Основоположник отечественной системы физического воспитания: имя, основные понятия и методы

В современном контексте вопрос: «Кто является основоположником системы физического воспитания (ФВ) в России?», с одной стороны, является риторическим. Действительно, ответ на него – не тайна за семью печатями, более того, он общеизвестен.

С другой стороны, уже только одно имя его создателя стало нарицательным и воспринимается как синоним последовательного формирования российской системы физического воспитания. Благодаря этому ученому сегодня можно утверждать, что современная российская система ФВ имеет исторические и гносеологические корни, она взяла за основу классическое античное физическое воспитание, иными словами, - древнеевропейское (не азиатское, не индуистское).

Учение это сегодня можно понимать и в узком, и в широком смысле. В своем узком смысле это теория ФВ, созданная просвещенной, талантливой, одухотворенной личностью. В более широком же понятии оно в нашем XXI веке является уже реализованным, базовым, общепринятым в России во всех звеньях федеральной системы образования.

Основоположником отечественной системы физического воспитания является блестящий педагог, врач, антрополог, Петр Францевич Лесгафт. Человек, которого уважала российская интеллигенция. Вот что о нем писал академик Павлов:

После окончания гимназии поступил в Медико-хирургическую академию. Он очень нуждался тогда, нередко голодал, но академию закончил блестяще, а вскоре защитил и две диссертации: сначала - на степень доктора медицины, а еще через три года - на степень доктора хирургии.

Лесгафт стал первым руководителем курсов ФВ, впоследствии эволюционировавших в Санкт-Петербургскую государственную академию физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. В стенах этого вуза сегодня получают образование 5 тысяч слушателей, студентов, аспирантов, докторантов. Их обучают 6 академиков, 7 членов-корреспондентов различных академий, более четырех десятков профессоров и докторов наук, более двухсот доцентов и кандидатов наук, 75 мастеров спорта.

С другой стороны, в нашей обычной жизни заданный вопрос: «Кто является?» вызывает ассоциацию не с регалиями, а с личностью того, о ком спрашивается. Иными словами, за этой фразой стоит подтекст – «является ли этот человек лидером, способен ли он служить прогрессу и, конечно же, вести за собой других людей?». Т. е. одновременно оценивается и интеллект, и харизма человека.

В данном случае речь идет действительно о личности, в которой эти качества проявлялись с избытком. Ведь Петру Францевичу Лесгафту удалось свершить чудо. Не обладая властью, в условиях империи он создал систему, работающую на благо людей. Кроме того, он увлек физическими занятиями не только своих современников, но и задал конструктивный импульс развития для последующих поколений.

Фактор физического воспитания в жизни общества

Сегодня, к сожалению, ни для кого не секрет: современная система ФВ находится в глубоком кризисе. Для этого достаточно ознакомиться со статистической информацией. Она подтверждает печальную реальность: 40% детей в столице России имеют хронические заболевания. 70% - отличаются слабым здоровьем. Такую неутешительную статистику озвучил известный педиатр Леонид Рошаль.

Самая титулованная в мире представительница фигурного катания трехкратная олимпийская чемпионка и десятикратная чемпионка мира, а ныне депутат Госдумы Ирина Роднина также не раз обращала внимание общественности, что программа ФВ нынче претворяется в жизнь зачастую поверхностно.

Когда говорят, что занятия спортом должны стать модой, я с этим категорически не согласна. Это должно быть жизненным кредо, осознанной необходимостью. Сегодня уже вроде многое делается, созданы и продвигаются проекты «Дворовый тренер», «Школьный спорт», но, честно говоря, многое делается только ради цифр, ради докладов в начальственные кабинеты.

Личный пример Ирины Родниной нас убеждает в искренности ее слов. В детстве, до прихода в фигурное катание, она одиннадцать раз (!) переболела пневмонией. И именно физическое воспитание помогло переродиться девушке, склонной к хроническому недугу, в выдающуюся спортсменку XX века.

Характерно, что основоположник отечественной системы физического воспитания еще до трудов Пьера Кубертена первым в новейшей истории научно обосновал необходимость внедрения системы ФВ во все сферы жизни: от уровня семьи – до уровня государства. Ученый, своими идеями намного обогнавший свое время, подчеркивал важность последовательности, цикличности и непрерывности этого процесса:

Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается.

Безусловно, что основоположником научной системы физического воспитания является не просто ученый – энциклопедист и исследователь, сформулировавший олимпийские принципы для спортсменов высшей категории еще до Пьера Кубертена. Лесгафт также является выдающимся педагогом, первым в мире разработавшим принципы правильного и последовательного ФВ для детского, подросткового, юношеского возраста в тесной связи с психическим и общеобразовательным аспектом.

Кризис уровня физического воспитания

Почему мы говорим сегодня о кризисе ФВ в стране? Да потому, что сейчас на всех уровнях системы образования и воспитания, начиная с детского уровня, нарушаются принцип гармоничного духовного и физического развития личности.

Следует признать, что современными государственными институтами неудовлетворительно реализуются признанные классикой выводы ученого. Чиновников часто интересует формальная сторона ФВ, но не его суть, которую удивительно четко описал П. Ф. Лесгафт в своей работе «Физическое развитие в школах»:

В школьном вопросе как умственном, так и физическом, развитие должно нас одинаково занимать и должно исходить из совершенно одинаковых оснований; только в таком случае можно надеяться достигнуть более гармоничного целого, а вместе с этим и большей стойкости и последовательности в проявлениях воспитываемого лица…Задача воспитания состоит в том, чтобы гармонически развить и научить управлять всеми существующими в человеческом организме органами движения, сменяя деятельность одного деятельностью другого.

Основоположник научной системы физического воспитания в России утверждал, что именно школа является ключевым звеном всей системы ФВ. И его взгляды действительно актуальны. Ведущие современные спортивные педагоги настаивают на том же. Бесспорным является актуализация школы как ключевого звена системы ФВ.

И в этой связи важна неравнодушная роль государства, его прямая помощь в преодолении бедности, социальной, семейной, мировоззренческой дезориентации молодежи. Вспомним лишь, из какой бедной, многодетной, далекой от физической культуры семьи когда-то пришел в спорт самый титулованный (и самый талантливый) защитник Александр Мальцев! Детское увлечение Александра поддержала и помогла развить именно существующая система ФВ.

А ведь он, как уверял Владимир Тихонов, по своему далеко не раскрытому таланту был подобен Уэйну Гретцки, Бобби Халлу.

Что же мы сегодня видим в детском спорте? Необузданную коммерциализацию? Тренеров, отбивающих кеш у родителей юных спортсменов? Сотни тысяч молодых людей, проводящих досуг не на спортплощадках, а за бутылкой пива? Платные, а потому и недоступные для большинства молодых людей спортзалы?

В данной сфере требуется решать непростые проблемы адресного финансирования, преподавательской заинтересованности, доступности и оборудованности спортивных залов и площадок, широкого бесплатного вовлечения детей и молодежи.

Противодействие чиновников

Что мешает развитию ФВ? Высокие чиновники сегодня ориентируют бюджет на силовой сектор экономики, дистанцируются от рассматриваемой проблемы, утверждая, что государство не является ключевым элементом решения проблем ФВ.

Возразим этой демагогии. Кто, как не государство, есть главный потребитель человеческого ресурса? Физическое же воспитание теснейшим образом связано со здоровьем человека, которым определяется успешная профессиональная деятельность и, соответственно, реализованность личности. Ведь еще в конце позапрошлого века Петром Францевичем Лесгафтом (тем, кто является основоположником системы физического воспитания), научно доказана социальная обусловленность ФВ. Именно через индивидуальный прогресс в физической культуре граждан достигается прогресс общества в целом.

Лесгафтом разработаны не только задачи, цели, методы такого воспитания, но и дана ее методология (определения и характеристика связанных с ним понятий физической культуры, физкультурного образования, воспитания, спорта, воспитания спортивного).

В упрек бесхребетности современных деятелей от ФВ напомним, что основоположником отечественной системы физического воспитания является человек, который всю жизнь шел против течения и действительно страстно доказывал свои взгляды.

Свои лекции, неугодные чиновникам от науки, он начал читать в 1871 г. у себя на квартире. И этот бессребренный подвиг служения продолжался вплоть до официального признания. На это ушло целых 25 лет! Кто сегодня из деятелей разрушающейся российской системы ФВ способен на такое?

Ученый не боялся идти на конфликт с властями, был одно время даже в опале, но в результате – победил, был признан, сумел практически доказать свои взгляды. История все расставила на свои места: несмотря на то, что созданный Лесгафтом вуз в 1909 г. высочайшим повелением закрыли по надуманному поводу, Петру Францевичу все же удалось выстроить систему ФВ, которая была возрождена в 1918 году.

Важность семейного воспитания

Перейдем к рассмотрению основных положений учения П. Ф. Лесгафта. Ученый настаивал на том, что отправной точкой в отлаженной системе ФВ является социальный институт семьи. Основоположник отечественной системы физического воспитания в своей работе «Семейное воспитание ребенка и его значение» призывал взращивать младую поросль, творчески соединяя два принципа: во-первых, предоставляя определенную свободу действий и игр, и, во-вторых, разумного руководства действиями детей со стороны родителей. При этом обязательно следует щадить личность ребенка. При таком подходе формируются лучшие качества человека: искренность, отзывчивость, любознательность, впечатлительность к окружающему.

Если же родители при воспитании ребенка пользуются наказаниями телесными, то, как писал Лесгафт:

Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип, характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией.

По мнению ученого, полноценное домашнее воспитание закладывает в личность ребенка качества, способствующие в дальнейшем его надлежащему всестороннему, в том числе и ФВ. Их перечень очевиден: сосредоточенность, стойкое преодоление трудностей, целеустремленность, стремление доводить начатое до конца.

Научные основы системы физического воспитания

Сегодня, читая прессу, повествующую о проблемах воспитания молодежи, в том числе и физического, часто просто диву даешься. Пишут-то в основном специалисты, а часто и государственные мужи дают интервью. Как же, все-таки, они умеют запутать читателей, скрыть от них саму суть вопроса, переложить ответственность! В то же время на фоне этого словоблудия вызывает восхищение, как просто и ясно показал путь решения этого вопроса П. Ф. Лесгафт.

Ключевая идея фундаментального труда ученого «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» в предельно сжатом виде выражается следующей идеей:

«Поставить ребенка в условия, при которых он мог бы свободно и гармонически развиваться как физически, так и умственно».

Согласно учению Лесгафта, физические упражнения являются способом многогранного развития личности: нравственного, физического, интеллектуального, эстетического. При этом физическое воспитание эффективно, если оно практикуется параллельно с умственным. Основоположник научной системы физического воспитания в России считал объективной необходимостью в школьной программе ежедневную практику физических упражнений. Более того, они должны гармонично сочетаться с занятиями умственными.

По Лесгафту, физическое образование основано на развитии как организма тренирующегося, так и его личности под воздействием специально подобранных физических упражнений, которые постепенно усложняются. Важную роль в освоении упражнений ученый отводит методам словесного описания и показа.

Основы системы физического воспитания российского ученого предполагают четыре основных типа упражнений:

  • простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

  • упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

  • упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;

  • систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

При этом Петра Францевича Лесгафта нельзя назвать чистым теоретиком ФВ, ведь он практически создал жизнеспособную и действенную систему физического воспитания, а также подготовил для нее преподавательский состав. Обучению педагогов Лесгафт уделял особое внимание, лично экзаменуя их по вопросам физиологии человека, анатомии, психологии. Не оставались без его внимания и личные качества будущих учителей: любовь к детям, тактичность, опрятность, сдержанность.

Методика физического воспитания

Петра Францевича по праву можно назвать отцом российской методики физического воспитания. Он сумел провести впечатляющую работу врача-физиолога, ученого – историка, преподавателя – методиста, и, наконец, тренера – практика по ее созданию. Вклад в методику ФВ П. Ф. Лесгафта весьма значителен. В частности, ученый педагог разработал классическую структуру занятия.

Он исходил из того, что методические основы системы физического воспитания регламентируют структуру и последовательность проведения занятий по ФП. Последние должны состоять из вступительной, основной и заключительной части. Подготовительная содержит упражнения циклические, растягивающие, аэробные. Основная комплектуется спецупражнениями, развивающими определенные группы мышц, а также концентрированными динамичскими аэробными упражнениями. Заключительная практикует преимущественно растягивающие упражнения.

Основоположник системы физического воспитания в России подчеркивал важность подбора физической нагрузки. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений пульс составлял от 110 до 150 ударов в минуту. Относительно же силовых упражнений, он рекомендовал чередование статодинамических и динамических их подвидов.

Лесгафт определил, что комплекс упражнений, практикуемый более трех месяцев, вызывает адаптацию организма к предлагаемым им нагрузкам, при этом понижается общая результативность таких тренировок. По мере занятий, сами упражнения должны также эволюционировать, наращивая сложность, динамику и амплитуду движений.

ФВ как социальный институт

Петр Францевич Лесгафт, со свойственной ему ученой последовательностью, не только теоретически обосновал и практически заложил основы создания государственной системы ФВ, но и показал ее роль и место в обществе. В частности, он определил социальные основы данной системы.

Ни для кого не секрет, что уровень системы ФВ конкретной страны в наибольшей степени определяет уровень социально-экономического развития такого общества. Приведем пример из истории спорта. Среди советских легкоатлетов – спринтеров к уровню высших достижений, как правило, подходило 1-2 человека. В то же время, американские тренеры выводили на этот же уровень 7-8 спортсменов. Причина такого различия – очевидна, она кроется в мотивации спортсменов обществом.

Первичное звено экономики (предприятия) является одновременно и главным источником финансирования системы ФВ Успешные крупные предприятия эпохи Лесгафта и современные корпорации в наши дни наполняют доходную часть бюджета, откуда финансируется сфера ФВ. Кроме того, эту сферу нынче развивают хозрасчетные небюджетные спортивные сообщества – клубы.

Основоположник отечественной системы физического воспитания в отдельную категорию выделил правовые основы, регулирующие законными и подзаконными актами сферу ФВ. Несмотря на свою специфику, сферу физического воспитания ученый рассматривал как социальный институт, регулируемый нормативно.

В перспективе развития системы ФВ Лесгафт предвидел создание общегосударственных основ – централизованной разработки программы развития ФВ для максимального охвата ею детей и молодежи и, как результат, укрепления здоровья всего населения России.

Таким образом, функция ФВ исследована основоположником системы физического воспитания, основу которой он определил как диалектически взаимодействующие факторы различной природы,

Основные направления системы физического воспитания

Говоря о направлениях ФВ, Лесгафт определял три его категории:

  • общее физическое воспитание;
  • ФВ, способствующее деятельности сообразно выбранной профессии;
  • ФВ спортивной направленности.

Общее физическое воспитание представляет собой уроки физической культуры, практикуемые в школах, средних и высших учебных заведениях. Основами системы физического воспитания являются, как уже упоминалось, экономические, юридические, методические факторы, определяющие его эффективность, интенсивность, массовость.

Лесгафт является пионером внедрения систематических занятий по ФП в отечественных учебных заведениях. Приоритетными целями общего ФВ являются:

  • укрепление физического здоровья;
  • совершенствование двигательных возможностей;
  • последовательное поступательное физическое развитие;
  • освоение специальных навыков и умений.

Категория ФВ, специализирующаяся по различным профессиям, развивает затребованный ими потенциал двигательной активности. Ученый, герой нашей статьи, сформулировал и обобщил основы российской системы физического воспитания и создал предпосылки для их реализации.

Принципы системы физического воспитания

Ученый воспринимал систему ФВ как нечто структурированное, неаморфное, выстроенное согласно неких принципов, каждый из которых реализуется характерным для него образом. Перечислим их:

  • оздоровительная направленность (требования к реализации: методы ФВ обосновываются и тестируются, физические нагрузки планируются индивидуально, организуется преподавательский и врачебный контроль);
  • всестороннее развитие обучаемого (требования к реализации: комбинирование физического и умственного развития; обучение двигательным умениям и приобретение соответствующих знаний);
  • связь с производственным и армейским направлением (требования к реализации: вторичность по отношению к социально-экономическому курсу страны).

Основоположник отечественной системы физического воспитания подчеркивал, что вышеупомянутые принципы не являются абсолютными. Они объективно не могут быть реализованными, если политическая надстройка и экономический базис страны антагонистичен самой идее ФВ. С этой точки зрения показателен личный опыт Петра Францевича в реализации своих идей. Они, уже сформированные и оформленные, не могли быть реализованными в неблагоприятной среде на протяжении четверти века.

Демократические, клубные идеи ФВ генерировал Лесгафт. В 1896 г. он основал курсы, преобразованные через девять лет в высшую вольную школу. В 1907 г. это учебное заведение было объявлено неблагонадежным, и его закрыли. Это еще раз подтвердило истину: всестороннее развитие личности претит имперской идеологии.

Стареющий ученый тяжело перенес насильное закрытие своего детища, его жизнь угасла через два года после объявления опальным дела всей его жизни. Однако в 1918 году его жизнеспособные идеи были возрождены при создании вуза, названного его именем.

Заключение

Петр Францевич Лесгафт, основоположник системы физического воспитания, был человеком многогранным. Во-первых, прогрессивным, его идеи значительно опередили свое время. Стройная педагогическая система основоположника русской системы ФВ основывалась на выявленном им принципе единства физического и умственного развития. Она была подпитана творческим обобщением глубоких врачебных знаний, античных воззрений, пронизана истинным духом олимпизма.

Основоположником научной системы физического воспитания России Петр Францевич Лесгафт стал не в последнюю очередь благодаря своей харизме, умению воодушевлять учеников и единомышленников. У него был талант объединять совершенно разных людей для решения важных задач. Его люди уважали и любили, шли за ним во всех его начинаниях.

Однако у него были и завистники, и враги. На него писали доносы, его травили, а он, как истинный гражданин, продолжал вершить дело своей жизни – служил становлению российской системы ФВ.

Комментарии