На своих полотнах он изображает людей за работой на открытом воздухе. Достаточно вспомнить знаменитого "Дровосека" Фердинанда Ходлера, которого он сделал в различных вариантах. Его картина была использована для иллюстрации швейцарской 50-франковой банкноты.
Вернувшись в Женеву, он поступил в Женевский университет, чтобы прослушать лекции естествоиспытателя Карла Фогта (1817-1895) по сравнительной анатомии и геологии.
Работа в студии
В начале 1881 года Ходлер переехал в студию на Гран-Рю, 35, в Женеве, где работал до 1902 года. В эти годы он принимает участие в Первой международной выставке в Лондоне, выставляя два пейзажа. Участвует в совместной работе над панорамой Бурбаки Эдуарда Катреса в Люцерне.
В 1881 году Ходлер впервые принял участие в международной выставке в Лондоне. Schwingerumzug стала первой широкоформатной выставкой картин Фердинанда Ходлера. В Женевском Фонде Буше Ходлер не только читает лекции по символике, но и проходит курсы по обучению египетскому искусству. Чтобы увидеть «Четыре апостола» Альбрехта Дюрера, он отправляется в Мюнхен и посещает Пинакотеку.
Теория параллелизма в творчестве художника
В 80-е годы художник приходит к созданию собственной теории, которая вошла в историю живописи как одна из основополагающих в стиле модерн. Он назвал ее параллелизмом. В чем заключался смысл этой теории? Чтобы подчеркнуть цикличность в природе, Ходлер повторял фигуры и пейзажи симметрично. Он считал, что это подчеркивает выразительность работы. Повторения помогают погружаться в сюжет картины, при ее созерцании.
В 1889 году появилась картина "Ночь" Фердинанда Ходлера, которая стала первым образцом параллелизма художника, первой крупной монументальной работой. В ней были повторы формы и цвета, благодаря которым Ходлером была подчеркнута символичность и содержательность полотна. Однако на "Осеннем салоне" женевской выставки в Музее Рата картина была снята с экспозиции. Мотив - это непристойное образное представление сюжета The Night Фердинанда Ходлера. В то время не все оценили это монументальное произведение.
После этого последовал публичный протест художника и организованная им презентация картины в Женевском избирательном дворце, а затем поездка в Париж и выставка "Ночи" в Салоне Пьера Пуви де Шаванна на Марсовом поле.
В этом же году Ходлер принял участие в Paris World Expo, где он получил свою первую официальную награду за рубежом за вторую версию Schwingerumzug и отметил свой первый международный успех.
В Париже он примыкает к розенкрейцерам, и в "Салоне Розового Креста" выставляет свою картину "Разочарованные", написанную в 1892 году. В ней художник подтверждает свой разрыв с натурализмом.
Ритмическая гармония в картинах Ходлера
Следующими, принесшими международное признание, стали произведения Фердинанда Ходлера: "Избранный" (1893-1894), "Убегающие женщины" (1895), "Эвритмия" (1895). В перечисленных картинах Ходлер показывает не отношения между искусством и Богом, к которым стремились розенкрейцеры, а пантеистическое единство между природой и человеком, которое соответствовало его художественному и жизненно-философскому идеалу.
Персонажи и пейзажи его картин стали изображать судьбу, например, желтые и бледно-зеленые краски окружающего пейзажа, в котором изображена процессия старцев в белых одеждах с просветленными скорбью лицами.
К концу 1895 года было написано несколько работ для незаконченной "Женской Евритмии". На 7-й Международной художественной выставке в Мюнхене Ходлер был удостоен золотой медали 1-го класса за "Ночь" и "Евритмию".
Оформительские работы
Ходлер участвует в 1896 году в тендерах, и выигрывает конкурс на украшение экстерьера Дворца изящных искусств на Швейцарской национальной выставке. Исполнение 27 полотен с военными фигурами в исторических костюмах (1895/96) вызвали полемику в прессе.
В следующем году Фердинанд Ходлер выигрывает конкурс на оформление оружейного зала в Ландесмузеуме в Цюрихе: "Отступление швейцарцев из битвы при Мариньяно" (1896-1900), и получает первый приз за работу в размере 3000 швейцарских франков. Кроме этого, он работает над эскизами к легенде о "Вильгельме Телле"- первоначально предназначенными для внешнего фасада Национального музея, и делает два варианта дизайна плаката для Цюрихского Kunstgesellschaft, которые позже развил в "Сон" и "Поэзию".
Портретная живопись
Приемы декоративно-плоскостной живописи Фердинанд Ходлер привнес в портрет. Он любил изображать людей изолированно вне времени и пространства. Его герои - это характеристики их определенных занятий или состояний. Он запечатлевал момент, который не требовал интерпретации, но обладал удивительной притягательностью. Обращали на себя внимание пространственные характеристики и сам колорит полотна.
Более чем сотня автопортретов была написана за всю жизнь художником. Это демонстрирует важную роль самоанализа в творчестве Ходлера и позволяет проследить его художественную эволюцию.
Выставки картин Ходлера
На выставке Венского Сецессиона Карл Рейнингхаус, австрийский меценат и коллекционер, приобрел несколько картин Ходлера, и за одну ночь превратил художника в миллионера. После 1900 года немецкие художественные учреждения все больше стали интересоваться Ходлером. Deutscher Künstlerbund предоставил художнику помещение на Берлинской выставке 1905 года. За этим последовали дальнейшие сецессионные выставки в Мюнхене и Берлине. Немецкие художественные ассоциации и художественная торговля узнали об Ходлере и организовали в период с 1907 по 1914 годы несколько групповых и персональных выставок работ художника. На выставках участвуют известные картины Фердинанда Ходлера "День" и "Ночь", являющие собой символизм и параллелизм, ритм и симметрию в чистом виде.
Выставочные дискуссии немецкой прессы сделали искусство Ходлера известным широкой публике. Художник получал заказы от немецких арт-дилеров и коллекционеров, немецкие музеи приобретали его картины.
Синее с желтым и за горизонтом - плещется светлых небес бесконечность.
Жест хоровода - звук "д" - земли, дома, силы защиты, основ человечность.
Синие платья - для тела объятья - в музыке хора сихронных движений.
Ритм эвритмии - пульсация мира - дух без границ горизонта в стремленьях.
"Д-эвритмия" Улекса фон Лу
Современные обзоры Ходлера говорят о художнике современности. Критики современного искусства почувствовали склонность к орнаменту, формальные повторения, четкие контуры и выбор цветов. Монументальная живопись Фердинанда Ходлера, которая характеризовалась большими площадями и четкими контурами и впечатляла их эффектом расстояния, вызвала большой интерес в Германии. Изюминкой его репутации художника монументального стиля были заказы крупномасштабных фресок для Университета Фридриха Шиллера в Йене в 1907 году, а также для мэрии в Ганновере в 1911 году.
В 1911 году Ходлер делает много набросков и этюдов к большой картине "Эмоция". Ему удается создать образы, которые близки к его творческому темпераменту. Картина Фердинанда Ходлера Emotion на фото ниже в статье.
Коллекционеры, такие как сестра и брат Гертруда и Йозеф Мюллер, Вилли Русс-Янг и Артур Ханлозер, поддерживали Ходлера своими покупками и заказами.
Музей Леопольда в Австрии
С момента оглушительного успеха Ходлера на Сецессионной выставке в 1904 году, Музей Леопольда представляет наиболее полную ретроспективу на сегодняшний день Фердинанда Ходлера (1853-1918) в Австрии. Будучи образцом символизма и модерна, пионером экспрессионизма и, не в последнюю очередь, обновлением монументальной живописи, Ходлер был важным катализатором для многих художников венского модернизма, таких как Густав Климт и Коломан Мозер, а также Оскар Кокошка и Эгон Шиле.
В музее представлены три основные темы Ходлера:
- пейзажи, начиная от пленэрной живописи и заканчивая абстракцией;
- портреты с упором на женские портреты, автопортреты, навязчивые произведения, которые сопровождают умирающую возлюбленную Ходлера Валентину Года-Дарел;
- его значительные символические фигуративные композиции.
Фердинанд Ходлер умер в 1918 году в возрасте 65 лет. В музеях и у коллекционеров количество его картин, этюдов, набросков и черновиков превышает цифру 2000.