Промышленная графика: определение, история появления, этапы развития, описание с фото и примеры
Говоря о промышленной графике, подразумевается прикладная (применяемая на практике) отрасль дизайна, которая занимается разработкой и изготовлением рекламной продукции, этикеток, плакатов и афиш, товарных марок, всем тем, что касается обслуживающей сферы производства и сбыта товаров.
Из истории графики
Графика является самым древним видом изобразительного искусства. Можно сказать, что первобытный человек был первым, кто положил начало этому виду искусства, высекая на стенах пещер свои первые графические рисунки. Как утверждают археологи и ученые, посредством этой наскальной графики древние люди излагали свои мысли. Когда появилась письменность, понятие "графика" стало ассоциироваться с каллиграфическим письмом, то есть написанным четким, красивым почерком. Появились первые переписчики и копиисты текстов, а затем и иллюстраторы, которые делали рисунки к переписанным текстам. Шло время, и возникла потребность в печатной продукции и, соответственно, оформлении ее графическими работами.
Этапы развития графики
С развитием производственной индустрии появилась промышленная графика. На первоначальной стадии это был контрастный линейный рисунок, состоящий из черного и белого цветов. Затем к линиям добавились штрих и пятно. Графические рисунки делались от руки при помощи карандаша, пера, туши, пастели, угля.
К этапам развития относятся:
- Станковая графика, включающая эстамп, лубок и, собственно, станковой рисунок.
- Книжная графика, включающая такие элементы, как виньетки, иллюстрации, буквицы, обложки. Сюда же относятся шрифты, так как буквы являют собой графические знаки.
- Журнальная и газетная графика - это изображения, выполненные в соответствии с ГОСТ, в котором оговорены виды шрифтов и наличие графических иллюстраций. На фото выше приведен пример графики издательской марки.
- Технологии компьютерной верстки печатных изданий. С конца XX-начала XXI столетия продукция стала рекламным носителем премиум класса.
Работа художников-графиков
Промышленная графика появилась как составная часть рекламы, где одинаково важны шрифты, орнаменты, изображения (фото и рисунки), цветовая палитра и полиграфия. Родоначальницей графики, известной с глубокой древности, считается клеймо торговых марок. Она формировалась как область художественной деятельности, продвигающая товар на рынке. Окончательно коллективы профессиональных художников сложились к концу XIX столетия. Они специализировались на рекламе и оформлении упаковок.
И в настоящее время, как правило, над оформлением фирменных знаков, рекламной и другой продукции, задействованной в продвижении и реализации товара, работают художники-графики. Область их деятельности отличается от обычного графического искусства. Они проектируют единые системы товарных знаков и фирменных стилей, а также корпоративную документацию, работают над рекламной продукцией и оформлением упаковки, создавая внешний эстетичный вид.
Вот так выглядят товарные знаки известных в мире компаний, выполненные при помощи промышленной графики. Фото ниже иллюстрирует лаконичность и запоминающийся дизайн.
Товарный знак - "лицо" компании, поэтому требование к его созданию сводится к тому, что он должен быть оригинальным, запоминаемым, лаконичным и технологичным. Товарный знак иногда называют безмолвным продавцом. Его наличие на продукте или товаре является немаловажной рекомендацией для покупателя. Мировая статистика подтверждает, что цена на продукт с маркированным знаком выше, чем стоимость анонимного продукта. Это имеет свое объяснение. Такой отвечает всем требованиям, накладываемым на него репутацией компании.
Фирменный стиль
Система визуально-коммуникационных средств создает определенный зрительный образ, в который выражен в логотипе, товарном знаке, цвете и шрифте. Художники-графики работают со всем пакетом задания по созданию фирменного стиля. Визуально дизайн промышленной графики проецируется на:
- документацию: бланки, конверты, товарно-сопроводительную, техническую и внутрифирменную документацию, визитные карточки;
- продукцию: изделия, авторское право и товарные знаки;
- упаковку: пакеты, наклейки, коробки, витрины, выставки, проспекты, каталоги, сувениры;
- одежду: фирменный сезонный стиль, галстук, косынка;
- транспортные средства, задействованные в компании: логотип, товарный знак;
- здания, принадлежащие компании: товарный знак, логотип.
Шрифты
К элементам промышленной графики относятся различные варианты шрифтов, фото и рисованные изображения, цвет и полиграфия. В общепринятом понимании шрифты представляют собой рукописный, рисованный, гравированный или наборный рисунок букв или цифр. Они различаются по размеру, начертанию, наклону и жирности.
Психологи провели ряд исследований, позволяющих определить, как воспринимается текст, набранный различными шрифтами, и установили, что он оказывает влияние на эмоциональное восприятие материала. Это говорит о том, что, набранное различными шрифтами рекламное сообщение будет восприниматься целевой аудиторией по-разному. Игривый шрифт не оценят деловые партнеры, а детям не понравятся строгие прямые надписи к сказочным картинкам.
Таким образом, художники-графики, работая над товарным знаком и фирменным стилем компании, должны учитывать психологический аспект восприятия подаваемой информации. В зависимости от серьезности информации надписи на упаковочных пакетах, наклейках, коробках, каталогах и сувенирах, должны соответствовать важности и авторитетности компании.
Маркировка изделий
Как отмечалось выше, выпускаемая продукция имеет маркировку. Чтобы ее выполнить, нужен инструментарий. То есть должны быть маркеры, позволяющие наносить на поверхность изделия определенную информацию. Эти надписи не должны стираться, смываться водой и выгорать на солнце.
Серия маркеров для промышленной графики Edding предназначена для нанесения разметки по дереву, металлу, стеклу, керамике, пластику и другим материалам, с которыми работает определенная компания. Маркеры используются в строительных и отделочных работах. Промышленные маркеры имеют металлический корпус. В основном это прочный алюминий.
Промышленные маркеры
Маркер для промышленной графики Edding 8750 имеет пулевидный наконечник. Инструментом наносятся надписи на поверхности изделий, работающих в агрессивных промышленных условиях. Для нанесения надписей изделия не очищают, они могут быть загрязненными и жирными. Пометки, сделанные маркером устойчивы к растворителям и кислотам, не смываются водой. В чернилах белого цвета содержится высокая концентрация пигмента. Это позволяет покрывать плотным слоем как гладкую, так и шероховатую поверхность.
Они не растекаются, не размазываются, и быстро высыхают. Маркер этой серии безотказно работает в условиях сурового климата с перепадами температур от -30° до +30°. Можно обойтись одним маркером E-8750 размечая или маркируя изделия из резины, стекла, пластика, металла.
Торговая марка Edding также выпускает черный маркер для промышленной графики. Он имеет круглый наконечник, материал корпуса - бело-черный пластик. Чернила черного цвета, основа их - пигментная мастика. Толщина наносимых на изделие линий - 10 мм. Этот промышленный маркер подходит для работы на жирных, загрязненных и работающих под водой поверхностях. Краска маркера выдерживает нагрев до 1000°, а максимальная температуры поверхности изделия при надписи маркером - 100°. Краска почти не имеет запаха.
Использование графики
Примеров промышленной графики, вошедшей в нашу, жизнь так много, что они кажутся естественными и привычными. Это и таблички с наименованиями населенных пунктов, названиями улиц, номерами домов и транспортных средств, названиями магазинов, школ, садов.
У всех изделий и товаров имеется сопроводительная документация: паспорта, инструкции и каталоги. В ней обязательно присутствуют визуальные изображения, поясняющие строение изделий, их функциональность, правила использования и обслуживания. И это тоже разновидность промышленной графики. К другому типу следует отнести условные знаки, передающие визуальную информацию в отличие от привычного для нас алфавитного письма. Их называют пиктограммами.
Это знаки, указывающие места переходов, повороты дорог, стоянки автомобилей и прочие, размеры, формы и цвет рисунков которых установлены международными нормами. Пиктограммы лаконичны, образны и не требуют знания языка. Они используются в международных масштабах для обозначения видов спорта.
Промышленная (рекламная) графика
Реклама окружает человека везде. Всевозможные вывески на магазинах и бутиках, афиши и плакаты, информирующие о том или ином событии, реклама новых лекарств и услуг представляют собой продукт промышленной графики. Отзывы людей на все это многообразие предлагающей, зазывающей и реализующей рекламы, неоднозначны. Кому-то нравится многообразие указателей и рекламных объявлений в метро и транспорте, а кто-то их просто не замечает. Тем не менее броские плакаты привлекают внимание потенциальных покупателей.
Можно сказать, что благодаря созданным художниками-оформителями средствам промышленной графики, ярким рекламным плакатам, билбордам, афишам, люди получают нужную им информацию.