Профессионализация – это явление, которое появилось в результате развития имеющихся и появления новых видов трудовой деятельности человека. Понятие возникло благодаря отечественным ученым, целью которых было изучение психологических, педагогических, философских и социологических процессов.
Раскрытие понятия
Термин предполагает существенные изменения в профдеятельности человека, а именно смену ориентированности или повышении квалификации. В широком смысле под ним подразумевается организация и последующая эволюция институтов социального характера, принципов и законов, связанных с созданием профструктуры общества, а также с ростом количества пожеланий, предъявляемых к работнику. Профессионализация личности - это возможность каждого члена общества трудоспособного возраста приобретать новые навыки и совершенствовать имеющиеся благодаря специальной переподготовке. В буквальном смысле, данное определение означает овладение гражданином профессиональными ролями. Подмарков В. Г. утверждал, что данный термин подразумевает соответствие имеющихся навыков и знаний с выбранной профессиональной ролью, а также желание человека выполнять ее. Явление двухуровневое, социальная сторона будет рассмотрена ниже.
Характеристики социального уровня:
- изменения, происходящие в трудовом обществе;
- обретение человеком цели обучиться конкретной дисциплине;
- зарождение элементов и сферы профкультуры;
- ряд процессов и механизмов, призванных на уровне общества или конкретной фирмы помочь сотруднику сориентироваться в новых видах специализаций, получить недостающие знания;
- эффективное использование возможностей профнаправленности.
Многогранное понятие
Процесс профессионализации – это также личностный уровень, который представлен изменениями, характерными для человека при овладении им специальностью или профессией. Изменения имеют многогранный характер, затрагивают и внутренний мир объекта, и его внешнее проявление в социуме.
Между уровнями наблюдается незримая связь, в соответствии с чем профессионализацию необходимо рассматривать с трех сторон:
- Как социально направленное явление, где проявляются количественные и качественные изменения в жизни общества с профессиональной стороны, рождаются новые виды профнаправленного труда.
- Как процесс овладения человеком конкретным видом профильной деятельности, вследствие чего, приобретения им необходимых профкачеств.
- Как система общественных институтов, на которую возложена задача регулировать процесс освоения человеком своей роли на профессиональном уровне, и обеспечивать возможность каждой личности приобрести, соответствующую его способностям, профессию.
Система профессионализации
Когда речь идет об оценке персонала, необходимо отметить, что в данном случае, профессионализация – это комплекс социальных институтов, цель которых оказать помощь тому, кто хочет улучшить свои навыки на профессиональном поприще. В организации, где работает гражданин, может и не работать система формальных элементов профессионализации, в таком случае обучение и отбор поручается другим институтам. Продолжение формирования профессиональной деятельности и опыта находит отражение в сущности самого человека и в различных формах социальной памяти.
Изучение процесса введения понятия и проблем профессионализации свидетельствует о том, что термин отражает трансформации, которые аккумулируются в общественной практике в результате развития деятельности человека, обретения ею профессионального характера, а также новшества, присущие объекту, образовавшиеся в обществе в результате слияния индивидуума и профтруда.
Содержательные характеристики
Российские ученые и их коллеги из других стран раскрывают термины «профессия» и «профессионал», опираясь на точку зрения, где первое определение рассматривается как инициативность субъекта.
Профессионал как:
- субъект реализации работоспособности;
- специально обученная личность;
- составляющая общества;
- источник профессионального сознания.
Профессия как:
- предметный труд;
- сообщество обученных людей;
- способ бытия человека, его отношения к современному миру.
Содержание, вложенное в каждый тезис, описывает многогранные стороны анализа процесса профессионализации личности. Это также затрагивает ее основные черты, устройство и логику мышления.
Профессиональная подготовка
Сам тезис включен в научный оборот российскими учеными, его приравнивали к уровню развития профкачеств личности (мнение Шрейдера Р. В.). Подаркон В. Г. приравнивал явление к развитию системы профподготовки, подразумевал под ним создание и развитие институтов социальной направленности, норм и прав, связанных с образованием профессиональной структуры общества как формирование групп, позиций и ролей, пригодность и готовность к выполнению профессиональной задачи.
Активные дискуссии на данную тему стали происходить в 70-80 года прошлого века, когда под понятием стали видеть отражение динамического развития важных качеств человека при овладении новыми навыками, об этом говорили Бадоев, Шрейдер, Бодров, Анисимова и Кантеров. Именно тогда заговорили в научных кругах о стадиях профессионализации, ее критериях, этапах и уровнях.
Аспекты
Со временем философы и социологи стали изучать предмет обсуждения как целостный феномен. Модель представляет собой единое целое, состоящее из человека и его способностей, рассматривается теоретическое включение сотрудника или учащегося учебного заведения в мир профессиональной деятельности. Важную роль играют психолого-педагогический и социально-экономические аспекты, ведь профессионализация – это процесс непрерывного становления личности как специалиста и профессионала конкретной области.
Первый аспект интересует исследователей с точки зрения включения человека в профессиональную среду, усвоения им опыта, получения возможностей для реализации себя в ходе самосовершенствования, при выходе на новый уровень. Анализу подвергаются все компоненты: цели, приемы, мотивы, средства, условия, результаты. Второй аспект с социальной направленностью интересен в ходе формирования трудовых запросов по части человеческих ресурсов и изучения потребностей на рынке труда. В связи с распространением данного процесса во внутрифирменной профессиональной переподготовке специалистов и рабочих особую роль играет изучение методов на примере работников немолодого возраста.
Этапы профессионализации
Сравнением личностного и профессионального развития занималась Л. М. Митина. Она отмечала необходимость забыть о привычных традиционных формах данного явления, а также делала упор на взаимосвязь квалифицированного и личностного развития, в основе которых лежит принцип саморазвития, способность превращать свою жизнь в предмет практической "перестройки", что приводит к творческой самореализации. Она выделяет 3 этапа:
- приспособление;
- становление;
- самовыражение и самореализация (стагнация).
Рассмотрение профессионального развития происходит в виде непрерывного процесса личностного самостоятельного проектирования.
Обучение и кризис деятельности
Процессу вхождения студента или начинающего специалиста в профессионально-педагогическую деятельность, а также состоявшегося в карьере человека (в качестве рабочего или мастера), который повышает свой профессиональный и личностный рост в условиях учебного центра при организации переподготовки и повышения квалификации, т. е. профессионализации кадров, уделяется повышенное внимание. Целенаправленное формирование готовности человека на психологическом уровне к самостоятельному выполнению своих обязанностей способствует успешности дальнейшего развития и повышения квалификации, об этом говорят Канлыбович Л. А. и Дьяченко М. И.
Важный аспект – фиксирование кризисов профессионализации (недолгого этапа кардинального преобразования профессионального сознания). Маркова А. К. отмечает, что кризисы возникают, когда привычное не удовлетворяет, а новое еще не найдено, или когда творческий подход работника к делу воспринимается «в штыки» начальством или вышестоящими лицами на профессиональном поприще.
Признаки кризиса профессионализации – это отсутствие нового, снижение желания совершенствоваться, внутренняя растерянность, чувство необходимости переоценить свои способности, ощущение исчерпанности своих сил. Примечательно, что переход от одной стадии профстановления к другой неизбежно сопровождается переломным моментом. Сыманюк Э. Э. и Зеер Э. Ф. выделяют "трудовые перебои", связанные с:
- учебно-профессиональной ориентацией;
- профессиональным ростом;
- выбором профессии;
- социально-профессиональной самоактуализацией;
- утратой рабочего места.
Поэтапность явления
Профессионализация как процесс становления работника мастером, владеющим в совершенстве навыками, знаниями и умениями, необходимыми для конкретного вида деятельности, отражается в авторитете человека, в его умении передать свой опыт другим людям, правильно поступать в нестандартных ситуациях. Процесс становления профессионалом зависит от личностных качеств, условий труда, мотивации и заинтересованности самого работника.
Существует 3 стадии:
- Первичная профессионализация – это становление. На этом этапе работник достаточно хорошо освоил необходимые стандартные умения и знания. Качество труда и эффективность деятельности находятся на высоком уровне, работник обладает достаточным опытом.
- Опытность. Трудящийся эффективно работает и может одновременно делиться опытом с молодым поколением. У человека на этой стадии формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он может сознательно вносить коррективы в трудовую деятельность, а также определенного рода новшества в трудовой процесс.
- Экспертность. Специалист является авторитетов в конкретной области, занимается продуцированием норм, ценностей профессии и выстраивает тактику, направленную на развитие отрасли.
Третья стадия является определяющей для того, чтобы субъект стремился к обучению других специалистов по средствам мастер-классов и семинаров.
Все стадии профессионализации – это непрерывное обучение и самосовершенствование человека (как мастера и личности), оно связано с соблюдением нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.
Психологическая сторона
Психологи профессионального образования установили, что вхождение в педагогическую деятельность профессионального уровня требует от студента или выпускника вуза не только настойчивых усилий по ее освоению, но и значительной перестройки. Профессионализация в психологии – это педагогический регулируемый процесс психологического становления личности, формирование специалиста в условиях получаемого образования. Весь процесс тесно связан с количественными и качественными характеристиками становления личности.
С точки зрения психологов, а именно Ананьева Б. Г., Деркача А. А., Кузьминой Н. В., Ситникова А. П., изучающих процесс в рамках акмеологического подхода, важен этап акцентирования успешной профессиональной деятельности зрелой личности, ее периодов взлетов и падений. Психолог Зеер Э. Ф. в выделении стадий профессионального становления индивидуума берет за основу социальную сторону развития и качество выполнения профессиональных навыков. Выделяет 4 стадии становления профессионализации в психологии. Это:
- Возникновение профнамерений, переход на новый уровень, например, поступление в учебное заведение (социально и психологически обоснованный выбор профессии).
- Целенаправленное обучение.
- Внедрение в рабочий процесс.
- Реализация личности и достижение мастерства (приводит к выработке стабильности в рабочей деятельности).
Спортивный прообраз
Профессионал-спортсмен - это индивид, для которого основным видом трудовой деятельности является спорт. В данном случае, эта профессия выступает разновидностью бизнеса, частью зрелищной индустрии, наиболее уточненной формой коммерции, а также видом предпринимательской деятельности, цель которой – получить прибыть от продажи зрелища атлетического соревнования. В стране активно развивается профессиональный спорт, в том числе, практика заключения контрактов для работы в зарубежных клубах.
Профессионализация спорта – это неизбежный, порой не объективный процесс, который направлен на повышение результативности эстетической и технической стороны спорта через зрелищность. Важно понимать, что спорт может быть коммерческим или направленным на достижение результата и новых рекордов. Первый нацелен на получения финансовой прибыли, а второй развивается по законам спортивной деятельности. В современности, в связи с профессионализацией, спорт утрачивает свою изначальную функцию. М. М. Боген выразил свое мнение таким образом: «Профессионализированный спорт – социальное бедствие, его результатом становятся не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и потерявшие здоровье люди».
В профессиональном спорте главный компонент - результат честным путем - постепенно утрачивает значение, уступая другому принципу: «победа любой ценой». Что может выступать инструментами профессионализации? Это психологическое давление и агрессиям во время соревнования и до него. Все эти проблемы спорта актуальны, большинство из них связано с поиском новых механизмов, повышающих эффективность регулирования социальных процессов.