За полвека до того, как Господь послал на днепровские берега святую равноапостольную княгиню Ольгу, в чешских землях воссиял свет другой подвижницы христианства − великомученицы Людмилы, фото иконы которой представлены в нашей статье. Их судьбы во многом схожи. Обе приняли крещение в зрелом возрасте, рано овдовели, правили от имени своих малолетних детей и, не сумев поселить в их сердцах Христову веру, передали ее внукам, заложившим основы религиозного просвещения своих народов. О земном пути чешской святой рассказывается в этой статье.
Первый биограф святой Людмилы
В середине X века пражским священником Павлом Каихом было составлено самое раннее Житие святой мученицы Людмилы Чешской, иконы же с ее изображением появились только в конце XII столетия. Оригинал этого сочинения, созданного лишь через два десятилетия после ее кончины, не сохранился, но его содержание известно благодаря многочисленным латинским переводам, сделанным в тот же период. Именно он послужил основой для создания всех последующих жизнеописаний подвижницы.
Молодая жена князя Борживоя I
Согласно этому источнику, святая Людмила происходила из семьи князя Славибора, правившего во второй половине IX века народом пшован, который большинство историков отождествляют с сербами. О ранних годах ее жизни ничего не известно, но принято считать, что воспитывалась юная княжна в традициях язычества, являвшегося в то время единственной религией, известной ее народу.
Достигнув подобающего возраста, она стала женой другого владетельного князя − Борживоя I, ставшего основателем правящей династии Пршемысловичей. Этот брак, заключенный по политическим соображениям, стал началом процесса объединения многих племен, проживавших тогда на территории Богемии, и образования на их основе единой нации.
Первые христианские правители Чехии
Из дошедших до нашего времени исторических документов явствует, что изначально владения князя Борживоя ограничивались лишь незначительной территорией, окружавшей его замок, но приняв участие в войне влиятельного моравского правителя Сватоплука против восточных франков, он получил от него в качестве награды весьма обширные земли, на которых со временем была построена столица чешского государства – Прага.
На иконах Людмилу Чешскую принято изображать одну, без супруга, как бы он растворился в тени ее святости. Однако если верить латинским источникам, князь Борживой I принял христианство раньше, чем она, и еще до вступления в брак стал духовным наставником своей будущей жены. Именно благодаря ему она смогла во всей полноте ощутить величие истинной веры и вместить ее в свое сердце. Если подобное утверждение и вызывает сомнение у некоторых исследователей, то все они сходятся во мнении, что именно Борживой и Людмила были первыми христианскими правителями зарождавшегося тогда Чешского государства.
Ученики святого Мефодия
Согласно же славянским авторам, также оставившим нам Жития великомученицы Людмилы, она и ее владетельный супруг приняли крещение одновременно. Произошло это важное событие в 885 году в моравской столице Велеграде, и крестителем их был святой равноапостольный Мефодий, прославившийся тем, что вкупе со своим младшим братом Кириллом стал создателем славянской грамоты.
В тех же источниках отмечается, что изначально ко святой купели супругов подтолкнула не духовная жажда, а некие политические расчеты, однако под влиянием бесед и проповедей Мефодия они искренне уверовали во Иисуса Христа и стали Его верными рабами. Желая приобщить к истинной вере весь чешский народ, супруги по возвращении домой заложили в городе Леви-Градце первый христианский храм, освященный затем в честь святого Климента, широко почитавшегося также и в Древней Руси.
Насильственное крещение чехов
Согласно установившейся традиции, на иконах Людмиле Чешской придается решительный и непреклонный вид, что вполне соответствует ее образу, встающему со страниц исторических хроник того периода. Установление христианства в Чехии, так же как и столетие спустя на Руси, встретило самое яростное сопротивление со стороны поборников язычества и потребовало принятия решительных мер.
В 886 году на землях, принадлежавших князю Борживою, вспыхнуло восстание, возглавляемое его братом Стоймиром – ярым поборником многобожия. В этой критической обстановке Людмила стала надежной опорой мужу и помогла ему усмирить бунтовщиков, призвав на помощь князя Сватоплука, которому он когда-то оказал поддержку в борьбе с племенами восточных франков. После победы, положившей начало процессу всеобщей христианизации Чехии, Борживой по просьбе своей супруги построил в Леви-Градце церковь Святой Девы Марии, на долгие годы ставшую главным духовным центром края.
Единоличная правительница Чехии
В 889 году князь Борживой I внезапно умер, оставив Людмиле двух сыновей – Спытигнева и Вратислава, а также несколько дочерей, имена которых стерлись из памяти потомков. Овдовев столь же рано, как и святая первоапостольная княгиня Ольга, и, так же как она, став фактической правительницей государства до совершеннолетия старшего из наследников престола, Людмила проявила себя как мудрый и последовательный политический деятель. Выстроив весьма продуманную линию отношений с моравским князем Сватоплуком, она сумела пресечь его попытки присоединить Чехию к своим владениям и сохранила ее для собственных сыновей.
Еще одним важным деянием княгини стало сохранение на подконтрольных ей территориях славянского богослужения. Это придает сегодня особое значение иконе святой Людмилы Чешской, поскольку возносимые в храмах молитвы звучат не на латыни, как того требовали посланцы Римской церкви, а на языке народа, собравшегося под их сводами. Благодаря ей ход богослужения в Чехии сделался ясным и понятным для всех простых людей.
Как отмечают историки, сохранение славянского богослужения позволило княгине Людмиле добиться крайне необходимого для ее государства равновесия между католическим и православным священством, каждое из которых пыталось обеспечить себе приоритет. Сделать это было крайне сложно, поскольку после кончины святого Мефодия все его ближайшие ученики покинули страну, и население Богемии испытывало на себе сильное влияние Римской церкви. Вот почему среди православного крыла чешских христиан икона мученицы Людмилы сегодня пользуется особым почитанием.
Власть, перешедшая в руки язычницы
Дальнейшая ее судьба сложилась крайне трагически, и неспроста на иконах Людмилы Чешской принято изображать крест, являющийся, как известно, символом мученичества. Достигнув положенного возраста, на престол взошел ее старший сын Спытигнев и, процарствовав два десятилетия, скончался, уступив место своему младшем брату Вратиславу, который, став правителем Чехии, женился на языческой княжне Драгомире – женщине самовластного и необузданного нрава.
Многие современники писали о том, что христианство она приняла лишь для того, чтобы заключить выгодный брак, сама же оставалась до конца жизни сторонницей самых примитивных форм многобожия. Даже оказавшись в кругу людей, исповедовавших Христа, она не переставала втайне от всех совершать языческие обряды, сопровождавшиеся жертвоприношениями.
Являясь по натуре человеком добрым, но бесхарактерным, Врадислав передал в ее руки всю власть, оставаясь при этом лишь послушной марионеткой, что несказанно возмущало его мать. Через некоторое время он умер, оставив после себя сыновей-наследников, старший из которых, Вацлав, воспитывался своей бабушкой – вдовствующей княгиней Людмилой.
Убийство святой праведницы
Не желая оставаться рядом с опостылевшей ей невесткой, княгиня удалилась в свой родовой замок Тетин, захватив с собой внука Вацлава. Там она надеялась обрести покой и посвятить себя воспитанию наследника престола, но Драгомира, видевшая в ней свою политическую конкурентку и ревновавшая ее к сыну, замыслила преступление.
В ночь на 16 сентября 921 года она подослала ко вдовствующей княгине убийц, которые задушили святую ее же головным убором, называемым повой. Этот элемент одежды непременно присутствует на всех иконах Людмилы Чешской как напоминание о ее мученическом конце. Он представляет собой некое покрывало, надеваемое под корону.
Желая не только физически уничтожить, но и нравственно унизить ненавистную свекровь, Драгомира приказала похоронить ее тело не в церковной ограде, как того требовал закон, а за городской стеной, там, где предавали земле безродных бродяг. Однако на могиле княгини с первых же дней стали происходить чудеса, и она сделалась местом всеобщего паломничества.
Еще не была написана икона великомученицы Людмилы, но ее образ, хорошо знакомый современникам, всегда являлся их внутреннему взору. По молитвам, вознесенным невинно убиенной праведнице, слепые прозревали, безумцы обретали разум, а немощным возвращались силы.
Испытание огнем
Когда молодой князь Вацлав достиг положенного возраста и стал полноправным правителем Чехии, он приказал перенести останки своей бабушки в Прагу и поместить их в базилике святого Йиржи (Георгия), где они находятся и поныне в специально пристроенной для них капелле. Именно поэтому на некоторых иконах св. Людмила изображена на фоне чешской столицы.
Несмотря на то что практически сразу после своей мученической кончины княгиня стала почитаться в народе как святая, ее официальная канонизация совершилась лишь через 180 лет и сопровождалась весьма своеобразным обрядом. По установившейся в те далекие времена традиции для признания святости требовались веские доказательства, одним из которых было так называемое испытание огнем.
Заключалось оно в том, что с мощей сняли покрывало, пролежавшее на них много лет, и в присутствии большого числа свидетелей попытались его поджечь. Лишь после того как все убедились, что огонь не разгорается, святость сочли доказанной. Вероятность того, что ткань могла просто отсыреть, в расчет, разумеется, не принималась. Этот обряд дал повод на некоторых иконах Людмилы изображать ее лик в отблесках огня.
Кара небесная
С мощами великомученицы связаны воспоминания об одном весьма загадочном происшествии, невольно наталкивающем на мысль о чудесах. Его описание поныне содержится в документах пражского архива. Дело в том, что после пожара, охватившего в XII веке базилику святого Йиржи, приглашенный для ее восстановления немецкий архитектор совершил страшное святотатство: он похитил часть мощей святой Людмилы и, переправив их в Германию, тайно распродал.
Однако вслед за преступлением не замедлило последовать и наказание. Сам он вскоре умер, заразившись чумой, а вслед за ним отошли в иной мир и все покупатели краденых мощей. Кто-то свернул себе шею, упав с лошади, кто-то повздорил с соседом и был убит, а один почтенный 70-летний барон, женившийся на совсем еще юной маркизе, испустил дух в первую же брачную ночь. Несомненно, над этими людьми тяготело проклятие, и дабы прервать череду смертей, их родственники поспешили вернуть украденные святыни в пражскую базилику и принести должное покаяние.
Почитание святой Людмилы
В наши дни икону святой Людмилы Чешской можно увидеть во многих христианских храмах - как православных, так и католических. Перед ней возносят молитвы о ходатайстве перед Господом Богом. Молят о здравии живых и упокоении душ тех, кто завершил свой земной путь. Особенно распространено почитание мученицы в Чехии, где она считается одной из небесных покровительниц государства. Несмотря на то что само имя святой там встречается не столь часто, как в России, именная икона Людмилы продается в каждой церковной лавке.
В Русской православной церкви почитание святой мученицы Людмилы было установлено не позднее XIV века. Ее память отмечается ежегодно 16 (29) сентября. В народе сложилось поверье, что она является небесной покровительницей бабушек, хотя официальная Церковь ей этого и не приписывает. Тем не менее перед иконой Людмилы Чешской уже много веков женщины молятся о вразумлении детей и внуков, вселении в их сердца духа кротости, благонравия и страха Божия.
Принято считать, что молитвенное обращение к чешской святой является надежным средством для устранения семейных конфликтов и поддержания мира и любви между супругами. Особенно же чутко внемлет мученица Людмила голосам тех женщин, которым во святом крещении было дано ее имя.
Утренняя звезда, освятившая Чехию
В статье приводится текст наиболее распространенной молитвы ко святой мученице Людмиле Чешской. В первой части, именуемой тропарем, говорится о том, что, оставив тьму идолопоклонства и вобрав в себя свет истинной веры, она, как утренняя звезда, освятила своим богопочитанием Чешскую землю.
В ее продолжении, носящем название кондак, содержится прошение о мольбах перед Богом за всех верных (верующих), которые обрели в ее «всечесном» храме душевную «цельбу», то есть целостность и полноту. В данном тексте слово «храм» не следует понимать в его узком значении, поскольку составители молитвы употребили его в переносном смысле, имея в виду непреклонность веры, приобщение к которой способно придать человеку душевную гармонию. Значение иконы Людмилы Чешской, а также обращенных к ней молитв необычайно глубоко и способно самым благотворным образом влиять на внутренний мир человека.
Эти великие люди думали о своём народе, не отрывая судьбу своей семьи от судьбы народа. Таких сейчас нет. Даже Николай II отрекаясь от Росси думал, что делает благо. Нет и тени сомнения в святости мученицы Людмилы, как вам не стыдно.